Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


семья как социокультурная среда воспитания и развития личности



2016-09-17 481 Обсуждений (0)
семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Семья – это группа людей, связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека, дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье. Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Из опыта воспитания детей огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы. Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого сознания, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в семье. Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет - это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте.

Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо. семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается принцип "делай как я".

 

42.

Социальное воспитание — это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к ее рассмотрению. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений.

Задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

 

 

43. Понятие и задачи социально-педпгогической виктимологии:

Социально-педагогическая виктимология. Социально-педагогическая виктимология (от лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знания, в которой: а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации; б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной педагогики, решает определенный круг задач:

- во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений;

- во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, организаций и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

- в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;

- в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

 

 

44. Факторы Виктимизации человека

Наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, называется виктимогенностью, сам же процесс и результат такого превращения - виктимизацией. Среди их многообразия можно выделить социальные и феноменологические условия или факторы. Социальные факторы виктимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологические условия - с теми внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации. Сформировавшись и закрепившись, данные внутренние изменения (черты личности, характерологические особенности, привычки и т.д.) сами становятся условием развития новых виктимогенных факторов.Важным социальным фактором является влияние особенностей социального контроля в том обществе, государстве, в котором проживает человек. Социальный контроль действует на всех уровнях социальных отношений, как формальных, так и межличностных. Очевидно, что образ жизни человека определяется данными факторами и, в свою очередь, способствует либо препятствует виктимизации. Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства, неблагоприятные климатические условия - все это факторы виктимизации населения. Первый фактор – это повсеместное загрязнение окружающей среды. Вторым фактором виктимизации выступает снижение адаптации людей в связи с быстроменяющимися условиями жизни. Третий фактор определяется значительными психологическими стрессами, напряжением, перегрузкой, которую испытывает большинство населения. Особым фактором виктимизации населения выступают катастрофы, поскольку они ведут к нарушению нормальной социализации очень больших групп населения.Специфические виктимогенные факторы обусловлены нестабильностью социальной, экономической и политической жизни общества и государства, поэтому многие происходящие изменения в обществе сопровождаются усилением виктимности. Развитие науки и техники, общий рост цивилизованности населения, сокращение доли тяжелого физического труда в жизни человека способствуют снижению виктимизации. Виктимогенные факторы нарушают процесс семейного воспитания. Важным, на наш взгляд, субъективным фактором виктимизации является развитие агрессивности в детском возрасте. Агрессивность человека становится важной социально-психологической проблемой. С одной стороны, в современном мире человеку нужны такие качества, как настойчивость, упорство, активность и инициатива. С другой - если эти качества слишком сильно развиты, они могут перерасти в агрессивное поведение. Основными источниками демонстрации агрессивного поведения являются средства массовой коммуникации, семья, ближайшее социальное окружение человека. Наиболее опасно формирование синдрома привыкания к демонстрации агрессии, который проявляется в снижении физиологических реакций человека. Жестокость родителей по отношению к своим детям также является существенной причиной формирования соответствующего поведения у воспитуемых. Антисоциальное поведение будет проявляться в ущемлении или игнорировании прав других людей. Готовность человека к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности - агрессивность. Таким образом, к факторам виктимизации можно отнести все факторы социализации: микрофакторы - семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации; мезофакторы - этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; макрофакторы - космос, планета, мир, страна, общество, государство. Естественным следствием виктимизации населения является не только отклоняющееся поведение, но также и развитие особых психических состояний (депрессии, депривации и т.д.), психосоматических заболеваний.

 

45. Социальное поведение личности и его регуляция. (В. Момов, М.И. Бобнева, В.Г. Асеев)

Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер.

Структура социального поведения:1) поведенческий акт – единичное проявление деятельности, ее элемент;2) социальные действия – действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения;3) поступок – это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением;4) деяние – совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность.

Виды социального поведения личности:1) по системе общественных отношений:

а) производственное поведение (трудовое, профессиональное);б) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.);в) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.);г) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное);д) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.);е) религиозное поведение;

2) по времени осуществления:› импульсивное;› вариабельное;› длительно осуществляемое.

Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность.

Факторы регуляции поведения:1) внешние факторы:а) социальные явления (общественное производство, общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация);б) общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и т. д.);в) духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия);г) политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения);д) правовые факторы (право, закон);е) социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность));

2) внутренние регуляторы поведения:а) когнитивные процессы;б) устная и письменная речь;в) специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач);г) психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.);д) психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности);3)социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение; технологии рекламы и пропаганды и др.).

 

 

46. я - концепция личности в соц психологии (Мэри Калкинс)

Я-концепция - совокупность соц. уст. о себе: каким себя видим, как себя воспринимаем, как оцениваем себя и т.д. (выражены все 3 компонента). Виды Я-концепции: 1. реальное Я (то, что чел. о себе думает); 2. Я в глазах других людей; 3. рефлексивное Я (как я считаю, что обо мне думают другие); 4. «Зеркальное» Я (отражение моих представлений обо мне в других людях); 5. идеально Я (каким бы я хотел быть); 6. Я-совесть (каким я не должен быть). Механизмы формирования: 1. идентификация (с той или иной группой или человеком) – подражание поведению другого человека; 2. интериоризация; 3. конформистский механизм: то на что делают акцент родители и т.д. Основные функции: 1.способствование достижению внутренней согласованности; 2. определяет характер индивидуальной интерпретации опыта; 3. прогностическая – источник ожиданий; 4.регуляция поведения.

В 1935 г. Курт Коффка выделил Я в качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов, использовавших т. н. феноменологическую интроспекцию, при к-рой наблюдатели отчитываются о своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их анализировать. Между тем социологи, такие как Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в формировании Я-концепций, к-рые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исслед.

. 1. Личная Я-к. (personal self-concept). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, какими он видит их. Эти характеристики могут варьировать от сравнительно специфических до весьма обобщенных 2.Социальные Я-к. (social self-concepts). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими. 3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-к. (self-ideals regarding one's personal self-concept). Это представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле. 5. Оценки описательных личных Я-к. относительно соотв. личных Я-идеалов (evaluations of descriptive personal self-conceptions in relation to the ideals for self regarding those attributes). Иначе говоря, это оценки пункта 1 в сравнении с пунктом

 

47. конформность как социально-психологический феномен

Понятие конформности в социальной психологии

С 30-х годов интерес к психологической проблематике групп приобретает массовый и устойчивый характер, особенно в США. Давно ставшие классическими работы Э. Мэйо, Я. Морено, М. Шерифа, К. Левина, М. Дойча, Дж. Тибо, Г. Келли и многих других исследователей заложили основу современного понимания природы внутригрупповых процессов, равно как и продемонстрировали возможности работы с группой как объектом и инструментом психотехнического воздействия.

В частности, особенное внимание уделялось изучению конформизма, феномену группового давления В повседневной речи понятие «конформизм» приобретает некоторый негативный оттенок, так как само слово имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы. Что такое конформность? Конформность может быть определена как изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Конформность - это согласие в отношении некоторого свойства, аттитюда или поведения, основанное на простой принадлежности к группе. Как эмпирическая, так и концептуальная проблема, конформность заключается в установлении этого согласия (которое не обязательно должно быть полным) и демонстрации того, что его бы не было в отсутствие группы. Конформность можно отличать от других понятий по отсутствию одного из этих условий. Если существует согласие в отношении свойств, но оно не зависит от принадлежности к группе (например, если оно является следствием более общих обстоятельств), говорят об единообразии (uniformity) аттитюдов или поведения людей. Если согласие достигается путем принуждения, обещанием вознаграждения или угрозой наказания, говорят об податливости (compliance). Если единообразие стало настолько прочной частью «Я» человека, что сохраняется даже после прекращения его членства в группе, говорят об интернализации (internalization); процесс, посредством которого это достигается на протяжении всего жизненного пути, называется социализацией (socialization). Конформность можно рассматривать как промежуточную стадию между поверхностной податливостью и глубокой интернализацией — как конфликт между тем, что в действительности представляет собой человек, и тем, к чему обязывает его принадлежность к группе.

Степень конформности человека обусловлена и зависит во-первых, от значимости для него высказываемого мнения - чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в группе - чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы. В-третьих, конформность зависит от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия. В-четвертых, степень конформности определяется возрастом и полом человека - женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые. (Ф. Олпорт.Эксперимент Соломона Аша)

 

48. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

Согласно когнитивным теориям мотивации, поведение индивида зависит от его представлений о мире и когнитивного восприятия ситуации. Начало когнитивным теориям положил Леон Фестингер. Именно ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эту теорию Фестингер предложил в 1957 году. В основе теории лежит то, что «связанные между собой установки человека стремятся именно к согласованности»

Основные гипотезы теории когнитивного диссонанса Фестингера звучат следующим образом (далее цитата) :

1. Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида у попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса.

2. В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию. (Конец цитаты)

Согласно данным гипотезам можно дать определение когнитивному диссонансу:

Когнитивный диссонанс – несоответствие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на уменьшение или устранение этого противоречия.

В своей книге Фестингер рассматривает релевантные отношения между «элементами» (т.е. по факту, знаниями человека о предмете). «Два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, если по той или иной причине они не соответствуют один другому». Фестингер приводит несколько причин возникновения диссонантных отношений между элементами:

1. Логическая несовместимость. Отрицание одного элемента следует из содержания другого элемента на основании элементарной логики.

2. Культурные обычаи. Диссонанс возникает из-за того, что данная культура определяет, что прилично, а что нет.

3. Одно конкретное мнение входит в состав более общего мнения. Фестингер приводит следующий пример: демократ на президентских выборах голосует за республиканскую партию.

4. Прошлый опыт. Например, человек открывает кран с горячей водой и надеется не обжечься.

Диссонанс возникает в ситуациях, когда индивид узнает новую информацию или становится очевидцем непредсказуемых событий. Фестингер утверждает, что диссонанс – это ежедневное, постоянное явление, так как на свете «очень мало на свете вещей полностью черных или полностью белых». Фестингер утверждает, что диссонанс возникает всегда, когда от человека требуется высказать мнение или сделать какой-либо выбор; «диссонанс между осознанием предпринимаемого действия и теми известными субъекту мнениями, которые свидетельствуют в пользу иного варианта развития событий». Можно привести пример из повседневной жизни: приходя в магазин, человек не может выбрать из двух одинаково хорошо известных брендов.

теория когнитивного диссонанса строится на трех основных точках:

1. Существуют диссонантные и консонантные отношения между когнитивными элементами (или представлениями человека об окружающем мире и его поведением)

2. Возникновение когнитивного диссонанса ведет к появлению у индивида стремления к уменьшению или устранению этого диссонанса

3. Появление подобного стремления состоит в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породившего диссонанс элемента.

49. Социальные стереотипы и предрассудки

Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением. (Впервые понятие “стереотип” ввел Липман.)

Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов.

Функции стереотипа: 1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии)Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы. 2) идеологизация (сохранить ценность, интерес) 3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).

Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе. Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях. Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.

Основные свойства стереотипа: 1) Не развитый когнитивный компонент 2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип). 3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях 4) Интенсивность эмоционального проявления 5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании).

Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными.

Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании. Примеры: стереотипы американцев

1) в России все воруют 2) в России все мужчины пьют

Предрассудки рождаются только в личной форме.

Свойства предрассудка: 1) иррациональность, недоступность для понимания и объяснения. 2) неадекватность, несоответствие действительности. 3) ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость.

Главная причина возникновения стереотипов и предрассудков - не развитый когнитивный компонент.

Литман: стереотип необходим, что бы защищать интересы группы (общая функция) . Оллпарт считает, что причины предрассудков лежат в малоинформированном и предубежденном сознании. Но носителем предрассудка может быть и высокоинтеллектуальный образованный человек.

 

50. Механизмы социально-психологического воздействия: заражение, подражание, внушение, убеждение.

1. Заражение — это самый древний механизм воздействия . Он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.

2. Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т. е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиленный экспрессивный момент. Очень велика здесь роль интонации голоса. Степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц с слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы.

3. Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид. Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия:

* убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;

* она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;

* необходимо анализировать факты, известные слушателям;

* убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.

Механизм подражания. Подражание - освоение, объектом формы поведения другого человека на основе сознательного или бессознательного сравнения с ним. Его качественным признаком является его произвольность или непроизвольность. Она определяется наличием или отсутствием у индивида явной побудительной причины подражания.

Произвольное подражание протекает в высших (личностных) формах и может иметь внутреннюю или внешнюю мотивацию. Внутренне мотивированное подражание – это воспроизведение человеком тех образцов поведения, которые соответствуют его ценностям и установкам. К примеру, героические образы персонажей кинофильма вызывают у военнослужащих (в частности у «военной молодежи») стремление быть такими же, как они, и может побудить их к саморазвитию соответствующих физических, психических и нравственных качеств.

К внешне мотивированному подражанию относится следование обычаям, социальным стандартам, давлению и моде. А внешняя податливость человека такому групповому давлению называется конформностью. Она проявляется в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся позицией большинства и служит средством провокации единообразия внутригруппового поведения.

Непроизвольное подражание – это копирование чужого поведения без явной побудительной причины. Данный процесс протекает в элементарных (рефлекторных) формах и связан с работой сенсорного и субсенсорного уровня чувственного восприятия.

На сенсорном уровне участник социально-культурной деятельности (например, зритель концерта) получает и непроизвольно стремится продлить эстетическое наслаждение (например, начинает прыгать, хлопать и подпевать артисту). А на субсенсорном – на него действуют и вызывают соответствующие реакции подпороговые (лежащие ниже порога ощущений) раздражители (например, инфразвуки).

 



2016-09-17 481 Обсуждений (0)
семья как социокультурная среда воспитания и развития личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)