Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности пожилых и престарелых пациентов и тактика работы с ними



2016-09-17 1496 Обсуждений (0)
Психологические особенности пожилых и престарелых пациентов и тактика работы с ними 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание, основные вопросы.

Геронтогенез, характеристика процесса старения.

Социально-психологические типы старости, их особенности.

Психологические особенности работы медицинского персонала с пожилыми и престарелыми пациентами.

Учебные цели.

Студенты должны знать:

1.Физиологические и психологические особенности пожилого возраста.

2. Характеристику социально-психологических типов старости (И.С. Кон).

3. Особенности психологической работы с пожилыми больными.

Студенты должны уметь:

1.Проявлять внимательность, доброжелательность, терпение при работе с пациентами.

2.Создать благоприятную атмосферу в палате престарелых пациентов.

3.Помогать больным, напоминать, руководить действиями пациента при снижении памяти, внимания, симптомах старческого слабоумия.

4.Поддерживать пациентов, подбадривать их, внушая надежду на улучшение состояния.

 

 

Геронтогенез (период старения) делится на 3 периода: пожилой возраст, старческий возраст и долгожители.

Геронтогенез – это процесс генетически запрограммированный. Он сопровождается определенными возрастными изменениями в организме, как физиологическими, так и психическими.

Пожилые люди не способны выдерживать большие нагрузки, они слабеют, общий запас энергии у них становится все меньше и меньше.

Происходит постоянное ослабление внимания, памяти (особенно образной, а логическая память сохраняется лучше и дольше).

Снижение интеллекта во многом зависит от того, сохраняет ли пожилой человек творческую и профессиональную активность. Активная деятельность и высокая работоспособность человека – это доктор, противостоящий инволюции. Большое значение имеет уровень образования, род занятий, личностная зрелость. Например, у ученых с возрастом не изменяется запас слов и общая эрудиция. У водителей, летчиков, моряков до глубокой старости сохраняется острота зрения и поле зрения.

В пожилом возрасте у большинства уже есть хронические заболевания, которые снижают физическую активность и подвижность человека.

У пожилых людей неустойчивая эмоциональная сфера. Наблюдаются частые смены настроений, повышенная обидчивость, плаксивость. Некоторые пожилые люди уходят в себя, намеренно ограничивают сферу общения. Их основным партнером по времяпровождения становится телевизор.

Наиболее сильный стресс в старости – это одиночество. Может случиться, что у этого пожилого человека нет родственников, сверстников, друзей. Может быть и так, что родственники есть, но они живут очень далеко, редко приезжают, редко пишут. Престарелые люди воспринимают это как проявление невнимания и безразличия с их стороны.

Случается, что на одиночество жалуются старые люди, проживающие с родственниками и детьми. У этих людей сложное чувство одиночества. С одной стороны они бояться разрыва с окружающими и одинокого образа жизни, с другой – стремятся огородиться и защитить свой мир и стабильность в нем.

Самый серьезный фактор здесь – это нарушение связей с молодыми людьми, полное отсутствие взаимопонимания.

Одним из самых тяжелых для пожилых людей проявлением возраста является нарастающая беспомощность, невозможность выполнять, как и раньше быстро и четко многие функции самообслуживания. Многие старые люди, бывшие ранее очень активными и деятельными, очень болезненно воспринимают тот факт, что за ними нужно ухаживать.

 

И.С.Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости.

Первый тип – активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи, живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности. Второй тип старости – пенсионеры занимаются тем, на что у них раньше не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. То есть для этого типа старых людей также характерна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия главным образом направлена на себя.

Третий тип (преимущественно женщины) находят главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам просто некогда хандрить и скучать. Однако, удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. Четвертый тип – это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. У них обнаруживается склонность к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Наряду с описанными благополучными типами старости И.С. Кон выделяет и отрицательные типы:

а) агрессивные старые ворчуны, критикующие все, недовольные всем и всеми, кроме самих себя, терроризирующие окружающих бесконечными претензиями;

б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за упущенные возможности, делая себя глубоко несчастными и эмоционально отрицательно действуя на окружающих.

 

Психология работы с пожилыми и престарелыми пациентами

Врачи и средний медицинский персонал встречаются с пожилыми и престарелыми пациентами ежедневно. Психологические особенности при работе с ними имеют большое значение.

Пожилым пациентам требуется особо внимательное отношение, мягкость и терпимость в общении. Доброжелательная улыбка, проявление чуткости оказывают на таких больных положительное влияние. Иной раз с пожилыми больными можно и по-доброму пошутить.

Нужно помнить, что на беседу, рекомендации, проведение манипуляций пожилым требуется больше времени. Возможно, одно и то же придется объяснять несколько раз, так как старый человек плохо слышит или не все поймет с первого раза. Поэтому, нужно быть терпеливым, не проявляя недовольства и раздражения, если больной не понимает то, что ему объясняют.

В палате, где лежит престарелый пациент, необходима комфортная обстановка. Медсестра должна обратить внимание на соседей пациента, в случае необходимости предупредить их о соблюдении тишины, о проявлении чуткости и отзывчивости. В то же время, если соседи по палате доброжелательные, веселые и коммуникабельные люди, это положительно воздействует на настроение пожилых больных.

В палату, где находится пожилой больной медицинской сестре нужно заглядывать почаще, чтобы сказать пару добрых слов, а иногда и просто улыбнуться и кивнуть головой. Пожилых пациентов нужно называть по имени-отчеству, уважительно. Фамильярность, вроде «бабуся» и т.п. не допускается.

Если у пациента нарушены память и внимание медсестра должна напоминать ему о том, что он должен сделать. Можно написать рекомендации и отдать памятку пациенту. Однако, лучше всего будет, если медицинская сестра сама придет в палату за пациентом, чтобы проводить его в нужный кабинет или в лабораторию. Это приятно больному, он чувствует, что о нем заботятся, именно ему уделяют внимание.

Если у престарелого пациента есть симптомы старческого слабоумия, он не только забывает почти всё, что ему говорят и не концентрирует внимание, но и не понимает многое, что вокруг него происходит. В таком случае медицинская сестра целиком берет на себя активность и руководит действиями пациента сама. При этом нужно проявлять эмоциональную теплоту, сочувствие, помня, что такие больные тоже обидчивы, часто плачут.

Если пожилые люди беспомощны, не могут себя обслужить и психологически тяжело переживают это состояние, все мероприятия ухода медсестра должна выполнять быстро, не затягивая время и не акцентируя внимание на этом.

Родственников престарелого больного нужно обучить уходу за ним, обращая особое внимание на психологическую работу, деликатность и тактичность.

Профилактика ятрогений у пожилых больных также необходима, как и у всех пациентов.

При любой тяжести состояния каждый разговор с престарелым больным должен подбодрить его, внушить надежду на улучшение.

 

Глава 11

Проблемы пациента

Содержание, основные вопросы.

Проблемы больного человека, их характеристика.

Роль среднего медработника в решении проблем пациента.

Учебные цели.

Студенты должны знать:

Возможные проблемы больного человека, связанные с его профессией, семьей, общением, самообслуживанием.

 

Болезни, угрожающие человеку, могут быть разными как по длительности, так и по тяжести. Легкие, кратковременные заболевания обычно протекают без особых психологических проблем и последствий. Тяжелые болезни, длительные и хронические, приводящие к госпитализации или надолго приковывающие человека к постели, ставят перед ним ряд проблем.

Врач и медицинская сестра помогают решать эти проблемы, облегчают их тяжесть. Когда человек заболевает, нарушаются его социальные связи, он расстается с коллективом, с привычной, приносящей удовлетворение работой. Те люди, которые целиком отдают себя работе, беспокоятся, как справляются без них с работой остальные сотрудники. Болезнь угрожает их дальнейшей активной деятельности, они тревожатся, смогут ли после болезни работать.

Те пациенты, состояние здоровья для которых очень важно (артисты, спортсмены, летчики, альпинисты), заболев, исключительно сильно тревожатся за свою дальнейшую судьбу.

Известны случаи тяжелых депрессий и даже самоубийств людей, которые в результате травм или болезни теряли руку, ногу, глаза и не могли больше работать по прежней специальности. Жизнь без любимой работы потеряла для них смысл.

Опасения и страхи, возникающие у больных по поводу их будущего, - обычное явление:

- пианист, перенесший воспалительное заболевание суставов, беспокоится, восстановятся ли тонкие движения пальцев рук;

- женщина, перенесшая операцию по поводу удаления молочной железы, боится утратить женственность;

- художник, потерявший кисть правой руки в результате травмы, испытывает глубочайшие сомнения по поводу своей дальнейшей творческой жизни и сильный страх, что не сможет научиться писать левой рукой.

Но предметом мыслей и переживаний больного является не только работа. Очень серьезной проблемой для тяжело заболевшего человека является семья.

Мать, которая госпитализирована в больницу надолго в результате тяжелой болезни, очень переживает за детей, оставшихся дома. Она много думает о них, беспокоится, как они учатся, не болеют ли, как справляется с домашними нагрузками без нее семья. Она при этом забывает и о своих собственных болях. Когда человек оторван в результате болезни от семьи, его душевное равновесие нарушается.

Гармоничные семейные отношения могут нарушиться, если член семьи, заболев тяжелым заболеванием, надолго ложиться в больницу. Больной боится разрыва семейных отношений, чувствует, что его спокойная счастливая семейная жизнь – под угрозой.

Если в семье больного и до госпитализации складывались плохие отношения, бывали частые ссоры, конфликты или же отсутствие взаимопонимания, безразличие друг к другу, то во время пребывания в больнице груз нерешенных семейных проблем угнетает больного еще больше. Он может стремиться выписаться раньше времени, не долечившись, «чтобы решить дома свои дела», или же не стремиться вернуться домой, так как «его там никто не ждет».

Со многими проблемами сталкивается семья заболевшего ребенка, а для самого ребенка болезнь – это тяжелое потрясение. При госпитализации малыша он отрывается от семьи, от дома, попадает в незнакомую среду, не видит маму, перед ним чужие лица, белые халаты, он слышит непонятные слова и звуки.

Проблема адаптации ребенка в больнице решается быстрее, если медицинская сестра сделает всё необходимое для формирования хороших отношений с ребенком, даст ему почувствовать, что и здесь его тоже любят, заботятся о нем.

Трудными состояниями, которые пациент испытывает в больнице, являются стресс, фрустрация, тревога, одиночество, страхи навязчивого характера.

Проблемы больного человека можно условно разделить на несколько групп.

Социальные (угроза в результате тяжелого заболевания карьере, социальному статусу, повышению по службе, перерыв в образовании или необходимость бросить учебу, невозможность поехать за рубеж и т.д.).

Профессиональные (невозможность заняться любимой работой, необходимость сменить специальность из-за сердечно – сосудистой патологии, снижения остроты зрения, болезней позвоночника и т.д.).

Семейные (проблема ухода за тяжелобольным человеком в семье, трудности воспитания детей, если мать или отец тяжело больны, не с кем оставить старых, прикованных к койке членов семьи, если остальным необходимо работать, разводы по причине хронического алкоголизма одного из членов семьи).

Бытовые (самообслуживание тяжелобольного человека затруднено. Работа по дому, уборка, покупка продуктов, приготовление еды и другие бытовые проблемы нужно кому – то решать, а больному человеку выполнять эту работу трудно или невозможно.).

Материальные (необходимость иметь средства на лекарственные препараты, исследования, операцию, так как далеко не все можно сделать бесплатно).

Разрыв социальных связей (нет прежнего активного общения, одиночество).

Эмоциональные (больной человек испытывает тревогу, волнение, он удручён, может находиться в депрессивном состоянии).

 

 

Глава 12



2016-09-17 1496 Обсуждений (0)
Психологические особенности пожилых и престарелых пациентов и тактика работы с ними 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности пожилых и престарелых пациентов и тактика работы с ними

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)