Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В самом общем виде бухгалтерский учет — это информационная система, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовые данные



2016-09-15 397 Обсуждений (0)
В самом общем виде бухгалтерский учет — это информационная система, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовые данные 0.00 из 5.00 0 оценок




Курский государственный медицинский университет

Кафедра экономики и менеджмента

Дисциплина «Управленческий учет»

Направление подготовки «Экономика»

Лекция 1

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

 

Вопросы

1. Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета. Предпосылки появления управленческого учета в РФ.

 

2. Понятие бухгалтерского управленческого учета, его предмет.

 

3. Объекты исследования, методы и задачи бухгалтерского управленческого учета.

 

4. Характеристика информации, предоставляемой бухгалтерским управленческим учетом.

 

5. Взаимодействие финансового и управленческого учета

Составитель Наджафова М.Н.

Курск
1. Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета. Предпосылки появления управленческого учета в РФ

 

В самом общем виде бухгалтерский учет — это информационная система, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовые данные.

Бухгалтерский учет подразделяется на две подсистемы

· финансовый

· управленческий учет.

Такое подразделение обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии.

Финансовый учет и информация, получаемая пользователями финансовой отчетности, является источником получения данных для анализа общего финансового состояния организации. Управленческий учет важен для внутренних пользователей, управленческого персонала организации.

В отечественной бухгалтерской теории и практике понятие управленческого учета появилось относительно недавно, в за­падных странах оно используется более полувека.

Развитие бухгалтерского учета привело к тому, что к 1917 году в США выделяется финансовый учет, основной целью которого становится формирования финансовых отчетов и предоставления их внешним пользователям, в первую очередь собственника не участвующим в управлении предприятием. Однако дальнейшее развитие экономических процессов в обществе, усложнение налогового законодательства приводит к тому, что из системы финансового учета выделяется налоговый учет, основной задачей которого становится подготовка информации для определения налогооблагаемых баз для целей налогообложения.

К концу 60 годов из системы финансового учета выделяется управленческий учет и окончательно его профессиональная сфера формируется в 1972 году в связи с утверждением стандарта профессиональных экзаменов по управленческому учете в 1972 году в США. В настоящее время управленческий учет используется во многих странах, на его постановку и ведение затрачивается до 90% рабочего времени и других ресурсов в общих затратах на постановку и ведение бухгалтерского учета.

При этом большое внимание уделяется расширению и усилению функций бухгалтерского учета, использованию его аналитического потенциала в качестве основного и достоверного источника управленческой информации, методам анализа с целью формирования управленческих решений.

В Россию термин «управленческий учет» пришел только в начале 90-х годов 20 века, при этом в РФ имелся достаточный опыт учетной работы в системе производственного учета, эту работу традиционно выполняли планово-экономические отделы предприятий. Однако цель такой работы предоставление информации для целей контроля со стороны государственных органов.

По определению Американской ассоциации бухгалтеров, бухгалтерский учет — это процесс идентификации информации, исчисления и оценки по­казателей и предоставления данных пользователям информации для выра­ботки, обоснования и принятия решений.Другими словами, бухгалтерский учет призван обеспечить определенных лиц информацией, необходимой для принятия правильных решений.

Переход отечественной экономики от административных методов уп­равления к рыночным условиям хозяйствования коренным образом изме­нил запросы пользователей бухгалтерской информации (табл. 1).

Таблица 1

Пользователи бухгалтерской информации в условиях административной и рыночной экономики.

Пользователи Внутренние пользователи Внешние пользователи
Административная экономика Администрация предприятия Налоговые органы, министерства, органы статистики и иные государственные органы
Рыночная экономика Управленческий персонал предприятия Акционеры, кредиторы, поставщики, покупатели, инвесторы, государство

 

В условиях рыночной экономики значительно усложнился процесс уп­равления предприятием, которому предоставлена полная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Хозяйственная самостоятельность заключается в выборе организационной формы предприятия, вида деятельности, партнеров по бизнесу, в определении рынков сбыта продукции (услуг) и т.д. Финансовая самостоятельность предприятия состоит в его полном самофинансировании, выработке финансовой стратегии, политики ценообразо­вания и др.

Бухгалтерский учет административной системы се­годня не смог бы удовлетворить запросы современного «рыночного» пред­приятия. В этих условиях неизбежным становится появление управленческо­го учета как самостоятельной отрасли бухгалтерской деятельности. На выходе бухгалтерской информационной системы формируются отчеты для:

1) внешних пользователей бухгалтерской информации;

2) целей периодического планирования и контроля;

3) принятия решений в нестандартных ситуациях и выбора политики организации.

Прерогативой финансового учета является составление отчетов первой группы (внешних отчетов). При этом внешними пользователями бухгалтерской информации могут быть владельцы акций и кредиторы (настоящие и потенциальные), поставщики, покупатели, представители налоговых служб и внебюджетных фондов, служащие предприятия.

Таким образом, управленческий учет является логическим следствием развития бухгалтерского учета.

Рис. 1. Становление управленческого учета

В настоящее время создан Экспертно-консультационный совет по вопросам управленческого учета при Министерстве экономического развития Российской Федерации, способствующий развитию как самого управленческого учета, так и его терми­нологии.

Современный управленческий учет интерпретируется с разных точек зрения.

Некоторыми специалистами управленческий учет рассматривается как интегрированная система подготовки информации для прогнозирования, планирования, нормирования и бюджетирования расходов и доходов, затрат и издержек производства (обращения), их контроля и анализа в целях управления и решения проблем развития организации.

Профессор Палий В.Ф. говорит об управленческом учете как о самостоятельном направлении бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений.

Другие авторы рассматривают управленческий учет как подсистему бухгалтерского учета, созданную для обеспечения руководства организации информацией, используемой для принятия оптимальных управленческих решений.

Профессор Шеремет А.Д. определяет управленческий учет как подсистему бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Сущность управленческого учета заключается в объединении таких экономических наук как планирование, организация и управление производством, нормирование, бухгалтерский и управленческий анализ и др. Управленческий учет — это новая комплексная отрасль знаний.

Установлению сущности управленческого учета способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его как целостную информационно-контрольную систему организации: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного обеспечения, практическое отражение использования объективных экономических законов общества, воздействие на объекты управления при изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Следовательно, данная позиция наиболее полно отражает современные тенденции в управлении экономикой как на ма­кроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Система управленческого учета осуществляет свои функции по трем уровням управления:

♦ стратегическом;

♦ тактическом;

♦ оперативном.

Задачей бухгалтерскогоуправленческогоучета является составление отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначена для собственников предприятия (организации), где проводится учет, и его управляющих (менеджеров), т.е. для внутренних пользователей бухгалтерской информации. Эти отчеты должны содержать информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов может меняться в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, для которого они предназначены, например: анализ себестоимости изделия — с целью оп­ределения себестоимости продукции; сметы — для планирования будущих операций; текущие оперативные отчеты центра ответственности (производ­ственного участка) — для оценки результатов его работы; отчеты о понесен­ных затратах — для принятия краткосрочных решений; анализ сметы капи­тальных вложений — для целей долгосрочного планирования и т.д.

 

2. Понятие бухгалтерского управленческого учета,

его предмет. Влияние организационнойструктуры предприятия на построениесистемы управленческого учета

Управленческий учет исторически является следствием производственного учета. Последний включает в себя, в основном, учетно-расчетные процедуры, главная цель которых состоит в определении затрат на производство и выручки на единицу продукции. В рамках производственного учета рассчитываются себестоимость и рентабельность единицы продукции и определяются резервы повышения эффективности производственной деятельности.

Современный управленческий учет по своему составу шире, чем производственный, так как через функции управления он превращает производственный учет, по существу, в интегрированную систему учета затрат и доходов.

Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления,контроля и оценки организации в целом, а также ее структурныхподразделений. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Управленческий учет п.с. одновременно и систему, и область исследования. Он является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

Бухгалтерский управленческий учет – это связующее звено между ученым процессом и управлением предприятием.

Предметом бухгалтерского управленческого учета является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности.

В управленческом учете под центром ответственности понимают струк­турное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса, — показатель, определяемый для данного подразделения руководством.

Сегменты бизнеса, деятельность которых является предметом бухгалтер­ского управленческого учета, могут обладать юридической самостоятельностью или входить в состав организации на правах структурных подразделений.

Кроме того, предметом управленческого учета может стать деятельность отдельных цехов завода, отделов магазина, отделений больницы, т.е. совсем мелких сегментов бизнеса. При этом надо иметь в виду, что каждое структурное подразделение имеет своего руководителя.

Не зависимо от размеров структурного подразделения в управленческом учете выделяют четыре типа центров ответственности:

· Центры затрат;

· Центры доходов;

· Центры прибыли;

· Центры инвестиций.

В основе этой классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, определяемый широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной на них ответственности.

Рассмотрение вопроса начнем с такого сегмента предприятия, как центр затрат. Его руководитель обладает наименьшими управленческими полно­мочиями и поэтому несет минимальную ответственность за полученные результаты. Он отвечает лишь за произведенные затраты. Система управ­ленческого учета нацелена в этом случае лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра ответственности (объем произведенной продукции, оказанных услуг, выпол­ненных работ) не учитываются, тем более что во многих случаях измерять их либо невозможно, либо не нужно.

Другими словами, центром затрат является то структурное подразделение предприятия, в котором имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

Определение центра ответственности как центра затрат не всегда означает, что его менеджер несет ответственность только за управление затратами. Например, начальник отдела снабжения также ответствен за оценку и выбор поставщиков, качество поставляемых материалов и т.д.

При определении структурного подразделения как центра затрат в условиях промышленного производства рекомендуется учитывать следующие моменты:

а) каждый центр затрат, возглавляемый мастером или начальником отде­ла, который оказывает помощь руководству предприятия в планировании и контроле затрат, должен являться отдельной сферой ответственности;

б) центр затрат должен объединять приблизительно однотипные ма­шины и рабочие места, обусловливающие издержки однородного характе­ра. Это облегчает определение совокупности факторов, оказывающих влия­ние на величину расходов данного центра затрат, и выбор базы распределения расходов по носителям затрат. Поскольку основным фактором, определяю­щим величину затрат на производственных участках, является загрузка производственных мощностей, то она чаще всего выбирается в качестве базы распределения в центрах затрат;

в) все издержки по их видам должны без особых сложностей списываться на центры затрат. С углублением деления предприятия на такие центры возрастает доля расходов, являющихся общими по отношению к нескольким центрам затрат, что вызывает необходимость их распределения.

Центр затрат может быть как достаточно большим (завод или администрация крупной фирмы), так и малым (рабочее место). Следовательно, круп­ные центры затрат могут состоять из более мелких. Степень детализации центров затрат от предприятия к предприятию различна и зависит от целей и задач, поставленных руководством перед менеджером по контролю зат­рат, закрепленных за центром ответственности. Как правило, чем больше размер центра затрат, тем выше степень ответственности.

Формирование центров затрат следует осуществлять на основе изуче­ния и анализа организационных и технологических особенностей предприя­тия. Как правило, предприятия с централизованной организационной струк­турой управления представлены несколькими центрами затрат.

Центры затрат могут работать в двух направлениях. Согласно принципу эффективности оптимальным будет решение, позволяющее реализовать одну из двух задач:

1) получить максимальный результат при определенном заданном уровне вложений;

2) довести до минимума вложения, необходимые для достижения задан­ного результата.

Руководителям центров затрат предоставлена возможность принимать самостоятельные решения о том, как использовать выделенные ресурсы для достижения заданной цели и нести ответственность за выпол­нение поставленных задач.

Однако руководителям центров затрат не разрешено самостоятельно определять цены и объемы производства.

Издержки, учитываемые и планируемые для данных центров затрат являются для них прямыми. Подобным образом представление о горизонтальной структуре затрат и создает предпосылки для контроля за их формированием и целесообразностью.

Для оценки деятельности центра затрат недостаточно лишь финансо­вых показателей. Поэтому, формируя структуру организации исключительно как совокупность цент­ров затрат, в системе управленческого учета необходимо наладить дополни­тельное наблюдение за качеством продукции, выпускаемой структурными подразделениями.

Обязательным условием планирования и оценки деятельности любого центра ответственности, в том числе и центра затрат, является разделение его издержек на две категории — контролируемые и неконтролируемые .

Центр доходов — это центр ответственности, менеджер которого от­вечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки. При­мером может послужить отдел оптовых продаж торговой организации, от­дел распространения в издательстве и т.д.

Деятельность руководителей подобных подразделений обычно оцени­вается на основе заработанных ими доходов, поэтому задачей управленчес­кого учета в данном случае будет фиксация результатов деятельности цент­ра ответственности на выходе.

Это, однако, не означает, что в подразделении отсутствуют расходы. Любой центр доходов, даже самый малый, несет затраты. В системе управ­ленческого учета он квалифицируется как центр доходов потому, что адми­нистрация организации по каким-либо причинам принимает решение не воз­лагать на менеджера ответственность за затраты его подразделения.

Руководители центров доходов, как и центров затрат могут отвечать за достижение финансовых целей.

Центры затрат и доходов в наибольшей степени присущи современным российским организациям.

Центр прибыли — это сегмент, руководитель которого отвечает одно­временно как за доходы; так и за затраты своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому управленчес­кий учет должен предоставить информацию о стоимости издержек на входе в центр ответственности, о затратах внутри этого центра; а также о конечных результатах деятельности сегмента на выходе. Прибыль центра ответствен­ности в системе управленческого учета может рассчитываться по-разному. Иногда в расчетах участвуют лишь прямые затраты, в других случаях вклю­чаются полностью или частично также косвенные издержки.

Целью центра прибыли является получение максимальной прибыли пу­тем оптимального сочетания параметров вкладываемых ресурсов, объема выпускаемой продукции и цены. Менеджеры центров прибыли, в отличие от руководителей центров затрат, не заинтересованы в снижении качества продукции, так как это сокращает их доходы, а следовательно, и прибыль— показатель; по которому оценивается эффективность их работы.

Менеджеры центров прибыли могут нести ответственность за достиже­ние определенных нефинансовых результатов, таких, как доля завоеванного рынка, уровень удовлетворенности потребителя и др.

Рост прибыли структурного подразделения может стимулироваться правильным подбором показателя, характеризующего деловую активность сегмента.

При всех своих преимуществах центры прибыли не заинтересованы в рачительном использовании выделенных им инвестиций. Этого недостатка лишены центры инвестиций — сегменты предприятия, чьи менеджеры не только контролируют затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств.

Руководители центров инвестиций, в сравнении со всеми вышеназванными центрами ответственности, обладают наибольшими полномочиями в руководстве и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. В частности, им делегированно право принимать собственные инвестиционные решения, т.е. распределять выделенные администрацией предприятия средства по отдельным проектам.

В основе построения системы управленческого учета лежат следующие принципы:

· непрерывность деятельности организации — выража­ется отсутствием намерения самоликвидации;

· использование единых для планирования и учета (пла- ново-учетных) единиц измерения — планово-учетные единицы раскрывают сущность и различия систем опе­ративно-производственного планирования на разных его уровнях, с их помощью создается реальная возможность разработки методологии системы учета;

· оценка результатов деятельности подразделений ор­ганизации — предусматривает определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли от производства и реализации;

· преемственность и многократное использование пер­вичной и промежуточной информации в целях управле­ния — упрощает систему учета и делает её эффективной. Сущность принципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или производственных расчетах и многократного их использования во всех ви­дах управленческой деятельности без повторной фикса­ции, регистрации или расчетов;

· формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления — управленческий учет обладает способно­стью так формировать показатели внутренней отчетности по данным первичного учета, что они становятся систе­мой коммуникаций внутри организации;

· применение бюджетного метода управления затра­тами, финансами, коммерческой деятельностью — ис­пользуется на крупных предприятиях как инструмент планирования контроля и регулирования;

· полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпы­вающую информацию об объектах учета — показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки;

· периодичность, отражающая производственный и ком­мерческий циклы организации, установленные учетной политикой — аппарат управления устанавливает график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговой информации.

Совокупность перечисленных принципов обеспечивает дей­ственность системы управленческого учета.



2016-09-15 397 Обсуждений (0)
В самом общем виде бухгалтерский учет — это информационная система, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовые данные 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В самом общем виде бухгалтерский учет — это информационная система, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовые данные

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)