Методика организации и проведения школьных праздников
Праздники, как правило, всегда являются яркими событиями в жизни школы. Они могут быть связаны с конкретными датами календаря (Новый год, Масленица, 8 Марта), а могут иметь более общую тематику («Музыка всюду живет», «Я хочу услышать музыку...», «Домисолька приглашает друзей», «Праздник песни» и т.д.). Существует мнение, что праздники должны быть рассчитаны на учащихся определенного возраста. Но, тем не менее, практика показывает, что проведение праздника — это особое ощущение единения людей, и потому учащиеся 4 класса с интересом наблюдают выступления первоклассников, а малыши с любопытством слушают и смотрят выступления более старших детей. Доброй традицией проведения праздника могут стать общешкольные песни (например, на празднике «Домисолька приглашает друзей» — «Домисолька» О. Юдахиной). Праздник — это не только проявление музыкальных способностей детей и творческой инициативы, это всегда встреча с кем-то и чем-то интересным. Особую атмосферу праздникам придают участие в них детских поэтов, композиторов, профессиональных артистов. Праздник должен быть подготовлен заранее. Составляется сценарий, распределяются роли, начинается подготовка художественного оформления (декораций, костюмов, светоэффектов), в чем большую помощь могут оказать руководители кружков. Подготовка праздников требует активности и мобильности педагога-организатора. И, конечно, неоценимой помощью ему явилось бы участие родителей. Что касается репетиций, не следует забывать, что самое главное в празднике и в его подготовке — это возможность творческой самореализации. В этой связи излишни многократные общие репетиции, утомляющие детей. В то же время номера концертной программы праздника обязательно требуют подготовительной, а также серьезной режиссерской работы. Каждый участник праздника, учитывая, что речь идет о младших школьниках, должен знать элементарные правила. Так, хоровому коллективу потребуется репетиция, чтобы дети знали, как по рядам надо выйти на сцену и как уйти, закончив выступление; как держаться во время выступления. Солистам потребуется репетиция в зале, для того чтобы научиться петь с микрофоном, театральному коллективу и хореографическим коллективам школы — для ориентации в пространстве зала. Если готовится праздник, на котором планируется участие учащихся всей начальной школы, то репетировать концертную программу следует по классам. Программа выступления, как правило, предполагает взаимосвязь с уроками музыки. Так, на празднике «Широкая Масленица» дети могли бы показать, как раньше играли в «Бояре». Данную игровую песню дети разучивают по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе. Настроить внимание зала на исполнение игры помогут слова Скомороха: Коли праздник наш в разгаре, Начинай игру «Бояре». На празднике «8 марта — день особенный!» уместно было бы исполнить песню «Мама» В. Гаврилина на слова В. Шульгиной из вокально-инструментального цикла «Земля». Данная песня аналогично является программной и потому хорошо знакома детям. Также праздники предполагают согласованность с занятиями школьников во внеурочное время в творческих объединениях (кружках) — хоре, музыкальном театре, фольклорном и хореографическом ансамблях. Например, на празднике «День школы» фольклорный ансамбль мог бы исполнить частушки: Выйдем, братцы, все рядком и частушки пропоем, Ты, гармошка, заиграй, школа наша, не скучай! Выступление школьного хора с песней «Школьный корабль» Г.А.Струве на празднике «Посвящение в первоклассники» явилось бы добрым напутствием и подтверждением слов ведущего о том, что каждый год, переходя из класса в класс, с детьми всегда будут рядом улыбки, хорошее настроение, любимые стихи и песни. Примером использования в сценарии праздника хореографической постановки может быть неожиданное появление на празднике «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» сказочного персонажа Емели, который исполнит русский танец. Артисты музыкального театра на празднике могут показать самостоятельный номер, а также помочь ведущему в проведении праздника. Ведущий: Дорогие друзья, у вас сегодня необычный день — день прощания с букварем. Конечно, немного грустно прощаться, но в то же время радостно, что вас ждут новые книги. Шапокляк: Стойте, стойте, стойте! Ведущая: А Вы, собственно, кто? Шапокляк: Это я, ваша любимая бабушка, бабуленька Шапокляк! Так что вы тут празднуете? Ведущая: День прощания с букварем! Вы уж нам не мешайте. Шапокляк: Что значит — не мешайте? Да я — самая лучшая устроительница праздников на свете. Что у вас там по сценарию? Празд-нич-ное выс-туп-ле-ние 1 «а». «Пе-сня о шко-ле». Ума не приложу, что же может быть праздничного в школе? Ведущая: Бабушка, Вы неправы. Школа — это праздник, потому что здесь ждут ребят буквы, цифры, ноты. Впрочем, они сами расскажут Вам об этом в своей песне. (Учащиеся 1 класса исполняют «Песню о школе» Д. Б. Кабалевского на слова В. Викторова). Другим примером участия юных артистов в празднике может быть театрализация небольшого фрагмента книги о том или ином композиторе. Например, на празднике «Я хочу услышать музыку» перед выступлением учащихся настроить слушательскую аудиторию на восприятие музыки Грига помогла бы следующая проецируемая ситуация: Ведущий: ...Далеко на севере, омываемый водами Атлантического и Ледовитого океанов, лежит Скандинавский полуостров. Неприступен край снежных вершин и бездонных озер. В самой северной части этого полуострова расположена страна Норвегия, где живут сильные, отважные люди, искренне верящие в сказки и предания, как верил в них Эдвард Григ, известный всему миру норвежский композитор. Будучи ребенком, Эдвард верил, что внутри инструмента живут крошечные тролли и горные волшебники — кобольды. И они оживают, когда его мать играет старинные мелодии. Эдвард даже со страхом несколько раз заглядывал внутрь рояля. (Маленький Эдвард нажимает клавишу, долго слушает и заглядывает в рояль.Входит мама.) Мама: Какой ты у меня еще маленький. Тролли и кобольды живут в пещерах, а ночами водят хороводы в лесу. Эдвард: А почему ночами? Мама: Потому что если их застанет луч солнца, они превратятся в камень. Эдвард: Мамочка, можно их когда-нибудь увидеть? Мама: Нет. Но иногда в траве остаются круглые следы от их деревянных башмачков... Ведущий: На всю жизнь Эдвард Григ сохранил в душе очарование сказочно красивой природой, которая так прекрасно отразилась в творчестве композитора. Музыка Эдварда Грига «Заход солнца». Исполняет хор 4 класса. Как видно из приведенных примеров, речь ведущего имеет большое значение. Она должна быть содержательной, яркой и эмоциональной, что поможет собрать внимание детей и подготовить к восприятию музыкального произведения.
МИКРОПРАКТИКУМ
1. Предлагая детям послушать попурри из знакомых песен в исполнении детей школьного хора, ведущий может собрать внимание младших школьников такими словами: «Когда приходят добрые друзья, их непременно хочется чем-то вкусным угостить. Вот и вас мы сейчас угостим особым блюдом — музыкальным блюдом по рецепту попурри: берутся популярные мелодии, нарезаются не крупно, но и не мелко, так, чтобы вкус их почувствовать, соединяются вместе и подаются в концерте. Вполне съедобно. Попробуйте! — «Веселое попурри!»1. Продумайте, каким образом можно собрать внимание детей перед исполнением инструментального номера (например, на флейте, скрипке). Помните, что ваше слово должно нести некую информацию, но при этом быть занимательным и интересным. 2. Проанализируйте сценарии праздников в журналах «Музыка в школе», «Начальная школа» по следующим параметрам: — воспитательные задачи праздника; — мера эмоциональности и поэтичности слова ведущего; — степень активности учащихся в праздничной программе; — художественность и доступность литературного и музыкального репертуара, его адекватность возрастным особенностям детей; — значение праздника для пробуждения у школьников познавательного интереса к музыкальному искусству и мотивации творческого самовыражения. Составьте сценарий новогоднего праздника2. __________ 1 Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. — СПб., 1992. 2 Возможна альтернативная замена.
Список Литературы
Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М., 2006. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений — М., 2004. Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь. — М., 1989. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М., 2000. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие. — М., 1983. Арчажникова Л. Е Профессия — учитель музыки: книга для учителя. - М., 1984. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973. Барсова И. А. Книга об оркестре. — М., 1978. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. — Л., 1991. Булучевский Ю. С, Фомин В. С. Краткий музыкальный словарь. — М., 2005. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. - М., 1986. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. — М., 2007. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. — Луганск, 1990. Во А. Классическая музыка. Новое восприятие. — De Agostini Editions, 1997. Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 4. — Л., 1965. Воспитание музыкой. Из опыта работы // сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. — М., 1991. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968. Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета. — М., 1989. Еродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе (I —IV классы). - М., 1962. Еродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. — М., 1969. Еуревич Е.Л. История зарубежной музыки. — М., 1999. Домрина Е. Н. Беседы о музыке. — М., 1982. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / сост. О.А.Апраксина. — М., 1990. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. — М., 1986. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1989. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — М., 1976. Казиник М. Тайные знаки культуры. — Кострома, 2005. Как учат музыке за рубежом. / сост., авт. пред. Д. Дж. Харгривз, A. К.Норт. - М., 2009. Коренева Т.Ф.Ъ мире музыкальной драматургии: метод, пособие по ритмике. — М., 1996. Королева Т.П. Методика музыкального воспитания. — М., 2010. Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной школе. — М., 1999. Красильников И. М., Глаголева И. А. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы). — М., 2004. Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе: книга для учителя. - М., 2001. Майковская Л. С. Артистизм учителя музыки. — М., 2005. Майковская Л. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальной культуре и образовании. — М., 2009. Матвеева Л. В. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье: монография. — Екатеринбург, 2007. Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. — М., 1988. Музыка: 1—4 кл. Метод, пособие / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. - М., 2010. Музыка. 1 —4 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / B. В.Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н.Кичак. - М, 2010. Музыка в начальной школе: Метод, пособие для учителей / под редакцией Д. Б. Кабалевского. — М., 1980. Музыка начинается там, где кончается слово: книга для учителя / М.Ш.Бонфельд, П.С.Волкова, Л.П.Казанцева, В.И.Шаховский; сост. П.С.Волкова. - М., 1995. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1—7 кл. 3-е изд., дораб. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. — М., 2010. Музыкальное образование в школе / под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001. Музыкальная энциклопедия. — Т. 1 — 6. — М., 1973—1982. Музыканты мира: биографический словарь / М. В. Есипова, О. В. Фра-енова. — М., 2001. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. Неменский Б. М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Вып. 3. — М., 1995. Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. — М., 2002. Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. — М., 1977. Осеннева М.С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб.пособие для студ. нач. фак. педвузов. — М., 2001. Осеннева М. С, Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. — М., 2003. Осеннева М. С, Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. — М., 1999. Работа с детским хором // Сборник статей. — М., 1981. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб.пособие для студентов и преподавателей. — М., 1997. Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. — М., 1992. Подуровский В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2001. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб.пособие для студ. муз. фак. высш. пед. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Ки-ященко, К.В.Тарасова и др. / под ред. Г.М.Цыпина. — М., 2003. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. — М., 2009. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1—8 классы / под руководством Д.Б.Кабалевского. — М., 2006. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001. Работа с детским хором // Сборник статей. — М., 1981. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 2004. Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Учеб.пособие. — СПб, 2007. Самарин В. А. Хороведение. — М.,1998. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М., 1973. Способин И. В. Музыкальная форма. — М., 1980. Способин И.В. Элементарная теория музыки. — М, 2006. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С.Тарасов и др. / сост. Т. В. Челышева. — М., 1993. Старобинский СЛ. Методика стиле-слухового анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М., 1999. Струве Г. Школьный хор. Книга для учителя. — М., 1981. Стулова Г. 77. Теория и практика работы с детским хором: учеб.пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. — М., 2002. Стулова Г. П. Хоровое пение в школе: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М., 2010. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). — М., 1979. Творческие портреты композиторов: популярный справочник. — М., 1990. Теплое Б. М. Избранные труды: в 2-х т. — М., 1985. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений / Л. В. Школяр и др.- М., 1998. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств. — М., 1990. Торопова Л. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учеб.пособие. — М., 2008. Финкельшшейн Э. Музыка от А до Я // Занимательное чтение с картинками и фантазиями. — СПб., 1992. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. — М., 1987. Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основные музыкальные формы. — М., 1964. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. — М., 1994. Чесноков П. Г. Хор и управление им. — М., 1961. Шашковский Г. И. Сочинение и импровизация мелодий. Методическая разработка для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. — М., 1969. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975. Шмагина Т. С. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими рекомендациями: пособие для учителя. — М., 1993. Энциклопедический музыкальный словарь / гл. ред Г. В. Келдыш. — М., 1990. Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества / Популярная библиотека для родителей и педагогов. — М., 1997. Научно-методические журналы «Искусство в школе» — общественно-педагогический и научно-методический журнал; «Музыка в школе» — научно-методический журнал; «Педагогика искусства» — электронное научное издание (http:// www.art-education.ru).
ТЕСТ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1115)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |