Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контроль и оценка учащихся на уроках музыки



2016-09-17 1802 Обсуждений (0)
Контроль и оценка учащихся на уроках музыки 0.00 из 5.00 0 оценок




В современном процессе музыкального воспитания проблема оценки остается одной из наиболее дискуссионных. Так, например, не все учителя, ведущие предмет «Музыка», разделяют педагогическую целесообразность отметки. В частности, в дискуссии об отметке, проводимой журналом «Музыка в школе», педагоги-практики отмечали: «Всем своим нутром чувствую, что ребята спешат ко мне на уроки не из-за оценок. Уверен, им по сердцу сама атмосфера урока с ее максимальной возможностью выразить свое творческое «я»: игровые песни, таинство волшебных звуков, возможность поиграть на каком-либо инструменте, соревнования в слуховых и мыслительных способностях и многое другое, что делает наши уроки неординарными, а главное — эмоционально насыщенными. Тот, кто окажется у дверей класса, может услышать и дружный смех, и дружную...тишину. Какую же оценку мне ставить, видя и переживая такое единство? Потому оценки (для администрации) я ставлю всему классу после урока, когда уже затихли голоса ребят и они удалились»1.

Противоположным мнением является необходимость сохранения системы отметок на уроках музыки. Среди педагогов-практиков бытует такое мнение: «В школе так принято — оценивать знания ребят и ставить отметки. Если оценивается, например, физическая культура, то почему же не надо оценивать эстетическую культуру?». При этом предлагаются следующие требования оценки при выставлении отметки: объективность,

_____________

1Еще о педагогических оценках на уроке музыки // Музыка в школе —1987. - № 3. – С.61.

 

систематичность, гласность. Если учитель придерживается указанных выше критериев, дети в силу логических обоснований учителя понимают оценку как некий эталон требований и адекватно могут самооценивать себя. При этом очень важно оценивать рост навыков, для чего необходимо предварительно выявить уровень знаний и музыкальных способностей. Но при определении количественных показателей не следует забывать и о качественных показателях духовного роста школьника (проявление интереса к музыке, непосредственности эмоционального отклика на музыку и пр.)1.

Результат оценки — отметка — начиная со 2 класса, фиксируется учителем в классных журналах и дневниках учащихся.

Э. Б.Абдуллин предлагает следующие критерии оценки учащихся начальной школы на уроках музыки:

«5» — соответствие 3 критериям, либо первым двум:

- проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее; высказывания о прослушанном или исполненном произведении;

- активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми значениями в процессе восприятия музыки;

- рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

«4» — соответствие двум или одному критерию.

«3» — отсутствие соответствия данным критериям.

«2» и «1» — на уроках музыки недопустимы.

Недопустимость выставления неудовлетворительных отметок на уроках музыки объяснима тем, что это может явиться причиной потери интереса ребенка к музыкальным занятиям. В этой связи заслуживает внимания позиция В. А. Сухомлинского, мудро полагавшего: «Такое, на первый взгляд, простое дело, как оценка знаний учащихся, — это умение учителя найти правильный подход к каждому ребенку, умение лелеять в его душе огонек познания. В течение 4-х лет обучения детей в начальных классах я никогда не ставил неудовлетворительных оценок — ни за письменные работы, ни за устные ответы. Дети учатся читать. Писать, решать задачи. Один ребенок уже достиг положительных результатов в своем умственном труде, другой пока еще нет. У одного получается то, чему его хочет научить учитель, у другого не получается, но это не значит, что он не хочет учиться. Я оценивал умственный труд

____________

1 Следует отметить, что, безусловно, обосновано мнение ряда учителей-практиков, справедливо полагающих, что очень сложно оценить неуловимый, субъективный процесс восприятия музыки, за которым стоит движение детского сердца и искренность проявления детской души.

 

лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я не ставлю ему никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу. Я советую учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношениях к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»1.

Оценивать следует участие ребенка во всех видах музыкальной деятельности детей на уроке. Так, учитель может поставить, например, две отметки — одну за слушание музыки, другую за пение или игру на музыкальных инструментах. А может поставить одну общую, итоговую.

Существуют способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы:

- выставление оценок со знаками «плюс» и «минус»;

- словесное дополнение оценки (особенно существенен в начальной школе, когда важно поддержать ребенка и помочь поверить в свои силы);

- выставление оценки в дневнике, сопровождаемое записью, адресованной родителям;

- поощрение двойной оценкой (например, сразу две «5» — за творческую оригинальность в исполнительстве, активность в решении проблемных задач или за старание, усердие, желание учиться петь и понимать музыку).

Наряду с оцениванием по 5-балльной шкале Стандарт регламентирует в текущей оценочной деятельности соотносить результаты ученика с оценками — «зачет/незачет» («удовлетворительно/ неудовлетворительно»).

Современной эффективной формой оценивания учащихся является «Портфолио» — портфель личных достижений учащегося. Согласно Стандарту, в портфель достижений по предметам эстетического цикла входят:

- аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

 

- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы);

- материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности.

По результатам оценки материалов портфеля делаются выводы:

- о сформированности у ученика универсальных и предметных способов действий (например, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий учебника или рабочей тетради по «Музыке», умение строить речевые высказывания о музыкальных произведениях, проводить аналогии и сравнения между произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства и т.д.), а также опорной системы музыкальных знаний (владении терминологией музыкального искусства, основами нотной грамоты);

- сформированности у ученика способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач (например, при выполнении проектной деятельности стремление находить продуктивное сотрудничество — общение, взаимодействие — со сверстниками);

- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции (наличие учебно-познавательного интереса к музыкальному искусству; участие в музыкальной жизни класса, школы; реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования; позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей и т.д.)'.

Оценка, как отдельных составляющих портфолио, так и в целом ведется на критериальной основе. Критерии разрабатываются учителем на основе требований к результатам освоения учащимися программы по музыке с учетом возраста и контингента детей.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. С позиции оценивания учащихся на уроках музыки прокомментируйте комплекс общепедагогических требований:

«- Оценка не пугало, а награда. Она должна стимулировать учебную деятельность ученика, а не наказывать за нее. Ученик должен иметь право на ошибку.

_______________

1 Пояснения составляющих Портфолио по музыке даны с учетом требований к результатам освоения учащимися программы «Музыка» для 2 класса (Музыка 1—4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений / В. В.Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. — М., 2010.

 

— Процесс оценивания должен быть основан на динамике позитивных изменений результатов учебной деятельности учащегося, а не на количестве сделанных им ошибок.

— Успешность учебной деятельности ученика должна напрямую зависеть от тех усилий, которые он затрачивает для достижения цели в ходе учебной деятельности. Отсутствие таких усилий влечет за собой и отсутствие оценок.

— Оценка должна быть ориентирована на развитие у ученика навыков самооценивания и самоанализа. Прежде всего необходимо научить ребенка самому оценивать результаты своего труда. Следовательно, необходимо развивать у ребенка умение анализировать и сопоставлять.

— Оценка должна учитывать возрастные особенности детского восприятия и ориентироваться на приоритетную для данного возраста шкалу ценностей»1.

2. На уроке музыки наряду с индивидуальной формой оценки бытует оценка коллективная. Как вы считаете, в чем позитивность коллективной формы оценки вокально-хоровой деятельности учащихся или игры на музыкальных инструментах на уроках музыки?

3. Прокомментируйте предлагаемую педагогическую ситуацию: «Иногда ребенок и слова не скажет до конца года. Его расшевелить,его привлечь к музыке — нет задачи важней. У меня один такой ученик молчал, молчал и вдруг заговорил. Он заявил, что «Песню о школе», которую мы повторяли в конце первого класса, сочинил...Бетховен. С точки зрения норм оценок я, наверное, должна была поставить ему если уж не единицу, то двойку. Но я готова была его расцеловать: проснулся ведь, заговорил! Да и такую уж ли глупость он сказал? Давайте разберемся. Я спросила:

— Почему ты думаешь, что эту песню написал Бетховен?

— Потому что Бетховен — хороший композитор.

Значит, не прошли мимо этого ученика, как мне порой казалось, все наши уроки. Посмотрите, сколько знаний кроется за его первым самостоятельным ответом. Во-первых, мальчик уже знает, что музыку сочиняют композиторы. Во-вторых, мальчик знает, что есть композитор Бетховен; в-третьих, что Бетховен — хороший композитор; в-четвертых, он сумел оценить достоинства «Песни о школе» Кабалевского. Ну а то, что восьмилетний ребенок еще не силен в истории и произвольно сдвигает столетия, — это не беда. В конце концов, живи Бетховен сегодня, почему бы ему и не написать песню о школе.

Так что не надо спешить осуждать неправильный ответ ребенка, тем более ставить ему низкую отметку»2.

______________

1 Бурцев К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. — М., 1996.

2Морозова Н. Главное пробудить интерес // Музыка в школе. — 1983№ 3. - С. 47 - 48.

 

4. Прокомментируйте предлагаемую педагогическую позицию: «Однажды ко мне пришла бабушка одного второклассника выяснить, почему он в четверти получил «четыре», а не «пять»: он же так много знает, учится в музыкальной школе. Беседовав втроем. Спрашиваю:

— Костя, за что ты получил отметку?

— Я пропустил целый месяц и неточно определил интонации

в сказке «Петя и волк».

— Но ведь ты рассказывал дома об интонациях, в которых слышится характер Пети, дедушки, волка, конки, — не унимается бабушка. — Вот видите, чему Костя выучился в музыкальной школе.

— Бабушка, это не в музыкальной, а здесь, в этой школе.

И я поняла, что ошиблась: Косте следовало поставить «пять», раз он так убедил бабушку»1.

_________

1 Из опыта работы А. Кононенко.

 

Глава 7



2016-09-17 1802 Обсуждений (0)
Контроль и оценка учащихся на уроках музыки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контроль и оценка учащихся на уроках музыки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1802)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)