Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие тембрового и динамического слуха учащихся



2016-09-17 859 Обсуждений (0)
Развитие тембрового и динамического слуха учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Б. М. Тешюв в своих исследованиях отмечал, что среди основных элементов музыкальных способностей роль тембрового и динамического слуха в музыкальном развитии ребенка не должна быть принижена: тембр и динамика позволяют детям воспринимать и воспроизводить музыку во всем богатстве ее красок и оттенков.

Для развития тембрового слуха полезно накапливать у детей как можно больше слуховых впечатлений от звучания инструментов различных тембров, мужских, женских и детских певческих голосов. С этой целью дети на уроках музыки знакомятся с тембрами инструментов симфонического оркестра (скрипкой, флейтой, кларнетом, трубой, фаготом и др.), а также оркестра русских народных инструментов (балалайкой, баяном, ложками, трещотками).

Развитие тембрового слуха основывается на принципе от неосознанного к осознанному. Так, понятие тембра в программе Кабалевского вводится лишь в четвертой четверти второго класса при знакомстве детей с персонажами симфонической сказки «Петя и волк» Прокофьева. Однако музыкальный репертуар фонохрестоматии к программе с первых уроков содержит записи тембров различных инструментов. В песне «Веселый музыкант» А. Филиппенко инструментальное вступление к куплету исполняется либо на скрипке, либо на балалайке, либо на барабане в соответствии с текстом песни.

Аналогично происходит знакомство с тембрами голосов. Например, в опере М. Коваля «Волк и семеро козлят» дети слышат в записях фонохрестоматии высокий женский голос — сопрано (мама Коза), низкий мужской — бас (Волк), детский хор (козлята). Знакомясь в 3 классе по программе Е. Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной с музыкальной характеристикой Леля — персонажа оперы Римского-Корсакова — со звучанием меццо-сопрано. Примечательно, что в 4 классе представления детей о тембре меццо-сопрано расширяет знакомство с 6-й частью кантаты «Александр Невский» — «Мертвое поле».

В результате дети уже к окончанию начальной школы знакомы со значением тембра и умеют определять на слух тембры отдельных инструментов и голосов, виды хоров и оркестров. В дальнейшем свои представления о тембре учащиеся расширяют, возвращаясь к уже знакомым произведениям «Шахерезада», «Полет шмеля», «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Вокализ» Рахманинова, «Шутка» Баха и др.

Развитие динамического слуха у младших школьников способствует выразительности детского исполнительства, а также пониманию динамики детьми как одного из средств музыкальной выразительности. Так, в частности, выразительные возможности динамики дети анализируют в третьей четверти 3 класса, слушая по программе Кабалевского пьесы из сюиты «Пер Гюнт» Грига — «Утро» и «В пещере горного короля».

В учебнике «Музыка. 2 класс» Критской, Сергеевой, Ш маги ной понятия «пиано» и «форте» вводятся при изучении фортепианной музыки русских композиторов. По мере накопления музыкальных впечатлений учащиеся начинают пользоваться понятием «динамика» самостоятельно.

Формирование осознанного восприятия учащимися нотного текста как необходимое условие развития музыкальных способностей детей.

На определенном этапе формирования у ребенка высоты вводится нотная запись. Освоение нотной записи способствует более осознанному отношению детей к особенностям музыкального языка. Элементы нотной грамоты вводятся на уроках постепенно. Согласно программе Д. Б. Кабалевского, такая работа позитивна, начиная с 4-й четверти 2-го класса (тема четверти «Что такое музыкальная речь»). Дети знакомятся со знаками нотного письма — нотным станом, скрипичным ключом, паузами. С этой целью были разработаны таблицы, составленные в соответствии с содержанием программы по музыке Д. Б. Кабалевского (см. пример 27).

Будучи наглядным пособием, таблица «Карусель» способствует ознакомлению детей с нотой «соль»; осознанию учащимися вы-

разительности звуковысотной линии мелодии на примере движения звуков вниз, вверх, на одном месте, сравнительному анализу нотной записи «Карусель» и попевки «Мы шагаем». Таблица «Выразительные и изобразительные интонации» способствует визуальному восприятию вопросительных и утвердительных интонаций в музыке; таблица с записью французской народной «Пастушьей песни» — зрительному восприятию одночастного музыкального построения, музыкальных фраз, знаков дыхания; таблица «Разные ребята» — осознанному сопоставлению ритма в двух контрастных мелодиях и т.д.

Для наглядности в таблицах применен принцип цветового контраста. Например, партия верхнего голоса выделена красным цветом, что облегчает воспроизведение двухголосия детьми.

Помимо таблиц позитивным средством обучения нотной грамоте являются учебники и рабочие тетради, блокноты. Например, учебники «Музыка» (авторы Сергеева, Шмагина, Критская), начиная со 2 класса, содержат нотный материал на каждом развороте. Нотная запись, по мнению авторов учебников, выполняет функции:

— фона для художественно-изобразительного воплощения образа;

— ориентира для освоения жанровых особенностей музыкальных произведений;

— непосредственного знакомства с нотной грамотой.

В результате систематической работы по освоению нотной записи дети должны научиться следить за мелодией по нотам и исполнять несложные песни и ритмические партитуры.

 

МИКРОПРАКТИКУМ

1. Г. М. Цыпин отмечал, что приоритетным видом музыкальной деятельности, способствующим развитию музыкального слуха, является пение. Инициируя работу с учащимися, разучите с сокурсниками по-певку «Мы шагаем» (программа Кабалевского, 2 класс) (см. пример 28).

Для того чтобы усилить связь между содержанием текста и изобразительностью звуковысотной линии, полезно рукой показать направление движения мелодии. Можно использовать графическое изображение направления звуковысотной линии, что послужит подготовительным этапом к )1ению по нотам (см. пример 29).

 

 

2. Б. М. Кременштейн отмечал, что способность внутреннеслухового («умозрительного») представления музыки, не нуждающегося в поддержке извне, являет собой один из важнейших компонентов музыкального слуха, смыкающегося с тем, что принято именовать музыкальным мышлением. «По существу, ни одна из разновидностей музыкальной деятельности, начиная с осмысленного восприятия, невозможна вне различных по характеру и степени интенсивности проявлений внутреннеслуховой функции»1.

С учетом данной установки в разучивании с сокурсниками попевки «Мы шагаем» используйте следующий методический прием: предложите «детям>> внимательно послушать, как вы исполните тот или иной фрагмент и одновременно пропеть с вами про себя, мысленно.

3. Для осознанного восприятия ритмического рисунка детям младшего школьного возраста можно предложить проговорить ритмический рисунок, Используя следующие общепринятые обозначения (см. пример 30).

Паузы при этом обозначаются разведением рук в стороны. Используя предлагаемые ритмослоги, проговорите ритмический рисунок попевки «Мы шагаем».

4. Инициируя работу с младшими школьниками, используйте в работе с сокурсниками методический прием «эхо» — учитель пропевает

_____________

1 Кременштейн Б.М. Внутренний слух (внутреннеслуховые представления) и его роль в профессии музыканта-исполнителя / Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. – М., 2003. – С. 189.

 

первую фразу, дети слушают, затем учитель поет вторую фразу — дети прохлопывают ритмический рисунок первой фразы и т.д. Обязательное условие — музыкальный пример должен быть основан на повторности ритмического рисунка (см. пример 31).

5. Прокомментируйте методику М. П.Масловой по ознакомлению детей с нотной грамотой.

«Звоник До выстроил пятиэтажный дом и вежливо приглашал к себе проходящих мимо звоников. Первым к нему подошел звоник по имени Ми.

— Ми-и, — пропел он.

— До-о, — ответил До. — Твое имя звучит выше моего, но ненамного. Ты, пожалуй, займи место не слишком далеко от меня. Будешь мне помогать?

— Конечно, До.

Ми был польщен. Сам хозяин дома назначил его своим помощником. Ми посмотрел на До с обожанием и поместил свою головку на первом этаже, чтобы быть ближе к До, стоящему на земле.

— Фа-а, — снова зазвучало около До. — Можно я тоже буду твоим помощником? — спросил звоник Фа?

— Может быть, потом, а пока Ми о тебе позаботиться, ведь твое имя лишь на полтона выше Ми. Вы с ним самые близкие соседи.

— Иди сюда, Фа, твое имя выше моего, поэтому занимай место повыше. Фа прошел и занял второй этаж.

— Со-оль, — пропел подошедший звоник. — Где я буду жить?

— Твое имя звучит выше Фа. («Подумать только, как устойчиво звучит его имя, с ним надо подружиться» — размышлял До.) Знаешь, Соль, я назначу тебя главным своим помощником — Доминантой. Согласен?

— Ну что же, если смогу, пожалуйста, — ответил Соль.

— Иди сюда, Соль, — позвал Ми, — а ты, Фа, почему занял второй этаж? Это место для Доминанты. А тебе хватит места между этажами. Пожалуйста, Соль. На второй этаж.

Пришлось Фа занять место между первым и вторым этажом. И хоть обиделся он на Ми, но что поделаешь, надо слушаться. Вот назначит его До своим помощником, вот тогда он не будет спрашивать разрешения у этого Ми...

Когда к До подошел звоник Ля, третий этаж уже был занят. Там поселился звоник Си. Поэтому пришлось разместиться между вторым и третьим этажом. Ля не обиделся, он всегда был весел и общителен и вскоре очень подружился с Соль.

Тут прозвучало новое имя:

- Ре-е, — и звоник Ре нерешительно остановился около До.

- Ну что, малыш! Твое имя звучит на тон выше моего, значит, и жить ты будешь рядом со мной. Вот только места я не оставил. Придется тебе жить под первым этажом.

- А ты где будешь жить?

- Ну, а я поживу пока в подвале.

- До-о, — прозвучало еще одно имя.

- Хозяин дома звоник До с удивлением посмотрел на подошедшего.

- Разве ты До? Вот послушай, как звучит мое имя — До-о!

- Ну и что, мое имя просто звучит на октаву выше, но оно тоже

До.

- И правда. Ну, тогда ты будешь моим заместителем, только жить тебе придется между этажами.

- До2 сердито посмотрел на Си, занявшего удобный третий этаж.

- Теперь ты будешь меня слушаться и стремиться быть всегда, как можно ближе ко мне. Слышал, что сказал До? Я его заместитель. Си загрустил. Он уже успел подружиться с одним из звоников по

 

 

Зато До был очень доволен. Его все слушались, к нему обращались с различными вопросами и называли Тоникой — главой семьи»1.

Очень интересно в сказке рассказано, как появился диез. Это звоник Фа самоотверженно колотил лесенку, чтобы подниматься на второй этаж в гости к соль. Но от большого старания лесенка вышла чуть криво. Кстати, потом звоник Соль построит свой дом в Звон-городе, а лесенку звоника Фа сделает гербом своей семьи, закрепив ее на самом видном месте (см. пример 32).

Желательным дополнением сказки было бы убедительное объяснение грамотного написания штилей на нотоносце. Досочините сказку в этом направлении.

 



2016-09-17 859 Обсуждений (0)
Развитие тембрового и динамического слуха учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие тембрового и динамического слуха учащихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (859)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)