Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие основы самообразовательной деятельности студентов



2016-09-17 613 Обсуждений (0)
Общие основы самообразовательной деятельности студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинарские занятия № 1

Современная подготовка будущих педагогов в Вузе.

Общие основы самообразовательной деятельности студентов.

Основные понятия: образование, самообразование, саморазвитие, самоопределение, система образования, основные документы в системе образования, качество образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «система образования»

2. Система образования РФ и РБ.

3. Основные документы, регулирующие систему образования России.

4. Задачи высшего учебного заведения.

5. Структура и система образования в Башкирском государственном педагогическом университете.

6. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе.

 

Практические задания:

1. Ответьте на вопросы теста:

1.Назовите ваши главные познавательные интересы (в какой науке, в какой области знаний).

2. Как долго вы интересуетесь данной областью знаний?

3. Какими умениями и навыками самообразования вы вла­деете?

Выберите из предлагаемого перечня умений и навыков культу­ры умственного труда (научной организации умственного труда) те, которыми вы усиленно пользуетесь:

– находить нужную литературу в библиотеке;

– быстро находить необходимую информацию в книге;

– распределять свои силы в течение дня, чередовать труд и отдых;

– конспектировать материал, выделяя главные мысли;

– сводить данные из нескольких источников в сообщение, доклад, реферат и т. п.;

– рационально работать с книгой (умение быстро просматри­вать книгу, делать выписки, владеть техникой быстрого чтения);

– контролировать качество усвоения материала (повторять уточнять, воспроизводить его, задавать себе вопросы по изучен­ному);

– контролировать свою работоспособность в течение дня и регулировать ее (применять меры к снижению усталости).

4. Перечислите основные трудности, которые вы встречаете при организации умственного труда, в ходе самообразования:

– недостаток времени на самообразование;

– неумение рационально работать с книгой;

– неумение составлять конспект прослушанной лекции;

– незнание своих умственных сил и способностей;

– невладение навыками самоанализа и самооценки проделан­ной работы;

– затруднения в изложении чужих мыслей своими словами;

– неумение обобщать прочитанное;

– затруднения в применении знаний, которые приобретены самостоятельно.

Если вы подчеркнули в вопросе 3 все или большинство умений и навыков, то у Вас фиксируется высокий уровень научной орга­низации (культуры) умственного труда; если указали половину – средний уровень и указание на отдельные умения говорит о низ­ком уровне.

Полученные данные свидетельствуют о готовности студента к самообразованию и владении им элементами научной организа­ции (культуры) умственного труда. Но для организации данного процесса важно учесть и ваши индивидуальные особенности, ко­торые вы сможете выявить с помощью соответствующих тестов.

 

3. Какие из перечисленных ниже видов деятельности являются основными для студента педагогического вуза? Почему?

– Труд;

– учение;

– игра;

– чтение;

– общение;

– работа на лекциях и семинарах;

– _____________________(Ваш вариант ответа)

4. Составьте схему «Пути и способы самообразования студента педвуза».

5. Что Вы понимаете под адаптацией к условиям обучения в вузе?

– Процесс, в ходе которого происходит приспособление студента к новой образовательной среде;

– овладение студентом профессиональными навыками и умениями; формирование некоторых профессионально необходимых качеств лично­сти и развитие положительного отношения к избранной специальности;

– процесс приведения основных параметров социальной и личност­ной характеристик студента в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды;

– активное, творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения по рациональной организации умственной деятельности, призвание к из­бранной профессии, рациональный коллективный и личный режим тру­да, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразова­нию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

6. Что мешает вашей успешной адаптации в вузе?

Какую позицию должен занимать студент в процессе адапта­ции – пассивную, нейтральную, активную? Почему? Аргументи­руйте свой ответ.

 

7. Какие из перечисленных трудностей, на ваш взгляд, больше всего влияют на успешность обучения студента 1-го курса в це­лом? А на успешность вашего обучения?

– Студент не умеет конспектировать учебную литературу;

– у студента нет навыков выступления перед аудиторией;

– у студента недостаточный объем трудолюбия;

– у студента нет необходимых навыков самостоятельной работы;

– трудно наладить контакт с преподавателями вуза;

– трудно складываются отношения в студенческой группе;

– студент не владеет навыками реферирования, тезирования, состав­ления планов прочитанного и т.д.;

– трудно привыкнуть к новым организационным формам и методам обучения (лекции, семинары и др.);

– сильно увеличился объем учебной нагрузки;

– _____________________(Ваш вариант ответа).

 

Какими путями можно преодолеть отмеченные вами трудно­сти? В какой помощи вы при этом нуждаетесь?

8. Какими общеучебными умениями и навыками должен вла­деть студент педагогического вуза? А какими владеете вы на дан­ный момент? Подумайте и заполните следующую таблицу.

 

№ п/п Основные общеучебные умения и навыки Должен владеть студент педвуза Владеете вы на данный момент
1. Умение слушать и записывать лекции        
2. Умение конспектировать, составлять план, тезировать      
3. Умение цитировать      
4. Умение подготовить реферат, доклад или сообщение      
5. Умение выступить с рефератом, докладом или сообщением      
6. Умение быстро читать с различ­ными целями (для усвоения важных деталей, для ответов на вопросы по тексту, для критической оценки, для долговременного запоминания)      
7. Умение вести исследовательскую деятельность      
8. Умение логически осмысливать материал, выделяя в нем главное      
9. Умение систематизировать и классифицировать явления      
10. Умение соотносить, сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения      
11. Умение строить умозаключения, обобщения на основе анализа собранного фактического материала      
12. Умение наблюдать      
13. Умение делать обоснованные выводы      
14. Умение критически анализировать информацию, давать ей оценку    
15. Умение выдвигать и проверять гипотезу    
16. Умение использовать знания и способы деятельности в дальнейшей работе    
17. Умение осуществлять самоконтроль в ходе работы и корректировать ее    

 

 

9. Как вы оцениваете уровень своей адаптации к условиям обу­чения в педвузе?

10.Что для вас является главной причиной адаптационных труд­ностей? Почему?

 

Литература:

 

1. Астафьева Л. С. Педагогика. Учебное пособие - М.: Российский университет дружбы народов, 2010.- Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru

2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011 г. — 304 с. - Режим доступа: http: // ibooks.ru

3. Самостоятельная работа как средство формирования основ самоорганизации студентов и самообразования
Пахомова Т.Г. Научный вестник МГИИТ. 2011. № 6. С. 122-125.

4. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию у первокурсников как аспект их профессиональной адаптации в вузе
Блинова Т.В. Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 181-183.

5. Концепция самообразования: основные понятия и структура Медведев И.Ф. Образование и наука. 2012. № 2. С. 32-42.

6. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / Валентин Иванович; В. И. Андреев. - Изд. 3-е. - Казань : Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с. - Библиогр.: с. 588-601. - ISBN 5-93962-039-7 : 100.00; 205.00.

7. Жукова, Е.Д. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учеб. пособие для слушателей фак. и ин-тов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и др. проф.-пед. работников / Елена Дмитриевна ; Е. Д. Жукова; Федеральное агенство по образованию, БГПУ. - Уфа: [БГПУ], 2007. - 164 с. - ISBN 978-5-87978-380-3 : 87.00.

8. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Владимир Георгиевич ; В. Г. Маралов. - М.: Академия, 2002. - 256 с. - ISBN 5769508779: 106.00.



2016-09-17 613 Обсуждений (0)
Общие основы самообразовательной деятельности студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие основы самообразовательной деятельности студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (613)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)