Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы преодоления трудных психологических состояний



2016-09-17 516 Обсуждений (0)
Методы преодоления трудных психологических состояний 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание, основные вопросы.

Психологические приёмы, которые может выполнить средний медицинский работник при трудных психологических состояниях.

Студенты должны уметь:

Научить пациента выполнять релаксацию, простейший аутотренинг, наблюдать за своим состоянием, применять музыку, общение с природой и т.д.

Роль медицинской сестры в решении психологических проблем больного

Медицинский работник среднего звена, который подходит к своей работе творчески, может многое сделать самостоятельно в решении психологических проблем пациента, помочь ему справиться со стрессом, снизить уровень тревоги, волнения, нормализовать психоэмоциональное состояние.

Что же должен знать медицинский работник в этом направлении, чему он может обучить больного? Какие советы и рекомендации дать?

 

Релаксация

Медицинская сестра может научить пациента релаксации – расслаблению. Вы должны знать, что релаксация доступна всякому и является одним из путей преодоления внутреннего напряжения. Чем сильнее человека одолевают проблемы, тем большее он испытывает напряжение. Нервное же напряжение влечет за собой и напряжение мускулатуры. Так как нервное напряжение влечёт за собой повышенное мышечное напряжение, то и повышенное мышечное напряжение ведет к психическому напряжению. Если человеку удается понизить напряжение мышц, то и психическое напряжение тоже снижается.

Обучите пациента расслабить мышцы – и он сможет использовать релаксацию для снятия внутреннего напряжения.

Сначала обратите внимание на то, чтобы пациент научился отличать мышечное напряжение от расслабления.

Перед тем, как позаниматься с пациентом, проделайте упражнение сами.

Простое упражнение основывается на элементарном знании того, что за напряжением определенной группы мышц следует расслабление.

Возьмите какой-нибудь предмет цилиндрической формы и сожмите его так сильно, будто собираетесь раздавить. Следите за тем, что происходит с вашей рукой. Вы почувствуете сильное напряжение мышц. Затем разожмите пальцы и почувствуйте ощущение расслабленности.

Подобным образом проследите за напряжением мышц ноги. Для этого упритесь ступней в стену или в спинку кровати и давите на неё так сильно, как будто хотите её подвинуть. Мышцы ноги при этом напряжены, мышцы спины тоже напряжены. Почувствуйте это напряжение! Отпустите ногу и обратите внимание, как расслабились мышцы, как приятно чувствовать это расслабление.

Попросите пациента выполнить это упражнение несколько раз. С его помощью он научится отличать мышечное напряжение от расслабления.

После этого научите пациента методике быстрого расслабления мышц. Сначала выполните релаксацию сами.

Ложитесь поудобнее, одежда не должна стеснять движения, ноги лучше босые.

Закройте глаза и вызовите какое-нибудь приятное представление, можно пофантазировать.

Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание. Сделайте выдох, полностью расслабьтесь. 2-3 раза.

Сделав вдох, обнимите себя руками крест – накрест, сожмите себя за плечи как можно сильнее. Сделайте выдох, расслабьтесь.

Согните ноги в коленях, покачивайте ими из стороны в сторону. Выпрямите ноги, почувствуйте расслабление. Полежите, расслабившись, столько, сколько вам хочется. Затем потянитесь, словно после пробуждения. Теперь позанимайтесь релаксацией с вашим больным. Убедите его в том, что расслабление мышц в нужный момент поможет ему снять нервное напряжение в трудной ситуации.

 

«Выговориться»

Беседа, когда человек может позволить себе выговориться, приносит большое облегчение.

Не жалейте времени на такой разговор с больным!

Издавна люди знали, что один из способов избавиться от тягостных мыслей – это выразить «наболевшее в славах».

Когда человек откровенно рассказывает о своих проблемах, о глубине личных интимных переживаний – это освобождает его, снимает внутренние противоречия, удовлетворяет его потребность в сочувствии, в сопереживании, в утешении со стороны другого.

Каков же физиологический механизм этого?

Застойный очаг возбуждения, который был вызван психотравмирующими ситуациями, постепенно разрешается, так как отдает свою энергию на производство интеллектуальной работы по словесному формулированию возникших проблем. Уровень психического напряжения человека при этом снижается.

Интересно, что иногда бывает достаточно простой вербализации (произнесение вслух), чтобы испытать чувство облегчения.

Медсестра должна знать, что разговор – это эффективное терапевтическое средство. Психологическая потребность исповедаться реализуется по - разному. Интересно, что незнакомым людям поверяется подчас нечто большее, чем близким.

Магическая функция очищения через исповедь закрепилась исторически.

Однако современная жизнь такова, что человеку трудно найти возможности для душевных откровений.

Люди не только не откровенны, но и сопротивляются вторжению в свой внутренний мир.

Мы это нередко чувствуем в жизни и при общении с нашими пациентами.

Это сопротивление можно снять, если человек, пациент видит действительную заинтересованность в разрешении его проблем.

Вы должны знать, что ему и так непросто, возможно, было найти слушателя, поэтому вы могли бы стать таким слушателем: внимательным, тактичным, эмоционально восприимчивым. Преграда будет снята.

Пациент начнёт рассказывать, его внутренняя потребность в сопереживании со стороны другого человека будет реализована.

А те интеллектуальные силы, которые он затратит на рассказ, уменьшат напряжение и депрессивное настроение.

 

Ведение дневника

В былое время дневники играли большую психопрофилактическую роль. Человек записывал в них свои переживания, размышления, носящие исповедальный характер.

В дневнике он осознавал свои чувства и настроения, осмысливал пережитый опыт, приходил к какому-то решению.

Для того чтобы дневник был максимально полезен, он должен быть тем «местом», где вы можете быть совершенно искренним.

Слово «дневник» подразумевает ежедневник, но не стоит превращать ведение дневника в очередное «надо».

Дневник должен восприниматься как средство, доступное в любое время. Человек пишет в дневнике, когда ему хочется, иногда ежедневно, иногда раз в неделю.

Если вы ведёте дневник, датируйте свои записи, отмечайте в каком месте находитесь.

Перечитывание дневника имеет почти такое же значение, как и его запись. Вы будете страшно удивлены, когда перечитаете свой дневник. Перечитывая позже свой дневник, вы, может быть, наткнётесь на описание тупиковых ситуаций в вашей жизни и найдёте удачное решение проблем.

Самое главное, что дневник позволяет ставить вехи на пути вашего постоянного личностного роста.

Возможно, вы удивитесь во время чтения дневника, увидев, как плохо вы контролировали какую - то ситуацию или насколько тогда были охвачены каким - то переживанием, но как тронуты будете вы, осознав, что изменились с того времени и научились владеть собой.

Вы можете посоветовать вашему пациенту писать дневник. Предложите ему использовать дневник для того, чтобы пациент записывал свои мысли, воспоминания, изменения в самочувствии.

Это научит пациента самоконтролю и самонаблюдению.

На этом же методе основано и написание письма. Вы можете предложить вашему другу, любому человеку, который испытывает жизненные проблемы, написать письмо. Письмо кому угодно, хоть потомкам в 21 век.

Естественно, это письмо не обязательно отсылать. После написания его можно выбросить, а можно и сохранить.

Спустя некоторое время его будет интересно и полезно перечитать и сделать кое – какие выводы.

 

Самонаблюдение

Искусство самонаблюдения – основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами и эмоциями, что поможет при трудных состояниях.

Учиться самонаблюдению можно рекомендовать каждому человеку.

Уметь наблюдать за собой должен особенно тот, чья работа связана с общением с людьми, со взаимоотношениями, с коммуникацией эмоций.

Врач, медицинская сестра должны владеть самонаблюдение сами и могут учить пациентов искусству самонаблюдения.

Любой человек, пациент, кто стремится к личностному росту, кто хочет научиться в полной мере нести ответственность за свою жизнь и здоровье, тот должен помогать себе сам, обучаться самопсихотерапии и, в первую очередь, самонаблюдению.

Задайте себе два простых, но обладающих волшебной силой вопроса. Ответив на них, вам будет легче разобраться в себе.

Первый вопрос: «Что со мной происходит в данный момент? Что я чувствую, делаю, о чём думаю?».

Второй вопрос: «Чего бы мне хотелось в следующий момент?».

Рекомендуйте пациенту задавать себе эти два вопроса и отвечать на них. Это будет одним из методов, благодаря которым он разберётся сам в своих проблемах и решит их.

 

Общение с природой

Еще в те времена, когда объекты природы обоготворялись, наделялись сверхъестественными силами, человек обращался к ним с теми или иными просьбами, просил совета или помощи.

Стремление общаться с природой особенно остро проявляется у человека в ситуациях кризиса, одиночества, в период решения проблем, когда он болен.

Перед природой пылко преклонялись многие писатели, поэты, философы, музыканты.

Общаясь с гармоничной природой, человек сам становится чище, делает гармонию в своей душе, выздоравливает физически и духовно. В природе много благоприятных для здоровья человека факторов. Это психологически благоприятные цвета: светлые оттенки зелёного и синего цвета (небо, море, озеро, лес, поля, цветы, травы и т.д.). Также природа является источником замечательных звуков, положительно влияющих на психоэмоциональное состояние человека: пение птиц, шум дождя, шелест листьев, журчание воды, шум волн и т.д.). Ощущения, которые вызывают природные факторы, тоже очень приятны и обладают оздоравливающим действием. Это прикосновение влажной травы, горячего песка, прохладной речной воды, дуновение ветра, согревающие солнечные лучи и т.д.

 

Подумайте, и интуиция подскажет вам, как использовать общение с природой на пользу человеку.

Катарсический эффект общения с природой приведет к вытеснению тяжёлых, противоречивых и мучительных переживаний положительными чувствами.

 

Влияние музыки на физическое и эмоциональное состояние человека

О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали ещё до нашей эры. О том, что определенные мелодии способны влиять на состояние человека хорошо знали в Древней Греции, Риме. Армянские манускрипты даже предлагали рецепты музыки, останавливающей кровь.

Современное использование музыки как терапии идет с конца 40-х. годов 20 столетия. За последние полвека музыкальная терапия в США сделала огромный шаг вперёд. Там работают более 5 000 музыкальных терапевтов. Более половины из них работают с психически больными пациентами, умственно отсталыми, престарелыми. Также музыкотерапевты ведут прием в реабилитационных центрах, поликлиниках, школах.

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но и у нас есть свои достижения. Активно изучается воздействие музыки на органы, системы и душевное состояние человека.

Средний медицинский работник тоже может дать советы по использованию музыки, даже не будучи музыкотерапевтом.

Музыка благотворно влияет на настроение человека. Она может успокаивать, расслаблять, облегчать печаль, вызывать приток энергии, волновать, будоражить, бодрить. Исследованиями установлено, что если музыка доставляет удовольствие и создает приятное настроение, то снижается артериальное давление, нормализуется пульс, расширяются кровеносные сосуды.

Известно, что музыка, которую слушают с удовольствием, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит. Музыка может быть использована и как эффективное обезболивающее средство (отвлекая пациента, она снижает болевые ощущения).

Для снятия нервного напряжения рекомендуется слушать П.И. Чайковского «Сентиментальный вальс», «Баркароллу».

Для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Бетховена.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением – «Венгерскую рапсодию» Листа, «Мазурки» Шопена.

Для общего успокоения, умиротворения, согласия с жизнью в том виде, какая она есть – «Лунный свет» Дебюсси, «Колыбельную» Брамса, «Ноктюрн соль минор» Шопена.

В качестве тонизирующего, бодрящего средства советуют «Венгерский танец» Брамса, «Арагонскую хоту» Сарасате.

Если вы не музыкотерапевт, вам не обязательно знать много произведений, которые используются для воздействия на психоэмоциональную сферу человека. Достаточно знать несколько тонизирующих и расслабляющих музыкальных произведений. Лучше всего предварительно поговорить с человеком, поинтересоваться, какую музыку он любит, что ему приятно, доставляет удовольствие слушать. Большинство людей любят музыку и расскажут вам о своих любимых произведениях, о том, какая музыка им нравится.

Исходя из ваших знаний и пожеланий слушателя, можно подобрать те мелодии для прослушивания, которые принесут пользу.

 

Аутогенная тренировка

 

Аутотренинг – это эффективная методика самовоздействия на физическое и эмоциональное состояние. В основе аутотренинга лежит самовнушение.

Показания к аутотренингу очень широкие. Он может использоваться в следующих случаях:

1. Практически здоровым людям для улучшения настроения, снятия внутреннего напряжения, подавленности, раздражения, а также с целью повышения работоспособности, тонуса, активности, мобилизации сил.

2. Спортсменам в процессе тренировок и перед соревнованиями.

3. Студентам для снижения тревоги, волнения и беспокойства пред экзаменами, а также во время напряжённых занятий для овладения релаксацией (расслаблением) с целью отдыха.

4. Для психологического настроя на предстоящий удачный день (утренний аутотренинг).

5. При бессоннице, а также просто для психологического настроя на спокойный глубокий сон.

6. При головных болях (и других болях психогенного генеза). Аутогенная тренировка помогает уменьшить боли или полностью их снять.

7. При сексуальных расстройствах.

8. В комплексном лечении психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, гастриты и т.д.).

9. Людям экстремальных профессий, где требуется постоянное нервно-психическое напряжение.

Техника проведения аутотренинга

Время

Аутотренинг проводится в любое время дня, но наиболее оптимальны следующие часы:

Это утро, после просыпания, ещё до вставания с постели и вечер, до засыпания, уже находясь в постели. Это время наиболее благоприятно для самовнушения.

Кроме утренних и вечерних часов, аутотренинг можно проводить и днем (1 - 2 раза в день), в зависимости от ритма и распорядка вашей жизни. Длительность аутотренинга от 5 до 15 минут.

Положение тела

Наиболее удобно заниматься лёжа на спине, в расслабленной позе. Руки при этом слегка согнуты в локтях, лежат ладонями вниз вдоль туловища, а ступни слегка раздвинуты.

Второе положение – сидя в кресле с подголовником и подлокотниками, на которые занимающийся кладёт расслабленные руки.

Можно заниматься в так называемой «позе кучера». Чтобы принять её, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все скелетные мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены. Руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены. Это характерная поза для извозчика, дремлющего в ожидании пассажира.

Обстановка

Заниматься аутотренингом нужно в спокойной обстановке, в тишине. Не должно быть разговоров, стука в дверь, телефонных звонков. Одежда должна быть лёгкой, не стесняющей. Это поможет полностью расслабиться. Тихая музыка способствует расслаблению.

Для правильного проведения аутотренинга необходимы три важных условия:

1. Обязательная релаксация всех мышц тела и конечностей. Для не умеющих расслабляться, овладение релаксацией займёт достаточно много времени. Нужно помнить, что в напряженном состоянии аутогенная тренировка не эффективна.

2. Мысленная визуализация – это представление тех образов, картин, той остановки, того состояния, которого хочешь добиться. Например, занимаясь аутотренингом, больной с бронхиальной астмой представляет себя на просторной поляне, на свежем воздухе, где ему легко дышится.

Или же при повышенной тревожности студент представляет себя смелым, энергичным, инициативным, уверенным во всём.

При головной боли можно представить себе, как прохладный лёгкий ветерок обдувает голову, принося облегчение.

При депрессивном, подавленном настроении можно представить себя на балу, красиво одетым и легко двигающимся в танце, или на пляже у моря, под жарким летним солнцем и т.д.

3. Правильное составление текста. Словесные формулировки аутотренинга должны быть составлены правильно:

Текст должен быть не очень длинным, всего 5 -7 предложений.

Предложения не должны быть длинными и сложными (по 5-7 слов в предложении). К концу текста предложения укорачиваются. Последнее предложение – самое короткое и жизнеутверждающее.

Все слова и фразы должны быть позитивными. Все негативные слова (болезнь, приступ, болит, боюсь, волнуюсь и т.д.) из текста исключить. Также исключить слово «НЕТ» и частицу «НЕ» с глаголами.

Например, такие словосочетания, как: «не смогу», «не умею», «не могу заснуть», «не будет больше приступов», «не будет болеть голова», «не сдам экзамен» и т.д. не вносит в текст аутотренинга.

Пример текста аутотренинга.

1. Я проснулся сегодня бодрым, уверенным в себе и совершенно здоровым.

2. Я чувствую, что сегодня будет удачный день.

3. Мои дела идут успешно, у меня всё получается.

4. У меня отлично настроение и самочувствие.

5. Я рад видеть своих друзей и коллег.

6. У меня всё хорошо.

7. Я счастлив.

 

 

Положительное влияние комфортной домашней обстановки

Цветовое оформление

В оформлении квартиры лучше использовать благоприятные психологические цвета: светло-зеленый, светло-синий, бежевые тона. Зелёный цвет успокаивает, улучшает сон и настроение, приятен для глаз, снимает тревогу и беспокойство, снижает артериальное давление, уменьшает внутреннее напряжение. Аналогично действуют и светлые оттенки синего цвета. Тёмно-синий цвет наоборот усиливает внутреннее напряжение, вызывает опасения, тревожит.

Светло-голубой цвет хорош для оформления тесных помещений, так как зрительно расширяет комнату.

Красный цвет не желательно использовать для внутреннего интерьера квартиры. Этот цвет вызывает двигательные беспокойства, возбуждает, повышает работоспособность, тонус. При длительном воздействии красного человек утомляется, наступает раздражение.

При бессоннице красный цвет нельзя использовать для оформления спальни, так как он нарушает сон.

Жёлтый цвет (а также оранжевый) очень хорош в кухне, столовой, детских и игровых комнатах. Это веселый, согревающий цвет, он повышает настроение, а также аппетит, усиливая выделение пищеварительных соков. Жёлтые аксессуары на кухне (посуда, салфетки, цветы, скатерть) можно использовать при плохом аппетите, например, у ребёнка.

 

Акустический комфорт

 

Для снятия нервного напряжения в стрессовой ситуации в доме должна быть акустически комфортная обстановка.

Раздражающими факторами являются любые резкие звуки, скрип дверей или пола, шум с улицы, громкие голоса, музыка, которая не нравится. Эти звуки мешают расслабиться, отдохнуть, вызываю раздражение, нарушают сон. Напротив, спокойная обстановка, тишина, негромкая беседа, тихая музыка снимают стрессовое напряжение, дают возможность полноценно отдохнуть.

 

Положительный кинестетический якорь

 

В качестве положительного кинестетического якоря может служить любая вещь в доме, наличие которой связано с положительными эмоциями, которую приятно взять в руки и вспомнить что – то хорошее. Это может быть старая, любимая, мягкая игрушка, плюшевый мишка, куколка, вышитая бабушкой подушечка, статуэтка, любимый платок и т.д. Также якорем и может быть и место в доме, например, уютное кресло в уголке, где можно хорошо отдохнуть после напряжённого дня.

При госпитализации ребёнка в больницу или при первом посещении детского сада надо дать ребёнку его любимую игрушку, которая будет служить положительным кинестетическим якорем.

 

Первая помощь при остром стрессе

Если стрессовая ситуация застигла вас в помещении (конфликт, ссора, увольнение), нужно выйти в отдельную комнату, где никого нет или хотя бы в коридор. Для того, чтобы успокоиться, нужно выпить несколько глотков холодной воды, не торопясь, сосредотачивая внимание на этом процессе. Глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз, подойти к окну, посмотреть на небо, кроны деревьев, горизонт. Далее попытаться расслабиться, для чего лечь на кушетку или хотя бы сесть в кресло. Через несколько минут, успокоившись, можно выйти на свежий воздух, пройтись пешком, наблюдая за людьми, за окружающей природой, за тем, что происходит вокруг.

 

Оживление приятных воспоминаний

В минуты плохого настроения, подавленности, тревоги у вашего пациента оживите с ним какое–нибудь приятное воспоминание из прошедших лет.

Для этого попросите его вспомнить то время из его жизни, когда он был уверен, что по-настоящему любим, счастлив, уверен в себе.

Пусть он припомнит те моменты, когда испытывал вдохновение, был озарён какой – то идеей, испытывал какие – то яркие, острые переживания.

Посоветуйте пациенту заново пережить те чувства, которые он испытывал тогда.

Что ему мешает испытать такие чувства сейчас?

 

 

 

 

Литература

1. Аванесьянц, Э.М, Руковишникова, Е.Е. Психология и сестринский процесс/Э.М. Аванесьянц/АНМИ. Москва, 2002.

2. Волков, В.Т, Волкова, Н.Н. Возрождение духовности, милосердия в сестринском деле и общин милосердия в России./Волков В.Т.// Материалы научно-практической конференции «Формирование нравственного, духовного и физического здоровья детей и подростков» Томск, 2005. – с.220 – 227.

3. Гримак, Л.П. Общение с собой/ Л.П. Гримак /М.: Политиздат, 1991.

4. Карвасарский, Б.Д. Медицинская психология./Б.Д. Карвасарский/ Л.: Медицина, 1982.

5. Кондратова, М.А. Стресс как фактор риска для здоровья медицинских сестёр./М.А. Кондратова//Материалы научно-практической конференции «Нравственное, духовное и физическое здоровье студентов ССУЗов». Томск, 2006. – с.228 - 232.

6. Курочкина, Н.Н. Возрастная и семейная психология/ Н.Н. Курочкина/ИД «ТандемАрт». Томск, 2004.

7. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика/И.Ю. Левченко/М.:ACADEMIA. 2000.

8. Мелешко, М.Г. Воспитание милосердия/ М.Г. Мелешко//Материалы научно-практической конференции «Роль гуманитарных дисциплин в повышении качества подготовки специалистов». Томск, 2006.

9. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология/В.Д. Менделевич//М.: МЕДпресс., 1999.

10. Николаева, Н.Р. Роль медицинской сестры в решении психологических проблем пациента/ Н.Р. Николаева// Статьи конференции «Развитие сестринского дела в Томской области». Томск, 2002. – с. 93-96.

11. Николаева, Н.Р. Гуманистическое направление в образовании – наше будущее/ Н.Р. Николаева// Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Качество образования – стратегия нового века». Северск, 2007. – с.32 – 34.

12. Педагогическая психология. Учебно-методическое пособие для студентов. Составитель Н.Р, Николаева, Томск.: ТандемАрт,2004. – 88с.

13. Середина, Н.В. Шкуренко, Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология/Н.В. Середина/Ростов на Дону: «Феникс», 2003. – 512с.

14. Харди, И. Врач, сестра, больной/И.Харди/Изд-во Академии наук Венгрии, Будапешт, 1988.

15. Чеботарёва, Э.П. Врачебная этика/ Э.П.Чеботарёва/М.: Медицина, 1972.

 

 

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Психологические процессы и их нарушения

1.1 Сознание

1.2 Ощущения

1.3 Восприятие

1.4 Внимание

1.5 Мышление

1.6 Память

1.7 Речь

Глава 2. Психологический статус пациента

Глава 3. Личность медицинского работника

Глава 4. Психологические особенности общения с пациентами

4.1 Доверие как основа психологического контакта с пациентом

4.2 Беседа с пациентом

4.3 Стиль работы медицинской сестры

4.4 Общение с пациентом с учётом его личностных качеств

4.5 Территориальные зоны

4.6 Эффективность общения с пациентом

4.7 Негативное отношение больного к медицинскому работнику

Глава 5 Психологический климат больницы

5.1 Обстановка стационара

5.2 Психологическая атмосфера в палате

5.3 Подбор больных в палату

5.4 Ятрогении

5.5 Ятропатии

Глава 6 Внутренняя картина болезни. Реакции личности на болезнь

6.1 Внутренняя картина болезни

6.2 Реакции личности на болезнь

6.3 Оценка психологической реакции больного на болезнь и стиль общения с ним

Глава 7 Возраст и болезнь. Болезнь и особенности личности, профессия, уровень культуры

7.1 Возраст и болезнь

7.2 Болезнь и особенности личности

7.3 Болезнь и профессия

Глава 8 Особенности психологического состояния соматических пациентов

8.1 Психологические реакции во время болезни

8.2 Психология хирургического больного

8.3 Психология больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями

8.4 Психологические особенности онкологических больных

Глава 9 Ребёнок и болезнь

Глава 10 Психологические особенности пожилых и престарелых пациентов, тактика работы с ними

Глава 11 Проблемы пациента

Глава 12 Понятие о жизненных кризисах

12.1 Подростковый кризис

12.2 Кризис середины жизни

Глава 13 Трудные психологические состояния

Глава 14 Методы преодоления трудных психологических состояний

Литература

 

 



2016-09-17 516 Обсуждений (0)
Методы преодоления трудных психологических состояний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы преодоления трудных психологических состояний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)