Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Языческая культура древних славян



2016-09-17 265 Обсуждений (0)
Языческая культура древних славян 0.00 из 5.00 0 оценок




Прародителями русского этноса являются восточные славяне — анты (по­ляне). Исторические источники говорят о том, что уже в VI в. н. э. восточные сла­вяне имели заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки металла, земледельческие орудия.

Развитие торговли предполагает относительно раннее существование у восточных славян городов. Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев. Все эти города распо­ложены на речных, торговых путях.

Первые летописные сведения свя­заны с появлением здесь в 862 году варяжского правителя Рюрика. Современные историки считают, что термин «русь» имеет двоякое происхождение: скандинавско-финское «русь» — это вооруженные люди в лодках, гребцы, участники морских походов, так финское население называло варягов — викингов.

. Религиозные верования и культовые обряды Древней Руси принято называть язычеством. Язы­чество - это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии пред­ставляют собой политеизм — многобожие.

Киевская Русь была крещена князем Владимиром в 988 г. До этого момента культура Руси была основана на языческом мировоззрении.

За год до крещения Владимир созвал бояр и отправил десятерых из них в качестве послов в разные страны, чтобы выбрать одну веру из четырех предложенных: ислам, иудаизм, католицизм, православие. Выбор послов ос­тановился на вере греков, православии, так как она отличалась величествен­ностью обрядов, красотой храмов, служебной одежды, живописи. Вера была также удобной, так как в отличие от католической служба велась не на ла­тинском языке, а на родном русском, также прихожанам разрешалось читать Библию. Важным аспектом было еще то, что в отличие от ислама разреша­лось пить спиртные напитки, есть свинину, женщины имели равные права с мужчинами, а значит, могли управлять государством.

По православным канонам монарх провозглашался ставленником бо­га на земле, что способствовало усилению авторитета его власти. Единая ре­лигия объединяла государство. Владимир понимал, что Русь нуждается в этом, также для него было важно создать крепкие экономические связи с христианской Европой и Византией.

Принятие христианской веры способствовало обо­гащению русской культуры: развивалось просвещение, появились новые книги и рукописи, причем русское общество узнало некоторые произведения художественной литературы, литературные сборники, сочинения на истори­ческие темы, которые не были церковными. Богатые монастыри обеспечива­ли некоторой части монашества возможность заниматься литературной ра­ботой. Также при монастырях и церквях создавались школы для обучения грамоте. Церковь в дальнейшем оказала сильное влияние на живопись и архитектуру: появились иконы, фрески, крестово-купольные храмы.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Христианство создало широкую основу для объединения всех наро­дов этого общества.Христианство по­степенно начало вытеснять языческие обряды и традиции, и на этой основе про­изошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой, письменности. Принятие христианства способствовало станов­лению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строи­тельство, книжное дело, литература, история и философия.

Церковь проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носите­лем новой морали, основанной на культуре, совести, вытекающей из евангельских заповедей.

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народ­ное творчество:в песнях, сказках, загадках, пословицах, заговоры, заклинания, обрядовые песни.

Русский язык — один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития.

Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Го­родское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной».

Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспита­нию народа.

После принятия хри­стианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строи­тельство. Храм являл собой как бы уменьшенное отобра­жение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба — куполом. Все центральное простран­ство храма в плане образовывало крест.

Культура Великогокняжества Московского и Московского царства.

. С зака­том Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии рус­ской культуры. Второй цикл связан со становлением и формированием Москов­ского царства. Начальным этапом этого цикла явился период феодальной раз­дробленности Руси и установление монголо-татарского ига.

На территории Киевской Руси сформиро­вались три наиболее влиятельных государства: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля.Как внутри этих княжеств, так и между ними, в течение длительного времени проходили ожесточенные столкно­вения, разрушительные войны, которые ослабляли силу Руси, приводили к раз­рушению городов и сел.

Именно в этот период (ориентировочно между 1185 и 1187 гг.) был напи­сан шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве— автор попытался возродить идею сильного централизован­ного государства. Главная идея этого произведения — необходимость прекраще­ния своеволия и усобиц, единения князей для защиты русской земли от инозем­ных захватчиков.

Следующий этап второго цикла цивилизационного развития древнерусской цивилизации связан с укреплением Московского княжества. При великом князе Дмитрии Донском Москва становится крупнейшим экономическим и политическим центром Руси.

Усиление Московского княжества позволило Дмитрию Донскому поднять знамя открытой борьбы за освобождение страны от монголо-татарских поработи­телей. В 1378 году на р. Воже Дмитрий Донской одержал крупную победу над ними. Наибольшее значение для формирования единого русского государству имела его знаменитая победа на Поле Куликовом в 1380 г.

Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью двух выдающихся политических деятелей Руси Ивана III и Ивана IV. Именно с этого времени объединение русских государств вокруг Москвы фактически привело к созданию Российского государства. Великий князь Мос­ковский и Владимирский превращается в «государя всея Руси» — «самодержвца».

Вершины в культурном развитии Московское царство достигает во время правления Ивана IV (Грозного).

Теория «Москва — третий Рим» была разработана в духе воинствующей религиозной идеологии. Два Рима пали из-за их измены «истинному христианству».

В теории воплотились враждебное отношение церкви ко всему иноземному, проповедь национальной исключительности и самоизоляции, религиозной нетер­пимости, принципиальное неприятие чего-либо нового в любых сферах жизни.

Важным этапом по регламентации жизни на Руси было создание «Домо­строя». «Домострой» — это свод писаных правил поведения для православных мирян.

«Смутное время», когда Россия подверглась нашествию польских шляхтичей, в стране шла междоусобная война. «Смутное время» прекратилось в 1613 году — на россий­ский престол на Земском соборе был избран первый представитель династии Ро­мановых, царь Михаил Федорович.



2016-09-17 265 Обсуждений (0)
Языческая культура древних славян 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Языческая культура древних славян

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)