ТЕМА 5. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
План 1. Основные черты экономического и политического развития Российской империи в период царствования Александра I и Николая I: · крепостничество и самодержавие – важнейшие препятствия модернизации страны; · причины отставания России от стран Западной Европы; · реформы М.М. Сперанского, А.А. Аракчеева, реформы и контрреформы Николая I. 2. Внешняя политика. Отечественная война 1812 г. Крымская война 1853-1856 гг. 3. Начало освободительного движения в стране против крепостничества и самодержавия: · кризис крепостнической системы и русское общество первой половины XIX века. · Декабристы и их программные документы; · западники и славянофилы о судьбах России и общественное движение 30–50 годов.
Литература
1. Андреев, И. Взлеты и падения династии Романовых / И. Андреев // Наука и жизнь. – 2013. – №11. – С.12–25. 2. Божич, А.С. Надзорные функции Сената над губернаторами в XIX в. / А.С. Божич // Вопросы истории. – 2013. – №8. – С. 96–110. 3. Гросул, В.Я Общественные настроения в России во время Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов / В.Я. Гросул // Российская история. – 2012. – №6. – С.117–127. 4. Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев. – М.,2012. – С. 210–235. 5. Ивченко, Л.И. М.И. Кутузов и теория военного искус-ства XVIII–XIX вв. / Л.И. Ивченко // Российская история. – 2012. – №6. – С. 37–44.
6. Ишутин, В.В. Первая конституция декабристов / В.В. Ишутин // Вопросы истории. – 2012. – №12. – С. 14–28. 7. История России IX–XIX вв. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2008. – 285 с. 8. Куприянов, А.И. Дворянские выборы в последней чет-верти XVIII–первой четверти XIX в.: от сословной корпорации к институту гражданского общества? / А.И. Куприянов // Российская история. – 2012. – №1. – С. 30–43. 9. Мезотосный, В.М. Российско-прусское боевое сотрудничество в борьбе против Наполеона / В.М. Мезотосный // Российская история. – 2012. – №6. – С. 27–36. 10. Попов, А.И. «Скифская война» 1812 г. / А.И. Попов // Российская история. – 2012. – №6. – С. 45–64. 11. Секиринский, С.С. Наполеон в России: судьба легенды / С.С. Секиринский // Российская история. – 2012. – №6. – С. 143–156. Комментарии Дать характеристику экономического развития России первой половины XIX века в ряде отраслей: · сельское хозяйство; · промышленность; · финансы и торговля; · транспорт. Проанализировать основные изменения в социальном строе: · крестьянство; · купечество, мещанство и духовенство; · дворянство.
Рассмотреть реформы Александра I и Николая I по ряду направлений: · государственное управление (реформы М. М. Сперанского, аракчеевщина; кодификация законов); · крестьянский вопрос (Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.; реформа П. Д. Киселева (1837-1841 гг.); «Указ об обязанных крестьянах» (1842 г.) и др.) · политика в области образования и цензуры. Выделить основные направления внешней политики России; Войны с Турцией и Ираном; Отечественная Война 1812 г. · причины и характер войны; · соотношение сил; · ход боевых действий; · значение победы в войне 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг.; Венский конгресс и «Священный союз»; Присоединение Северного Кавказа к России; Крымская война 1853-1856 гг.: · причины войны и соотношение сил; · ход военных действий; · Парижский мир; · причины и последствия поражения России в войне. Движение декабристов: история возникновения тайных обществ, их состав; программные документы: «Русская правда» Пестеля и «Конституция» Муравьева; выступления в Петербурге и на юге России; подвести итог их выступлению. Западники и славянофилы. Сравнить их взгляды по ряду проблем: · история России и ее место в мировой цивилизации; · перспективы государственного устройства; · отношение к крепостному праву; · социальное устройство; · значение церкви в жизни государства и общества; · гражданские права и свободы. Радикальное направление. Кружки братьев Критских, М. В. Петрашевского; Деятельность А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Характеристика теории общинного социализма. ТЕМА 6. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА План 1. Причины Великих реформ: основные подходы к проблеме. 2. Крестьянская реформа: подготовка, основные положения, результаты. 3. Политические реформы 1860-х – 1870-х гг. Политические и социальные контрреформы Александра III. Успехи России в экономическом развитии: · развитие российской бюрократии и отчуждение общества от самодержавной власти; · политическая реакция и гонение на свободомыслие; 4. Контрреформы в России 80–90 гг. XIX в. и их значение для судеб России. Промышленность, финансы и сельское хозяйство страны в эти годы. Рекомендуемая литература 1. Бесов, Г.А. О мифах, стереотипах, тайнах и парадоксах Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. / Г.А. Бесов, Л.В. Зеленина, В.И. Шеремет, М.И. Якушев // URL: http://www.zlev.ru/121/121_20.htm 2. Захарова, Л.Г.Реформы 1860–1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова // Отечественная история. – 2005. – № 4. – С. 151–167. URL: http://www.polit.ru/article/2006/03/05/zaharova 3. Рибер, А.Дж. Групповые интересы в борьбе вокруг Великих реформ / А.Дж. Рибер // Великие реформы в России. 1856–1874: Сборник. – М.: Изд-во Московского университета, 1992. – С. 44–72. URL: http://lib.rus.ec/b/130332 4. Соловьев, Я.В. Реформы 1860–1870-х годов и император Александр II в оценках историков / Я.В. Соловьев // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 1. – С. 3–9. 5. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 1997. – С. 118–133 (Первая революционная ситуация). URL: http://www.scepsis.ru/library/id_1466.html 6. Федоров, В.А. История России 1861–1917 / В.А. Федоров. – М.: Высшая школа, 2000. – Глава 1. § 2. URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist005.htm 2. Долбилов, М.Д. Александр II и отмена крепостного права / М.Д. Долбилов // Вопросы истории. – 1998. – № 10. – С. 32–51. 3. Ковальченко, И.Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. / И.Д. Ковальченко // Отечественная история. – 1994. – № 2. – С. 3–18. URL: www.hist.msu.ru/ Science/IDK/as05.pdf 4. Морозов, А.Ю. Как жили крестьяне до и после освобождения?: (новая книга Б. Н. Миронова и полемика вокруг нее) // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 1. – С. 15–16. 5. Персидская, Н.Ю. Отмена крепостного права в России и Германии (сравнительная характеристика) / Н.Ю. Персидская // Социально-политические науки. – 2011. – № 1. – С. 25–28. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=16528560 6. Федоров, В.А. История России 1861–1917 / В.А. Федоров. – М.: Высшая школа, 2000. – Глава 1. § 3–4. URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist005.htm 7. Хок, С. Банковский кризис, крестьянская реформа и выкупная операция в России. 1857 – 1861 / С. Хок // Великие реформы в России. 1856–1874: Сборник. – М.: Изд-во Московского университета, 1992. – С. 90–105. URL: http://lib.rus.ec/b/130332 8. Яковлева, Е.Воля неволей. 150 лет назад в России отменили крепостное право / Е. Яковлева // Российская газета. – 2011. – 18 февраля. – С. 13. URL: http://www. rg.ru/ 2011/02/18/kpravo.html 9. Верещак, М. Реформа системы призыва в Российской Империи в 1860–1870‑х гг. и борьба придворных группировок / М. Верещак. – URL: http://actualhistory. ru/75 10. Морозова, Е.Н. Земская реформа: замыслы и результаты / Е.Н. Морозова // Запад-Россия-Восток в исторической науке XXI века: Матер. междунар. конф.: В 2 ч. / Под общ. ред. Ю.В. Варфоломеева и Л.Н. Черновой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – Ч. 1. – С. 199–207. URL: http://www.sgu.ru/ files/nodes/61133/SRV1.pdf 11. Римский, С.В. Церковная реформа Александра II / С.В. Римский // Вопросы истории. – 1996. – № 4. – С. 32–48. 12. Смыкалин, А. Судебная реформа 1864 года / А. Смыкалин // Российская юстиция. – 2001. – № 5. – С. 39–43. 13. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 1997. – С. 134–149. (Реформы 1861–1874 гг.). URL: http://www. scepsis.ru/library/id_1421.html 14. Федоров, В.А. История России 1861–1917 / В.А. Федоров. – М.: Высшая школа, 2000. – Глава 2. URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist005.htm 15. Чувакин, О. Сто пятьдесят лет военным реформам 1860–70-х гг. / О. Чувакин // URL: http://topwar.ru/11055-sto-pyatdesyat-let-voennym-reformam-1860-70-h-gg.html 16. Степанов, В.Л. И.А. Вышеградский и С.Ю. Витте: партнеры и конкуренты / В.Л. Степанов // Российская история. – 2014. – №6. – С. 39–59. 17. Андреев, Д.А. Студенческие беспорядки и борьба в правительственных верхах зимой-весной 1899 г. / Д.А. Андреев // Российская история. – 2012. – №1. – С. 59–68. Комментарии Рассмотрите основные подходы к проблеме причин преобразований, прошедших в России в 1860–1870-е гг. Традиционные причины реформ указаны в учебнике В.А. Фёдорова (Глава 1. § 2) и курсе лекций Н.А. Троицкого. Альтернативный подход по проблеме представлен в статье Л.Г. Захаровой (смотрите раздел «Причины и предпосылки отмены крепостного права»). Какие причины – социально-экономические или политические, – упомянутые историки считают главными? Покажите, какое место среди причин реформ они отводят поражению России в Крымской войне 1853–1856 гг. Какое значение исследователи придают субъективным факторам, породившим Великие реформы (позиция Александра II, его родственников и ближайшего окружения, позиция отдельных социальных слоев и групп, «общественное мнение»)? Все ли историки полагают, что к середине XIX в. крепостное право как система хозяйствования переживала кризис (смотрите статью А.Ю. Морозова, где рассмотрена позиция историка Б.Н. Миронова)? Как относилось к отмене крепостного права русское дворянство (имейте в виду, что оно состояло из различных слоев), в целом образованные слои населения? Какой была позиция императора Александра II и можно ли считать её решающей для отмены крепостного права? Объясните, почему Александру II вплоть до 1861 г. пришлось неоднократно заявлять дворянам о необходимости отмены крепостного права «сверху». Проследите подготовку крестьянской реформы. Какой государственный орган первоначально разрабатывал проект отмены крепостного права? Почему в 1858 г. был создан новый государственный орган, отвечающий за подготовку реформы – Главный комитет по крестьянскому делу? С какой целью были созданы «губернские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян» и Редакционные комиссии? Назовите важнейшие варианты отмены крепостного права, поступившие с мест – от дворянства различных губерний. Какой вариант был положен в основу «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»? Объясните, чем именно данный проект был выгоден государству и дворянству? Имейте в виду, что, по мнению С. Хока, влияние на выбор модели крестьянской реформы оказала необходимость преодолеть финансовый кризис, вызванный Крымской войной. Разберите основные положения крестьянской реформы: 1) предоставление крестьянам личной свободы (условия предоставления свободы, предоставление гражданских прав и их ограничение, сохранение общины); 2) наделение крестьян землей (крестьянский надел и его размеры, отрезки и прирезки, уставная грамота); 3) выкупная операция (размеры выкупных платежей, порядок выплаты). Что благодаря крестьянской реформе 1861 г. получили помещики, государство и крестьяне (в краткосрочной и долгосрочной перспективе)? Почему значительная часть специалистов считает модель крестьянской реформы неудачной (смотрите статью Е. Яковлевой)? Перечислите реформы 1860-х – 1870-х годов. Почему в исторической литературе их нередко называют «политическими»? Как они связаны с крестьянской реформой 1861 года? Опираясь на учебник В.А. Фёдорова или лекции Н.А. Троицкого, заполните следующую таблицу:
Назовите причины введения местного самоуправления. В чьих интересах были введены земства? Для ответа на этот вопрос рассмотрите порядок выборов губернских и уездных земских учреждений и определите, какая из социальных групп играла в них ведущую роль. Какие функции выполняли земства? Почему земства были учреждены только в Европейской части России (46 губерний)? Укажите цель судебной реформы. Какие принципы судопроизводства и какая система судов были введены «судебными уставами» 1864 г.? Как долго продолжалась судебная реформа? Назовите её основные недостатки. Военная реформа оказалась наиболее сложной. Она проводилась долго (началась в 1862 г. и окончилась в 1874 г.), поэтапно и сразу по нескольким направлениям (изменение принципа комплектования армии, реорганизация управления войсками, перевооружение). Назовите основные мероприятия на каждом из названных направлений. Удалось ли к концу правления Александра II модернизировать русскую армию? Подтвердилась ли на практике успешность этой военной реформы? Почему необходимо было провести реформу образования в 1860-е гг.? Назовите изменения в системе высшего образования (университетов). Какие типы школ были введены в ходе реформирования системы образования? Почему реформы 1860-х – 1870-х гг. носили незавершенный характер? Какое воздействие на развитие нашей страны оказали контрреформы и в целом правление Александра III? Целесообразно начать с характеристики правительственного курса Александра III (1881–1894 гг.), для которого были свойственны сознательное противопоставление России и остальной Европы, национализм, жесткий контроль над общественным движением. Далее необходимо подробно раскрыть причины (рост либеральных и революционных настроений, терроризм революционеров по отношению к представителям власти и др.), содержание проводившейся в 1880-е – начале 90 гг. политики контрреформ. Обратите внимание на Положение об усиленной и чрезвычайной охране, земскую и городскую контрреформы, новый университетский устав (1884 г.), Временные правила о печати (1882 г.), указ о «кухаркиных детях» (1887 г.). Нужно отметить, что меры Александра III по укреплению самодержавия, повышению роли дворян-помещиков в управлении государством, частичному пересмотру реформ 60-х гг. несколько сдерживали начавшуюся со второй половины XIX в. модернизацию России, но не могли приостановить этот исторический процесс.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |