Общие основы самообразовательной деятельности студентов
Семинарские занятия № 1 Современная подготовка будущих педагогов в Вузе. Общие основы самообразовательной деятельности студентов. Основные понятия: образование, самообразование, саморазвитие, самоопределение, система образования, основные документы в системе образования, качество образования. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие «система образования» 2. Система образования РФ и РБ. 3. Основные документы, регулирующие систему образования России. 4. Задачи высшего учебного заведения. 5. Структура и система образования в Башкирском государственном педагогическом университете. 6. Специфика обучения студентов в педагогическом вузе.
Практические задания: 1. Ответьте на вопросы теста: 1.Назовите ваши главные познавательные интересы (в какой науке, в какой области знаний). 2. Как долго вы интересуетесь данной областью знаний? 3. Какими умениями и навыками самообразования вы владеете? Выберите из предлагаемого перечня умений и навыков культуры умственного труда (научной организации умственного труда) те, которыми вы усиленно пользуетесь: – находить нужную литературу в библиотеке; – быстро находить необходимую информацию в книге; – распределять свои силы в течение дня, чередовать труд и отдых; – конспектировать материал, выделяя главные мысли; – сводить данные из нескольких источников в сообщение, доклад, реферат и т. п.; – рационально работать с книгой (умение быстро просматривать книгу, делать выписки, владеть техникой быстрого чтения); – контролировать качество усвоения материала (повторять уточнять, воспроизводить его, задавать себе вопросы по изученному); – контролировать свою работоспособность в течение дня и регулировать ее (применять меры к снижению усталости). 4. Перечислите основные трудности, которые вы встречаете при организации умственного труда, в ходе самообразования: – недостаток времени на самообразование; – неумение рационально работать с книгой; – неумение составлять конспект прослушанной лекции; – незнание своих умственных сил и способностей; – невладение навыками самоанализа и самооценки проделанной работы; – затруднения в изложении чужих мыслей своими словами; – неумение обобщать прочитанное; – затруднения в применении знаний, которые приобретены самостоятельно. Если вы подчеркнули в вопросе 3 все или большинство умений и навыков, то у Вас фиксируется высокий уровень научной организации (культуры) умственного труда; если указали половину – средний уровень и указание на отдельные умения говорит о низком уровне. Полученные данные свидетельствуют о готовности студента к самообразованию и владении им элементами научной организации (культуры) умственного труда. Но для организации данного процесса важно учесть и ваши индивидуальные особенности, которые вы сможете выявить с помощью соответствующих тестов.
3. Какие из перечисленных ниже видов деятельности являются основными для студента педагогического вуза? Почему? – Труд; – учение; – игра; – чтение; – общение; – работа на лекциях и семинарах; – _____________________(Ваш вариант ответа) 4. Составьте схему «Пути и способы самообразования студента педвуза». 5. Что Вы понимаете под адаптацией к условиям обучения в вузе? – Процесс, в ходе которого происходит приспособление студента к новой образовательной среде; – овладение студентом профессиональными навыками и умениями; формирование некоторых профессионально необходимых качеств личности и развитие положительного отношения к избранной специальности; – процесс приведения основных параметров социальной и личностной характеристик студента в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды; – активное, творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения по рациональной организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. 6. Что мешает вашей успешной адаптации в вузе? Какую позицию должен занимать студент в процессе адаптации – пассивную, нейтральную, активную? Почему? Аргументируйте свой ответ.
7. Какие из перечисленных трудностей, на ваш взгляд, больше всего влияют на успешность обучения студента 1-го курса в целом? А на успешность вашего обучения? – Студент не умеет конспектировать учебную литературу; – у студента нет навыков выступления перед аудиторией; – у студента недостаточный объем трудолюбия; – у студента нет необходимых навыков самостоятельной работы; – трудно наладить контакт с преподавателями вуза; – трудно складываются отношения в студенческой группе; – студент не владеет навыками реферирования, тезирования, составления планов прочитанного и т.д.; – трудно привыкнуть к новым организационным формам и методам обучения (лекции, семинары и др.); – сильно увеличился объем учебной нагрузки; – _____________________(Ваш вариант ответа).
Какими путями можно преодолеть отмеченные вами трудности? В какой помощи вы при этом нуждаетесь? 8. Какими общеучебными умениями и навыками должен владеть студент педагогического вуза? А какими владеете вы на данный момент? Подумайте и заполните следующую таблицу.
9. Как вы оцениваете уровень своей адаптации к условиям обучения в педвузе? 10.Что для вас является главной причиной адаптационных трудностей? Почему?
Литература:
1. Астафьева Л. С. Педагогика. Учебное пособие - М.: Российский университет дружбы народов, 2010.- Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru 2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011 г. — 304 с. - Режим доступа: http: // ibooks.ru 3. Самостоятельная работа как средство формирования основ самоорганизации студентов и самообразования 4. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию у первокурсников как аспект их профессиональной адаптации в вузе 5. Концепция самообразования: основные понятия и структура Медведев И.Ф. Образование и наука. 2012. № 2. С. 32-42. 6. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / Валентин Иванович; В. И. Андреев. - Изд. 3-е. - Казань : Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с. - Библиогр.: с. 588-601. - ISBN 5-93962-039-7 : 100.00; 205.00. 7. Жукова, Е.Д. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учеб. пособие для слушателей фак. и ин-тов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и др. проф.-пед. работников / Елена Дмитриевна ; Е. Д. Жукова; Федеральное агенство по образованию, БГПУ. - Уфа: [БГПУ], 2007. - 164 с. - ISBN 978-5-87978-380-3 : 87.00. 8. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Владимир Георгиевич ; В. Г. Маралов. - М.: Академия, 2002. - 256 с. - ISBN 5769508779: 106.00.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (613)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |