Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инновативную (преобразовательную)



2016-09-17 413 Обсуждений (0)
Инновативную (преобразовательную) 0.00 из 5.00 0 оценок




Социализирующая функцияоргкультуры заключа­ется в обеспечении "введения" новых членов в организацию, их социальной адаптации, освоения ими социокультурного опыта и знаково-символической системы социальной организации. В це­лом ряде зарубежных фирм новых сотрудников в течение опре­деленного, довольно длительного (до двух недель) ознакоми­тельного периода целенаправленно "социализируют", объясняя им основополагающие ценности и принципы функционирования компании, утвердившиеся в ней нормы морали и поведения, разрешения и запреты и т.д. Но даже в тех случаях, когда руко­водство организаций специально не вычленяет социализирую­щую функцию, она реализуется объективно, в процессе общения членов организации.

Функция преемственности (социального наследо­вания)тесно взаимосвязана с социализирующей функцией, по­скольку в процессе социальной адаптации одновременно проис­ходит передача новым поколениямработников предыдущего социокультурного опыта.

Современные хозяйственные организации стремятся по­ставить и эту объективную функцию на целевую основу. Вслед за крупнейшими компаниями (IBM и др.) даже небольшие за­падные фирмы стали придавать особое значение официальному оформлению и изучению историикомпаний и филиалов. При­чем речь идет не только об интерпретации эволюции производ­ственных задач, но и об объяснении генезиса организационной философии, ценностей, а также о создании определённой "ми­фологии"в форме письменных или устных рассказов, историй, анекдотов, позволяющих образно, метафорически представить организацию в ее развитии.

Такая "историческая", "мифологическая" составляющая организационной культуры выполняет как бы роль посредникамежду прошлым и нынешним составом (поколением) организа­ции, тем самым, обеспечивая преемственность в её деятельно­сти, социальное наследование её основных характеристик.

3) Интегративная функциясостоит в достижении сплачивания, "скрепления" членов организации в целостность, идентификации их в качестве обособленной целевой общности.

Эта функция приобретает значительную дополнитель­ную результативность, будучи поставленной на целевую созна­тельную основу. Важнейшую роль в этом играет способность руководства организации определить и сформулировать клю­чевыеценности и принципы, которые могут стать объединяю­щим началомдля деятельности всех подразделений и работников.

Принятые работниками не формально, а реально,эти ценности и принципы играют роль интегрирующегофактора, крепость которого зачастую сильнее, чем других (например, формально-властных) факторов интеграции, поскольку в данном случае ценности поддерживаются, сознательно и добровольно.

Такая чёткая, разделяемая работниками система ценно­стей определяет силуорганизационной культуры, что, в свою очередь, обусловливает эффективность деятельности организа­ции. Один из широко известных выводов, сделанных американ­скими специалистами в области оргкультуры Т. Питерсоми Р. Уотерменом,состоит в том, что, чем сильнее оргкультура ком­пании и чем более она ориентирована на рыночные результаты, тем меньше необходимости в разработке конкретных инструк­ций, организационных схем, детализированных процедур и пра­вил, поскольку работники сверху донизу знают, как им посту­пать в различных ситуациях – ведь весь набор ведущих ценно­стей ясно определён.

Оформленные в качестве специального документа (как правило, в виде "философии" или "миссии" организации), ценно­сти и принципы приобретают форму организационной (корпо­ративной) конституции. Наиболее важные ценности, которые руководство хочет внедрить на уровне не только сознания, но и подсознания, формулируется в форме девизов, кредо, лозунгов, параллельно с интегративной функцией решая ещё и важную "внешнюю" задачу – задачу создания определенного имиджа организации (например, компания "Дюпон": "Лучшие вещи для лучшей жизни благодаря химии", компания ИБМ "IBM – означа­ет сервис", компания "Мацусита" "Прицел на вершины элек­тронной промышленности"),

4) Стимулирующая (мотивирующая) функция оргкультуры, как мы полагаем, заключается в том, что создаются условия для реализации интересов работников, связанных с их социальными потребностями, выходящими за рамки уровня "экономического человека". Во-первых, работники стимулиру­ются организационной культурой в целом, её материальными и духовными факторами – как общей атмосферой взаимопод­держки и сотрудничества, корпоративного товарищества с при­сущими ему особыми, отличающими его от других сообществ ценностями, целями, результатами деятельности. Во-вторых, они стимулируются и мотивируются содержанием миссии и це­лей организации, тем "значением", которое в них заключено. То есть речь идет об определенных идеалах, которые движут людьми, наполняя их работу и жизнь высоким смыслом, облаго­раживая людей, поднимая их в их собственных глазах.

Вместе с тем было бы неверным не замечать, что стиму­лирующая функция оргкультуры взаимообусловлена экономи­ческими отношениями в организации, присущими ей отноше­ниями собственности. Когда в литературе говорится примени­тельно к философии, идеологии организации как о "разделяемых всеми членами организации ценностях" безотносительно к от­ношениям собственности в той или иной организации, по наше­му мнению, упускается из виду то обстоятельство, что филосо­фия, идеология организации, оформленные в её миссии и целях, выражают, прежде всего, интересы собственников организации.

Фактически в тех случаях, когда работники не являются собственниками, представляя собой лишь наемный персонал, от них требуется принять установки собственников в качестве сво­их собственных ценностей и реализовывать их как собственные цели, но это предполагает определенную "индоктринацию", оп­ределенное навязываниеработниками этих установок. И дейст­вительно, трудно отделаться в таких случаях от впечатления об "идеологической обработке" работников - в особенности, когда речь идет о японских компаниях, добивающихся от работников полнейшей лояльности, и перенимающих этот подход американ­ских и европейских фирмах.

5) Регулирующая функцияоргкультуры связана с определением тех границ и форм,в которых разрешена и поощря­ется деятельность членов организации, и тех, в которых она не поощряется либо запрещается.

Эта функция обеспечивает информирование работников организации о том, какое место они занимают в системе внутриорганизационных связей и какую роль они должны в ней выпол­нять, то есть каковы ожиданияорганизации в связи с их дея­тельностью. Она тесно взаимосвязана со стимулирующей функ­цией, поскольку у работника вместе с тем формируются ожида­ния относительно реакции организации на его действия в случае добросовестного выполнения своей роли и в случае нарушения им норм поведения (причём речь идёт не только о реакции руко­водства, но и реакции его коллег).

Тем самым осуществляется социальный контроль,то есть социальная система реагирует на отклонения от заданных параметров и поощряет следование им, обеспечивая адекват­ность реализации социальных ожиданий.

6) Стабилизирующая функциятакже выражает дейст­вие социального контроля – социальная система восстанавлива­ет равновесие, относительное состояние покоя в определенном временном интервале. До определенного предела система стабильна и не подвержена разрушению.

Потребностью в стабильности обусловлено обязательное культивирование в организационной культуре таких ценностей и принципов, как организационный порядок, строгая дисциплина и ответственность, исполнительность и лояльность, личная пре­данность и конформизм, и т.д. Эти "консервативные" ценности позволяют, если им следуют, обеспечивать высокую стабиль­ность функционирования организации, но вместе с тем могут становиться и преградами необходимым преобразованиям.

7) Инновативная (преобразовательная) функцияоргкультуры обусловлена потребностью внедрять новое, осуществ­лять организационные изменения. Тем самым эта функция нахо­дится в противоречии со стабилизирующей функцией и пред­ставляет собой её отрицание.

Инновативная функция связана с культивированием и накоплением в оргкультуре таких ценностных ориентации, как ориентации на творчество, новаторство, преобразования. "Кри­тическая масса" таких "инновативных" ценностей обеспечивает необходимый преобразовательный потенциал, позволяющий осуществлять развитие организации, совершенствование отно­шений, технологий, продуктов и услуг на базе творчества.

Как представляется, организационное развитие осущест­вляется именно посредством разрешения противоречиямежду инновативной и стабилизирующей функциями организационной культуры. Организации, в которых это противоречие успешно разрешается, отличаются высокой динамичностью развития, бы­стрым отходом от устоявшихся стереотипов, сменой моделей деятельности – с сохранением общей линии преемственности в своей организационной культуре.

Итак, организационная культура в качестве инструмента управления выполняет целый ряд взаимосвязанных функций. Знание этих функций и их содержания имеет большое практическое значение,так как позволяет руководи­телям использовать их целевым образом и тем самым действи­тельно управлять посредством оргкультуры.

Реализовать же эти функции возможно благодаря тому, что в содержании и структуре организационной культуры нали­чествует комплекс компонентов,обладающих необходимыми качествами регуляторовсоциального поведения.

Компоненты оргкуль­туры как инструмента управления

К таким компонентам, позволяющим организационной культуре выпол­нять роль регулятора поведения,следует, в частности, отнести базо­вые представленияи верования.

Они управляют поведением индивидов и групп подсоз­нательно(как уже было отмечено, Э. Шайн и другие специали­сты отождествляют их с наиболее глубинным уровнем оргкуль­туры), определяя тот или иной вариант поведения, выбор кото­рого не осознаётся, а как бы "сам собою разумеется".

Другим важным компонентом выступают ценности,ко­торые на сознательном уровне определяют допустимость или недопустимость варианта (типа) поведения. Следует подчерк­нуть глубинную связь ценностей с интересами и потребно­стямисоциальных субъектов, поскольку ценным для субъектов выступает то, что способно служить реализации их интересов и удовлетворению потребностей. Ценности формируются в процессе осознания социальными субъекта­ми своих интересов,который одновременно является и процес­сом оценкипредметов, явлений, личностей, к которым возника­ет ценностное отношение.

Поэтому-то в том случае, когда социальные субъекты достаточно четко не осознают свои интересы, есть возможность навязать им чуждые ценности, которые они воспримут как свои собственные (на наш взгляд, так и происходит, когда оргкультура используется как способ манипулирования работниками).

На основе ценностей формируется ценностная ориен­тация,позволяющая субъекту осознанно действовать в той или иной ситуации и принимающая форму ценностной установки.Ценностные установки "работают" как предваряющая действия социального субъекта программа, обеспечивающая соответствующее моральное отношение к предметам и явлениям, направ­ляющая и стимулирующая его деятельность.

Осознание необходимости действовать в соответствии с содержанием ценностных установок образует мотивдеятельно­сти, который приобретает форму цели.Наиболее значимая ко­нечная цель выступает как некий идеал (идеальный образ),который представляет собой одновременно и целевую катего­рию и ценностную категорию.

Осознанные, многократно проверенные на практике цен­ности превращаются в убеждения, становятся жизненными принципами,которым следуют. В то время как убеждения и принципы "внутренне" определяют поведение социальных субъ­ектов и в этом смысле выражают их относительную свободу действий, сложившиеся в организации (группе) социальные нормынепосредственно ограничивают свободу индивидов, дей­ствуя как внешние ценностные установки.

Все эти компоненты оргкультуры руководство совре­менных хозяйственных организаций стремится синтезировать в философии (миссии)организации, добиваясь внедрения опре­деленной системы представлений и ценностей, сознательно раз­деляемых всеми членами организации, независимо от социаль­ного и должностного статуса. Эта система имеет тенденцию быть выраженной в намеренно создаваемой и тщательно разра­батываемой символике(лозунги, девизы, эмблемы, значки, об­разцы одежды сотрудников, мифы и анекдоты и т.д.), в этой форме ценностные ориентации могут быть сформулированы и переданы кратко и сжато.

Когда оргкультура прямо указывает на то, какое поведе­ние членов организации поощряется, а какое – нет, она прини­мает форму нормативной системы,то есть задает стандарты "правильного" поведения.

Такие стандарты синтетически выражены в следующих компонентахоргкультуры: традициях, обычаях, обрядах,а также нравственныхи институциональных нормах.

Традиция– это такой компонент прошлого социокуль­турного наследия, который сохраняется в поколениях и обеспе­чивает определенную преемственность культурного опыта. Со­временные хозяйственные организации развитых стран мира намеренно создают и культивируют систему традиций, охватываю­щую различные стороны социального поведения работников.

Обычай– это одна из разновидностей традиций, выра­жающая наиболее неуклонное следование воспринятым из про­шлого образцам поведения, способам социальной деятельности.

Обряд– это разновидность обычая, которая представля­ет собой совокупность определенных коллективных действий, воплощающих соответствующие ценности и предназначенных вызвать соответствующие коллективные чувства, оказать эмо­ционально-психологическое воздействие. Его признаком являет­ся определенная регулярность.

Обычай и обряд относятся к стереотипным формамтрадиций, которые призваны закреплять образцы социального поведения. Для современных зарубежных организаций характе­рен акцент на эти формы, обеспечивающий высокий уровень стереотипности и ритуализации внутриорганизационных отно­шений. Широкое распространение получили такие ритуальные формы как различные торжества (посвящения в члены коллек­тива, награждения, юбилейные собрания и т.д.), совместные обеды руководства и сотрудников, приемы у руководства отли­чившихся сотрудников по случаю каких-либо знаменательных дат или достижений, проводы на заслуженный отдых ветеранов организации и т.д.

Нравственные нормы,или нравы– это такие образцы поведения, такие обычаи, которые считаются существенными для благополучия социальной общности и недопустимыми для нарушения. В случае нарушения следует нравственное осужде­ние. Поэтому они действуют автоматически. Руководство фирм и компаний придает большое значение таким неписаным нормам и намеренно культивируют их.

Институциональные нормы– это образцы поведения, которые сознательно разрабатываются и приобретают форму формальных правил и процедур, оговаривающих, что можно де­лать, а чего делать нельзя. Они имеют тенденцию принимать письменную форму, становится "писаными правилами".

В современных зарубежных организациях главным нормативным документом,в наиболее общем виде регламен­тирующим поведение сотрудников, как правило, является пись­менно оформленная миссияорганизации, выполняющая роль корпоративной конституции.

Работники организации обязаны ориентироваться на неё во всех своих действиях и поступках, "сверяться" с её установле­ниями в возникающих проблемных ситуациях.

Тем самым задокументированная миссия выступает в ка­честве основного проводника той организационной культуры, которую внедряет руководство организации, и является важ­нейшим элементом оргкультуры как управленческого инструмента.



2016-09-17 413 Обсуждений (0)
Инновативную (преобразовательную) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инновативную (преобразовательную)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)