Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отечественная культура XX века



2016-09-17 289 Обсуждений (0)
Отечественная культура XX века 0.00 из 5.00 0 оценок




Рубеж XIX-XX вв. характеризуется в России серьезными изменениями культуры. Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике сме­лые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства. Вотечественной культуре это время отказа от «социального» человека и повышен­ный интерес к конкретной личности, к бессознательным, иррациональным момен­там ее психики.

«Серебряным веком» в истории развития русской культуры называется конец XIX — начало XX вв. Хронологически рамки этого периода весьма неус­тойчивы. Однако большинство исследователей датой возникновения данного яв­ления считают 90-е годы XIX века, а его завершением — начало гражданской войны в России. По своей продолжительности «серебряный век» был краток, но в полном смысле этого слова ослепителен в своих проявлениях.

«Стык веков» стимулировал мощный интеллектуальный подъем в стране.

Отечественная наука того времени была заявлена именами:

М. П. Павлова (1849-193G гг.) — физиолога, создателя учения о высшей нервной деятельности, лауреата Нобелевской премии (1904 г.);

И. И. Мечникова (1845-1916 гг.) — биолога, труды которого в области иммунологии и лечения инфекционных заболеваний были удостоены в 1908 г. Но­белевской премии;

Д. И. Менделеева (1834-1907 гг.) —химика, открывшего периодический за­кон химических элементов;

А. С.Попова (1859-1906 гг.) — физика, изобретателя электрической связи без проводов (радио);

Н. Е. Жуковского (1847-1921 гг.) — теоретика авиастроения, основопо­ложника современной аэродинамики;

К. Э. Циолковского (1857-1935 гг.) — основоположника современной кос­монавтики и многих других.

Кроме точных и естественных наук, успешно развивалось и гуманитарное знание. Подлинным явлением отечественной культуры стали труды историков С. М. Соловьева (1820-1879 гг.), В.О. Ключевского (1841-1911 гг.) и филолога -создателя «Толкового словаря русского языка — В.И. Даля (1801-1872 гг.).

Особое значение в формировании мировоззрения и мировосприятия «се­ребряного века» оказали две научные системы: учение о ноосфере В. И. Вернад­ского и философское наследие Вл. Соловьева.

Революция 1917 года в России как проявление кризиса мировой и российской цивилизации

Октябрьская революция 1917 г. стала великим переломом в судьбе отечественной культуры. Развитие российской культуры, которое до этого шло по восходящей линии и в период «серебряного века» достигло высо­чайших вершин и всемирного признания, было остановлено и направлено совсем в другое русло.

После победы Октябрьской революции советская власть сразу же приступила к осуществлению новой культурной политики. Ее целью было создание особого типа культуры, которого прежняя история не знала, — пролетарской культуры.Этот тип культуры был ориентирован на самую, как тогда казалось, передовую идеологию — марксизм. Образование в этой системе должно было быть нацелено на воспитание нового типа человека, на распространение всеобщей грамотности и просвещения, искусство и ли­тература — на создание произведений, воспевающих трудовые подвиги про­стых людей.

Одной из задач новой культурной политики было сделать до­ступными для широких масс трудящихся произведения искусства, «создан­ные на основе эксплуатации их труда». Эти цели были осуществлены за счет национализации музеев, теат­ров и даже частных коллекций.

Другой стороной национализации было варварское уничтожение «не­нужных» предметов культуры и культурных памятников: пропадали бесцен­ные библиотеки, уничтожались архивы, переделывались в склады и мастер­ские, а иногда и полностью уничтожались культовые здания, продавались за рубеж старинные иконы, на месте старинных памятников воздвигались бюс­ты героев-революционеров и т. п.

Печальной была судьба старой интеллигенциив новой России.. С конца 20-х гг. началось физическое уничтожение старой интеллигенции.

Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции быстрыми тем­пами шло создание интеллигенции советской. Довольно активно использовалась практика «выдвиженчества»: вчерашних рабочих «выдвигали» в директора.

Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX вех дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художествен­ных школ, направлений, течений, стилей.

Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная со­циокультурнаямифология, сопровождавшаяся догматизацией,манипулирова­нием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизациейхудожественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была моно­литной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания чисто «пролетарской культуры», противостоящей всей художест­венной культуре прошлого.

В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП.

Официальное искусство 30—40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стала соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространилась социальная тру­сость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общест­венным явлениям была усилена культом личности Сталина. Социалистиче­ский реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. -искусству придавался инструментальный характер, или отводилась роль инструмента формирования «нового человека».

Однако художественная практика 30—40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно по­вышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам.

Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова «Священная война». В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, К. Симонова



2016-09-17 289 Обсуждений (0)
Отечественная культура XX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отечественная культура XX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)