Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории гениальности в ракурсе первопричины явления



2016-09-17 355 Обсуждений (0)
Теории гениальности в ракурсе первопричины явления 0.00 из 5.00 0 оценок




На протяжении всей истории исследователи предпринимали попытки объяснить природу или первопричину гениальности. Одним из первых в современном научном понимании такую попытку предпринял французский философ К. Гельвеций в ХVIII в., размышляя о гениальности в общем контексте исследования человеческого мышления. В известном трактате «Об уме» (1758) он отстаивал идею о приобретённом, социальном характере становления и развития способностей личности. Верный механистической концепции, он считал, что при правильном воспитании любой человек способен достичь выдающихся результатов.

В XIX в. немецкий философ А. Шопенгауэр в своих «Максимах» рассмотрел проблему гениальности с феноменологической стороны. Его мысль, что гениальность – это проявление уникальных врождённых способностей в благоприятных условиях среды, позднее легли в основу целой теории, известной сейчас как «теория качественного превосходства». Именно её в наше время разделяют огромное количество западных учёных.

С иной стороны к исследованию проблемы подошёл итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо. Свои мысли он изложил в широко известном труде «Гениальность и помешательство». Там им были приведены результаты собственных многолетних клинических наблюдений и историко-биографического анализа имеющихся сведений о выдающихся личностях нового времени. Основной вывод, к которому пришёл учёный – предрасположенность к психическим нарушениям передаваемая по наследству, у гениев выше, чем у обычных людей. Таким образом, гениальность сравнивалась с помешательством, психической патологией, которая проявляется в виде творческого всплеска. Эти взгляды заложили прочный фундамент патологической теории гениальности.

Последователи Ч. Ломброзо, развивавшие патологическую теорию уже в XX в., в первую очередь, физиологи В. Ланге-Эйхбаум и Э. Кречмер (Германия) сделали ещё более радикальные выводы об отсутствии заметных отличий в способностях обычного развитого человека и гения. Выдающиеся достижения второго приписываются ими исключительно наличию психопатических факторов. Присутствие имманентности в структуре личности гения подчёркивал и В. П. Эфроимсон, который рассматривал некоторые врождённые генетические нарушения как пусковой фактор проявления гениальности. Позднее мы остановимся на его работах несколько подробнее.

Третья группа теорий, психоаналитических (такую классификацию ввела в 1950-х годах американский психолог А. Анастази) принадлежит представителям неофрейдизма Э. Фромм и К. Хорни (США). Они исходили из основополагающей концепции 3.Фрейда о ведущей роли бессознательных процессов во всей психической жизни человека, где гениальность рассматривалась как проявление неосознаваемых актов творчества. В качестве аргументов учёные используют самоотчёты выдающихся личностей, преимущественно из мира искусства, описывавших процесс реализации своих замыслов как практически неконтролируемый сознанием, происходящий под незримым воздействием неких непознанных внешних сил. Необходимо заметить, что похожие данные были получены и представителями группы «патологических» теорий гениальности. Кроме того, по их мнению, гении обладают обычными способностями (что опять-таки созвучно идеям последователей Ч. Ломброзо), но используют их в полной мере благодаря чрезвычайно сильной мотивации, нацеленности на творчество. Таким образом, две теории – патологическая и психоаналитическая имеют довольно много точек соприкосновения.

Ещё одна группа теорий, четвёртая, относится уже к нашему времени. Её последователи утверждают о наличие дара творчества у всех людей, но в меньшей степени, чем у гениев. Здесь гениальность – это результат количественного превосходства, достигаемый при благоприятных социальных условиях (соответствующее воспитание и образование, высокая социальная значимость продукта творчества и т. д.)

Перед нами, таким образом, практическое приложение закона диалектики о переходе количественных изменений в качественные. Но, если качественный скачок налицо и наблюдается эмпирически, то накапливаемые количественные изменения, обеспечивающие этот самый «скачок», учёными до сих пор не выявлены.

Таким образом, каждая из основных групп теорий имеет свои достижения и опирается на более или менее убедительно аргументированные теоретические положения, вытекающие из анализа гениальности как явления объективной реальности. Но, взятые каждая в отдельности, эти теории способны выявить и объяснить лишь некоторые стороны или грани этого многомерного, но целостного явления, не проникая в его глубину, где и следует искать сущность. Мы опять вынуждены мириться с плюрализмом мнений и считать в той или иной степени истинной любую из приведённых точек зрения. Поэтому попробуем взять патологическую теорию гениальности за основу и подробно рассмотреть её взгляды на природу гениальности.

 

 



2016-09-17 355 Обсуждений (0)
Теории гениальности в ракурсе первопричины явления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории гениальности в ракурсе первопричины явления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)