Задание 5. Артикуляционная база разных языков
Сопоставьте основные характеристики артикуляционной базы русского и изучаемого вами иностранного языка. Приведите на каждый случай примеры звуков в словах в транскрипционной записи.
Тема II. Функциональный аспект звуков языка: Понятие фонемы Звук и фонема
ОЛ: Реформатский: 207-210 (211-220); 376-378 Кодухов: 132 (145, 152-155); 156-157 (180-182) УМК: 158-161 ДЛ: Маслов: 51-53, 61-63 Головин: 32-37
Задание 1. Дайте транскрипцию следующего текста в соответствии со школьными требованиями: Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Какие гласные звуки в словах этой фразы мы произносим не так, как они записаны в этом варианте транскрипции? Что произносится на самом деле?
Функции фонемы
ОЛ: Реформатский: 29 (35-36) Кодухов: 132-133 (146-147) Маслов: 50-51 УМК: 161
Фонема и аллофоны; позиции фонемы
ОЛ: Кодухов: 134-136 (148-150) УМК: 162-163, 177-178 ДЛ: Реформатский: 215-217 (217-220) Маслов: 69-71 Задание 2. Сильная и слабая позиция фонемы. В следующих словах, ориентируясь на транскрипцию, найдите по 2-3 фонемы а) в сильной позиции, б) в слабой позиции: город[г˚óрът] – городки [гърΛтк’´и]; рога [рΛгá] – рог [р˚óк].
Задание 3. Аллофоны Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> выступает в виде следующих аллофонов
[a] ____________________? [Λ] или [α] ____________________? [ъ] ____________________? [•а] ____________________? [•а•] ____________________? [а•] ____________________? [и] ____________________? [ь] …………………………?
Примечание: диакритики “точка над буквой” слева отражает позицию ударного [а] после мягкого согласного, “точка над буквой” справа отражает позицию ударного [а] перед мягким согласным, “две точки” – между мягкими согласными.
Задание 4. Различие точек зрения Петербургской и Московской фонологических школ на фонемный состав слова.
Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь – с точки зрения ПФШ,
– с точки зрения МФШ?
Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.
ЗАПОМНИТЕ!
· ПФШ всегда исходит из реального звучания слова . · МФШ 1) не признает самостоятельности фонемы <ы>; 2) фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: например, в слове «доход» на конце фонема <д>, потому что в сильной позиции произносится и слышится именно [д]. Сильная позиция для согласных – это позиция перед гласными и сонорными; если сомнительная фонема находится в абсолютном конце слова, то для получения ответа необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласной следовала гласная (дохоД-а, дохоД-ы и т.п.) или сонорная согласная (дохоД-ный). Ср. слово «портрет», где на конце фонема <т>, проверяемая сильной позицией: портреТ-а, портреТ-ы, портреТ-ный и т.п. Система фонем
ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227) Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121) УМК: 166-168 Маслов: 64-65
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (788)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |