Урок 4. Повторение изученного. Морфемика и словообразование
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по морфемике и словообразованию, восстановить и закрепить умение выполнять морфемный и словообразовательный разбор. Методические приемы: работа с таблицей, отработка приемов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи..
Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Объяснить, в каких случаях пишется Ь после шипящих (на материале упр. 12). (Ь после шипящих пишется: — в существительных 3 склонения (роскошь, ложь, речь, помощь); — в глаголах неопределенной формы (беречь, увлечься); — в глаголах 2 лица единственного числа настоящего времени (читаешь, ловишь, купаешься); — в глаголах повелительного наклонения (отрежь, съешь, назначьте). Кроме того, в упражнение не вошли такие случаи употребления Ь после шипящих: — в наречиях (наотмашь, вскачь, сплошь; искл.: уж, замуж, невтерпеж); — в частицах (ишь, лишь, вишь, бишь); — на границе корней (или суффиксов) а окончаний существительных, прилагательных, местоимений, глаголов — разделительный Ь (ничья, мужья, медвежьи, чьи, шью).) 2. Взаимопроверка упр. 13. 3. Начертить на доске таблицу «Употребление Ь после шипящих» (к доске вызывается 1 ученик во время взаимопроверки). Употребление Ь после шипящих
II. Повторение темы «Морфемика и словообразование» 1. Упр. 14 — устно. Выделенные слова выписываются на доску; после ответов учеников в словах обозначаются морфемы. 2. Практические задания. 1) Устный разбор упр. 15. (Правила правописания гласных в корнях слов: 1-я часть — правописание безударной гласной, проверяемой ударением; 2-я часть — правописание чередующихся гласных в корне слова. Подчеркнем необходимость правильного выделения морфем для верного написания слов. Слова с таким же составом морфем, как у выделенных слов: закрепить — придумать, паруса — дубы, просьбу — ходьба, загорелый — рассказала.) 2) Упр. 16 — письменно, выборочно: по 3-4 примера из каждого задания (I-IV). Выводы о правописании о-ё (е) после шипящих: — в корне: под ударением пишется ё, если есть однокоренное слово с е (шёрстка — шерсть, щётка — щетина, жёлудь — желудок); в остальных случаях пишем о (шов, шорох, капюшон и т. д.) — в суффиксе: под ударением — о, без ударения — е (сачок, лодчонка, бельчонок, холщовый, смешон, горячо, общо, но: замочек, страшен, плюшевый; ещё — исключение.) — в окончании: под ударением — о, без ударения — е (мячом, большого, но: дачей, меньшего). — В суффиксах глаголов, их форм и отглагольных существительных: только ё (е) (стрижёт, печёшь, возмущённый, изученный, ночёвка, корчёвка, тушёнка).) 3) Повторение способов словообразования. Упр. 17. Способы образования слов: приставочный (подпрыгнуть — прыгнуть), суффиксальный (гитарист — гитара), приставочно-суффиксальный (сотрудник — труд), сложение основ или их частей без соединительных гласных (зарплата, спортклуб); сложение основы с целым словом с помощью соединительных гласных (хлебозавод), сложение начальных букв (МГУ, вуз). Другие способы: бессуффиксный (вход — входить, глухой — глушь), переход слов из одной части речи в другую (столовая — столовая комната), сложение целых слов (роман-газета), слияние слов (вечнозеленый).) 4) Применение знаний на практике. Упр. 19 — письменно, с последующей самопроверкой и формулировкой правила правописания (приставки пре- — при-). Упр. 21 — то же (суффиксы -чик- — -щик-). 3. Закрепление теории. — Что изучает морфемика? (Состав слова.) — Что изучает словообразование? (Способы образования слов.) — Назовите основные способы словообразования. Приведите примеры. — Каков основной принцип русской орфографии? (Единообразное написание морфемы в разных позициях.) III. Словарная работа 1. Упр. 22 — чтение вслух. 2. Выписать слова в рамках в тетрадь: президиум, президент, приоритет, привилегия. Составить словосочетания с ними. IV. Занимательная лингвистика Попробуйте составить фразу, в которую бы вошли все буквы русского алфавита. (Например: Съешь этих мягких французских булочек да выпей же ещё чаю.) Можно дать обратное задание: попробуйте определить, в чем заключается особенность этого предложения.
Домашнее задание 1. Выполнить упр. 18, 20, 23. 2. Повторить раздел «Лексика и фразеология». 3. Дополнительно: сделать сообщение о лексических разрядах слов (интереснее, если сообщение будет касаться разрядов, выходящих за рамки школьной программы).
Урок 5. Повторение изученного. Лексика и фразеология Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по лексике и фразеологии, восстановить и закрепить основные понятия лексикологии. Методические приемы: беседа по вопросам, сообщения учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями, словарная работа, лингвистическая игра.
Ход урока
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |