Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Закрепление темы «Обособленные обстоятельства»



2016-09-17 598 Обсуждений (0)
III. Закрепление темы «Обособленные обстоятельства» 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Объяснительный диктант.

1) Не вставайте, отвечайте сидя.

2) Махнем не глядя, как на фронте говорят.

3) Не рекомендуется читать лежа.

4) Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на привязанность друзей.

5) Состав, согласно указанию диспетчера, был подан на первый путь.

6) Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Примечание. Можно усложнить задание — определить синтаксические особенности предложений:

1) определенно-личное предложение;

2) первая часть сложного предложения — определенно-личное, вторая часть — неопределенно-личное;

3) безличное предложение;

4) сказуемое «сознавал себя одиноким» — составное именное;

5) сказуемое «был подан» — составное именное;

6) первая часть сложного предложения — определенно-личное; вторая часть осложнена однородными обстоятельствами, определения «весенний первый» — неоднородные.

(Ответы: к 1): «сидя» — наречие, можно заменить синонимом «с места»; ко 2): «не глядя» — наречие, можно заменить синонимом «вслепую»; к 3): «лежа» - наречие, можно заменить контекстуальным синонимом «в горизонтальном положении»; к 4): обстоятельство с предлогом «несмотря на» обособляется всегда; к 5): обстоятельство с предлогом «согласно указанию диспетчера» обособляется, т. к. оно распространено и стоит перед сказуемым; к 6): обособлены однородные обстоятельства.)

2. Тренировочные упражнения.

1) Упр. 328-330 — устно.

2) Речевые нормы: упр. 333 — устно.

3) Упр. 331 комментированное письмо.

 

Домашнее задание. § 30, упр. 334.

Урок 67. Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства»

Цель урока: закрепить знания по теме; развивать пунктуационные навыки; навыки выразительного чтения, элементов лингвистического разбора.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы лингвистического разбора художественного текста, тренировочные упражнения, словарная работа, реализация межпредметных связей.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Орфография: корни с чередующимися гласными.

Записать словосочетания, объяснить правописание гласных в корнях слов: постилать скатерть, поджигать хворост, заровнять землю на грядке, непромокаемый плащ, выгореть дотла, вырастить урожай, высказать предположение, каста неприкасаемых, отблески зарниц, блистательная эрудиция.

 

II. Проверка домашнего задания

Упр. 334: ответы на вопросы, объяснение случаев обособления второстепенных членов — «по цепочке».

Комментарий. Типы речи текстов: I — повествование, II — описание.

 

III. Комплексная работа с текстом (упр. 335)

1. Выбор глагольных форм в тексте, выбор заглавия.

2. Выразительное чтение.

3. Членение текста на абзацы.

4. Пересказ текста.

5. Словарная работа.

Записать слова в рамках: манёвр, маневрировать. Выполнить фонетический разбор этих слов для закрепления правильного произношения.

6. Комментированное списывание текста.

 

IV. Сопоставительный анализ текстов (элементы)

Упр. 336: сравнение отрывков из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Комментарий. При описании грузинки Лермонтов использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, потому что деепричастные обороты означают дополнительное действие, главная же задача автора при описании грузинки — показать не действия, а легкость, изящество, красоту героини; остановиться на деталях.

В сцене схватки с барсом автор предпочитает глаголы в спрягаемых формах. Сцена схватки с барсом очень напряженная, поэтому здесь много глаголов действия, которые передают динамику происходящего.

 

V. Наблюдения в тексте

Упр. 337 (по «Песне о Соколе» М. Горького). Работу предваряет выразительное чтение текста.

 

Домашнее задание. § 30, упр. 338.

 

Урок 68. Синтаксический разбор предложений

С обособленными членами

Цель урока: закрепление пунктуационных навыков; навыков синтаксического разбора.

Методические приемы: пересказ текста, синтаксический разбор, работа со схемами.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Морфемный и словообразовательный разбор слов: предыстория, праздность.

 

II. Проверка домашнего задания

Упр. 338:

1. Рассказ о научных интересах академика Я. К. Грота.

2. Ответы на вопросы и задания упражнения (устно); выполнение схем предложений — на доске (4 человека — по две схемы каждый).

Комментарии учителя

К № 1: Научные интересы ученого-языковеда академика Якова Карловича Грота были широки и разнообразны. Он известен прежде всего трудами по упорядочению русского правописания. Его научная работа началась с подготовки первого издания сочинений Г. Р. Державина. Грот разработал основные принципы составления словарей, возглавил работу по составлению «Словаря русского языка», первого нормативного словаря. Академик Грот был первооткрывателем во многих областях языкознания.

К № 2: Стиль текста публицистический. Характерные для этого стиля слова и выражения: «целиком посвятил себя науке», «уникальный труде, «заложивший основы», «выдержавшее около 20 изданий», «с выходом в свет работ», «начинается новый этап», «будучи первооткрывателем», «всю жизнь следовал правилам».

Предложения с однородными и обособленными членами:

1) Академик Яков Карлович Грот, талантливый ученый-филолог (обособленное приложение), известен прежде всего своими трудами по упорядочению русского правописания.

2) Он закончил Царскосельский лицей, изучил (однородные сказуемые) там французский, немецкий, латинский и итальянский (однородные определения) языки.

3) С 1862 года он целиком посвятил себя науке, начав с подготовки первого издания сочинений Г. Р. Державина (обособленное обстоятельство), ставшего образцом для всех последующих академических собраний сочинений писателей (обособленное определение).

4) В 1873 году вышла работа Я. К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне», уникальный труд в истории русского языкознания (обособленное приложение), заложивший основы научного изучения русского правописания (обособленное определение).

5) В 1885 году Грот составил руководство «Русское правописание», выдержавшее около 20 изданий и утверждённое как обязательное для изучения во всех школах России (обособленные однородные определения).

6) С выходом в свет работ Я. К. Грота по правописанию впервые установилась, по словам академика В. В. Виноградова, «единая система русского правописания и устранялись (однородные сказуемые) мучительные орфографические шатания».

7) Это был первый нормативный словарь, отразивший, по утверждению Грота, «общеупотребительный в России литературный язык в том виде, как он образовался со времен Ломоносова» (обособленное определение).

8) Будучи первооткрывателем во многих областях языкознания (обособленное обстоятельство), Грот всю жизнь следовал правилам, которые сформулировал для себя так: «Пусть праздность и скука (однородные подлежащие) никогда не будут известны мне. В занятиях моих я должен для этого наблюдать как можно более разнообразия, должен начертать себе определенный план и твердо, но без педантизма (однородные обстоятельства) следовать (однородные сказуемые) ему.



2016-09-17 598 Обсуждений (0)
III. Закрепление темы «Обособленные обстоятельства» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Закрепление темы «Обособленные обстоятельства»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)