Из истории музыкальных форм
Связь со словом и пением позволяет предположить, что в музыке более ранними являются вокальные формы. Центральное местоположение вокальные и хоровые жанры сохраняли и в эпоху Средневековья, и Возрождения. Строение произведений определялось протяженностью и структурой литературной основы, в современной теории такие формы получили название тексто-музыкальных. С рождением новых инструментальных жанров, особенно с XVII “золотого века музыки”, начали складываться “чисто музыкальные” виды композиций, то есть, не связанные со словом. В теории они получили название классических форм. Приемы музыкального развития Так как развитиесвойственно музыке, его действие всеобъемлюще и проявляется на всех масштабных уровнях формы произведения: фразы и предложения, периода и части, сложной композиции, например: в сонате – на уровне партий, разделов сонатного allegro, затем – частей сонатно-симфонического цикла. Известно, что развитию в произведении подвергаются темы, этот процесс по-разному происходит в полифонии и гомофонии, поскольку они имеют свои специфические приемы работы с материалом (например, в полифонии используется имитационная и контрапунктическая техника). Вместе с тем,в основе разных приемов лежат некоторыеуниверсальные принципы музыкального развития, такие, например, как повтор и контраст. Всего в гомофонной музыке выделяются 4 принципа: повтор, контраст, разработку и развертывание. В обобщенном виде это выглядит так: Классификация приемов или общих принципов музыкального развития, (общих принципов или общих форм организации материала)
1. Повтор- точный или измененный (вариационный – касается внешних деталей: отдельных звуков, ритма, фактуры,вариантный – представляет собой переизложение, то есть новый вариант). 2. Контраст – появление чего-то нового: темы или элемента (мотива, фразыи др.). Виды контраста: Cопоставление или коренной –новое имеет характер противопоставления, иногда -менее резкогодополняющего или оттеняющего свойства. Производный - появивщийся тематический элемент не вполне новый, а имеетпроизводный характер, то есть общность с ранее прозвучавшим. 3. Разработка – дробление тематизма или вычленение мотивов темы, построение на их основе модулирующих секвенций. Это может сочетаться с другими приемами:проведением мотивов в разных регистрах, с изменением их фактуры, динамики, интервалики, ритма, гармонии и пр. 4. Развертывание– имеет два значения: а) свободное развертывание – когда есть тематическое ядро и поступательное движение на близких интонациях. “Только вперед, но без отрыва от предыдущего” (В. Цуккерман); б) постоянное прибавление новых элементов, типа: a-b-c-d…
Классификация с позиций духовного смыслаВ. Медушевского (обусловлено исторической связью европейского искусства с христианством)
1. Повтор - его сущность – молитва, славословие, гимн. Исходный смысл – вживание в духовное состояние близости Богу. При антимолитве (заклинании) человек хочет менять все вокруг, а сам не меняться. 2. Контраст – противопоставление. Его гениальность – в мгновенном осмотресущего, быстрый охват мира. Контрасты могут складываться в иерархическую систему. 3. Развертывание - открытие барокко. Выдерживается один аффект[16]. В музыке Баха и иных композиторов барокко - просветляющее вертикальное соединение земного и небесного; будучи взято в одномоментности, составило сущность аффекта. Мир Истины превзойти нельзя, развитие здесь было бы логически абсурдно. 4. Развитие - открытие классицизма. Смысл развития - в нем отразилась коренная идея христианства какрелигии пути. Вертикальное соединение земного и небесного стало горизонтальным, раскрыло себя во времени. Сутью стал подъем на духовную высоту вечности. Тема 5. Функции частей музыкальной формы. Типы изложения. Если посмотреть на историю европейской музыки нотной традиции с точки зрения развития музыкального склада, то в ней можно выделить такие периоды: 1. Одноголосное грегорианское пение - григорианский хорал с VI-VII вв. 2. Раннее Средневековое многоголосие (органум с IXв.). 3. Полифония строгого стиля эпохи Возрождения XIV–XVI вв. 4. Полифония свободного стиля XVIII в. (Бах, Гендель). 5. Гомофонно-гармонический склад XVII- XIX вв. 6. Полифония и гомофония в музыке cконца XIXдо нашего времени. Эпоха барокко. Музыкальная риторика: риторические функции частей Музыкальной формы. В вокальной музыке эпохи Средневековья и Возрождения словесный текст раскрывал смысл сочинения и определял его форму (тексто-музыкальную). В развивающейся инструментальной или “чистой” музыке XVII – XVIII вв. понимание вопросов содержания и построения произведений стало сложным. Помочь разобраться в этом была призвана музыкальная риторика. Риторика – это наука о красноречии, известная еще с античности. В эпоху барокко так стала называться и теория искусства, одним из разделов которой и была музыкальная риторика. Согласно новой теории, композитор и исполнитель подобны оратору, а музыка может рассматриваться как своеобразная речь, язык. Поэтому начинающим авторам при сочинении инструментальных произведений предлагалось, например: “пропевать”, озвучивать соответствующие характеру и смыслу пьесы слова,как бы изображая их звуками. Cэтой “педагогической” целью издавались специальные перечни или списки подходящих слов. Музыкальная риторика включала в себя несколько учений, главные – это о музыкально-риторических фигурах и музыкально-риторической диспозиции.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (609)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |