Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности общения с пациентом



2016-09-17 4274 Обсуждений (0)
Психологические особенности общения с пациентом 4.75 из 5.00 4 оценки




Содержание темы, изучаемые вопросы.

Хороший психологический контакт с пациентом – основа успеха его лечения и выздоровления.

Доверие больного к медицинскому персоналу. Медицинская тайна – сведения о больном, не подлежащие разглашению. Информация, которую не следует доводить до сведения самого больного, с учетом его личностных свойств, с целью сохранения его душевного равновесия.

Общение с пациентом, сбор анамнеза, беседа. Слова врача и медсестры как чудесные исцелители.

Умение выслушать пациента, познать его внутренний мир и личные проблемы.

Виды общения с пациентом (классификация С.И. Самыгина).

Невербальное общение, умение владеть невербальными приемами коммуникации.

Улыбка пациенту – залог успеха в общении.

Общение с пациентом с учетом его темперамента, черт характера, эмоционального состояния, ведущей сенсорной системы.

Понятие о территориальных зонах. Правила эффективного общения.

Авторитет медицинского работника, его профессионализм, интуиция, эмпатия – условия, необходимые для хорошего контакта.

Учебные цели.

Студенты должны знать:

1.Необходимые психологические условия и психологические приемы для установления благоприятного контакта с пациентом.

2.Приемы общения, вербальные и невербальные методы коммуникации.

3.Характеристику темпераментов, акцентуаций характера, типов реакций на болезнь.

4.Определение медицинской тайны, необходимость ее сохранения в определенных условиях.

5.Территориальные зоны в общении.

6.Правила эффективного общения с пациентом.

Студенты должны уметь:

1.Осуществлять индивидуальный подход к больному с учетом темперамента, черт характера, настроения, индивидуальной реакции на болезнь.

2. Создать благоприятную психологическую обстановку для ведения беседы.

3.Вести беседу, внимательно выслушивать пациента, задавать вопросы.

4.Использовать невербальное общение, эмпатию для познания внутреннего мира пациента.

5.Хранить сведения, доверенные больным.

6.Проявить чуткость, деликатность, тактичность при индивидуальной работе с пациентом, быть доброжелательным.

7.Внушать пациентам веру в улучшение состояния, в выздоровление, в благополучный исход болезни или операции.

 

Доверие как основа психологического контакта с пациентом

Установление хорошего психологического контакта между медицинской сестрой и пациентом является основной успеха его лечения и выздоровления. Медсестра проводит с пациентами много времени, оказывая на них постоянное влияние.

Доверительные близкие отношения между ними сами по себе являются благоприятной лечебной атмосферой, необходимой больному.

Заботливая, внимательная терпеливая медсестра нередко становится для пациентов почти «мамой», любимой «сестрой», образцом для подражания.

Контакт с пациентом всегда основан на доверии. Больной спокоен, когда знает, что о нем заботятся, о его состоянии беспокоятся, о его состоянии беспокоятся, знает, что получает все необходимое. В этом случае он чувствует себя защищенным, в безопасности. Доверие так же основывается на уверенности пациента в том, что его интимные тайны не будут разглашены. Медицинская сестра, умеющая, хранить тайны всегда будет пользоваться доверием.

Медицинская тайна – это сведения о больном, не подлежащие разглашению:

а) в обществе

б) самому больному.

О пациенте не принято рассказывать все те сведения, которые он сам бы не хотел разглашать, а также венерические заболевания, СПИД, психические болезни и т.д.

Самому больному не говорят о его смертельном заболевании, близкой кончине, возможном неблагоприятном исходе болезни при операции, сроке его жизни. Особенно это касается ранимых, неуравновешенных, высокотревожных больных. Многим пациентам с сильным уравновешенным характером, спокойным, волевым людям можно сказать о том, что у них рак, что болезнь тяжелая, возможно неизлечимая. Но при этом обязательно подчеркнуть, что будет сделано все возможное для лечения и продления жизни. Больного надо убедить в том, чтобы он верил во врачей, в медицину, в себя и в свои силы. При высокой мотивации к выздоровлению, при выраженном стремлении больного поправиться, течение даже самого тяжелого заболевания может дать некоторое улучшение.

 

Беседа с пациентом

Огромное значение в психологическом контакте с больным имеет правильное общение с ним.

Медицинская сестра не должна жалеть времени на беседы с пациентом. В разговорах с больным медицинская сестра познает его внутренний мир и личные проблемы, сильные и слабые стороны характера, увлечения и интересы. Так же беседы с пациентом дают возможность понять его психологический настрой на выздоровление, реакцию его личности на болезнь. Чем лучше медицинская сестра будет знать личность больного, тем эффективнее она будет осуществлять лечение и уход. Правильный разговор с пациентом оказывает не только хороший психотерапевтический эффект, но и имеет воспитательную цель. Он исправляет ошибки в поведении пациента, корректирует его неадекватные реакции на болезнь. Разговор должен быть не навязчивым и состояться именно тогда, когда пациент чувствует потребность в нем. Тогда эта беседа принесет облегчение.

Беседа с пациентом должна успокоить его, снять тревогу и страх, снизить душевное напряжение. Но нужно помнить, что неумелое слово может превратиться в орудие, губящее больного, может глубоко его ранить или даже ухудшить соматическое состояние. Но в тоже время умелое слово, сказанное вовремя, ненавязчиво и по потребности больного, может стать чудесным исцелителем. Медицинская сестра должна уметь спокойно и доверительно беседовать с пациентом. Важно владение своим голосом, умение регулировать его силу и оттенки.

Входя в палату нужно поздороваться, назвать пациента по имени отчеству, не забывая представиться самому. Многие пациенты обращают внимание прежде всего, на голос медицинского работника, на его интонации (пациенты - аудиалы). Для них важно будет как с ними разговаривают, тембр голоса, его приятные оттенки при сборе анамнеза. Вопросы пациенту нужно задавать правильно, четко и ясно, чтобы на них было легко ответить. Задавая вопросы, нужно обращать больного к тем проблемам, которые интересуют медицинского работника.

Очень важно и умение выслушивать пациента. Это обеспечивает хорошее взаимопонимание во время беседы. Когда пациент рассказывает медсестре о себе, о своих проблемах, он должен видеть в ней не пассивного, а активного слушателя. Он должен чувствовать, что медицинская сестра заинтересована, внимательно следит за его мыслью, понимает его.

 

Невербальные способы коммуникации

К невербальным способам общения относятся мимика и жесты. Выражение лица (мимика) медицинской сестры при общении с больным имеет большое значение. Улыбка на лице всегда подбадривает, снимает напряжение, успокаивает, сближает. Улыбка – это всегда залог успеха в общении.

Серьезное, спокойное выражение лица говорит о понимании проблем больного, заинтересованности в них. При беседе с больным не надо хмуриться, проявлять эмоциональное неудовольствие, нетерпение. Мрачное, недовольное, раздраженное выражение лица отталкивает пациента, не дает ему раскрыться или даже пугает. Студентам нужно помнить, что испуганное, робкое, удивленное выражение лица тоже не обрадует пациента. Поэтому очень важно контролировать мимику, не показывать пациенту своего дурного расположения духа.

Жесты и пантомимика (выразительные движения тела) тоже оказывают на пациентов сильное воздействие. Если медицинская сестра во время общения с больным нетерпеливо постукивает ногой о пол или торопливо поглядывает на часы, на пациента это оказывает неблагоприятное впечатление. Он понимает, что медицинская сестра не имеет достаточно времени для него, торопится.

Во время общения, сбора анамнеза можно одобрительно прикоснуться к тыльной стороне кисти пациента, слегка пожать ему руку. Это успокоит его. Иногда можно слегка прикоснуться к плечу, - это тоже успокаивающий ободряющий жест.

При общении, разговоре с больным лучше всего сесть напротив, чтобы видеть выражение лица, иметь зрительный контакт.

 



2016-09-17 4274 Обсуждений (0)
Психологические особенности общения с пациентом 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Психологические особенности общения с пациентом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)