Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 8 Советское государство в годы социалистического строительства



2016-09-17 607 Обсуждений (0)
ТЕМА 8 Советское государство в годы социалистического строительства 0.00 из 5.00 0 оценок




План

 

1. Создание Союза ССР (1922). Становление однопартийной государственной системы.

2. Экономические реформы в период НЭПа. Социально-экономические итоги: нэпа.

3. Форсированное социалистическое строительство. Индустриализация страны. Первые пятилетние планы.

4. Коллективизация: методы проведения и результаты.

5. Политические процессы и массовые репрессии 30-х годов.

Литература

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие для бакалавров/ М.Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. 655 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. Раздел IV, глава17.

2. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768 с. Раздел V, глава 3,4

3. История России: Учебник/ А. С. Орлов [и др.]; ред. А. С. Орлов; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – Главы 33,36.

4. Абинякин Р.М. Увольнение бывших офицеров из РККА в 1921-1934 гг.//Вопросы истории. – 2012. – №2.

5. Арзаканян М.Ц. – В.П. Смирнов. От Сталина до Ельцина: автопортрет на фоне эпохи//Вопросы истории. – 2012. – №4.

6. Ватлин А.Ю. Граф Фридрих Вернер фон дер Шуленбург и эпоха массовых репрессий в СССР//Вопросы истории. – 2012. – №2.

7. Воейков Е.В. Трудовая повинность на лесозаготовках в годы индустриализации СССР//Вопросы истории. – 2014. – №3.

8. Ильиных В.А. Раскрестьянивание сибирской деревни в советский период: основные тенденции и этапы//Российская история. – 2012 – №1.

9. Кедров Н.Г. Замкнутый круг российской историографии коллективизации крестьянства.//Вопросы истории – 2014. – №3.

10. Кондрашин В.В. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939 гг.//Вопросы истории. – 2013. – №7.

11. Короленков А. В. Политическая система при Сталине: взгляд российского и немецкого историков//Российская история. – 2013 – №3.

12. Макаренко П.В. «Шахтинский процесс» и его влияние на советско-германское сотрудничество//Вопросы истории. – 2013. – №10.

13. Нефедов С.А. Продовольственное потребление советских трудящихся в 1930-е гг.//Вопросы истории. – 2012. – №12.

14. Папков С.А. Обыкновенный террор. Политика сталинизма в Сибири/ С.А. Папков. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012 - 440 с.

15. Папков С.А. тройки ОГПУ-НКВД в Сибири в 1925-1938 гг.//Вопросы истории. – 2012. – №6.

16. Рыбаков П.А. Коллективизация в Московской области в восприятии крестьянства//Вопросы истории. – 2013. – №8.

Комментарии

Внимательно проанализируйте особенности политического развития страны в условиях нэпа. Подумайте, привела ли частичная либерализация экономики к аналогичной "перестройке" общественно-политической жизни? Что свидетельствовало о процессе становления тоталитарного режима в СССР в 1920-е годы?

Какие мнения существовали в партийно-государственном руководстве страны по вопросам национально-государственного строительства? Что в них было общего и в чем состояли принципиальные различия? Проанализируйте социально-экономические, военно-политические предпосылки образования СССР. Какие принципы были заложены в основу объединения республик? Как учитывались при этом интересы разных народов? Каково историческое значение создания СССР? Попытайтесь дать оценку национальной политике большевиков: что было положительным, какие мероприятия имели негативные последствия?

Каковы были предпосылки перехода к нэпу? Чем был вызван поворот большевиков к новой экономической политике? Что свидетельствовало о кризисе внутренней политики большевиков? Каковы его причины? В чем проявился экономический кризис? Социально-политический кризис? Каковы были политические и экономические требования участников народных восстаний?

Анализируя цели и сущность нэпа, необходимо иметь в виду неоднозначность этой политики. Раскройте внутренние противоречия нэпа. Каким образом двойственность нового экономического курса большевиков отразилась в развитии аграрной, промышленной, торговой, финансовой сфер?

Обратите внимание, что отказ от политики "военного коммунизма" и переход к нэпу по существу означал переход к новой тактике построения социализма. Чем отличался продналог от продразверстки? Почему считалось допустимым развитие частнособственнического сектора? Что такое госкапитализм в Советском государстве? Как проходило возрождение кредитной и банковской системы? Покажите, как стала изменяться система централизованного управления (расширялись права предприятий, восстанавливался принцип оплаты по труду и т. п.)

Далее расскажите о финансовой реформе Г. Сокольникова. Какое значение для стабилизации финансового положения страны и курса рубля имела финансовая реформа 1922-1924 гг.?

Выясните, изменял ли нэп основы существовавшей в стране экономической системы? Проанализируйте итоги нэпа. Каковы причины отказа от нэпа? Отвечая на вопрос, обратите внимание на причины кризисов 1923, 1925, 1927/28 годов и способы их преодоления. Подумайте, существовали ли альтернативы слома нэпа? Мог ли нэп дальше развиваться? В чем суть вариантов экономического развития, предложенных в ходе внутрипартийных дискуссий 2-й половины 1920-х годов? Почему победила точка зрения Сталина?

Выясните, когда и в связи с чем в СССР началась эпоха государственного планового ведения хозяйства? Обратите внимание на роль политического фактора в развитии экономики. Была ли объективная необходимость индустриализации? Какие существовали альтернативные варианты ее осуществления? Почему Советский Союз не использовал опыт проведения индустриализации в капиталистических странах, который уже тогда вывел США, Англию, Францию и Германию в число передовых промышленных держав? О чем свидетельствует мировой опыт индустриализации? Когда и почему в СССР произошел поворот к форсированному развитию экономики? В чем состояли специфические особенности проведения индустриализации в СССР? Каковы были основные источники ее финансирования? Дайте Ваше объяснение феномена энтузиазма масс в годы первых пятилеток. Переходя к характеристике модернизации советской экономики, обратите внимание, что речь шла о возобновлении индустриализации, начатой еще в дореволюционное время и прерванной событиями 1917–1920 гг. Выясните, каковы были цели, этапы, темпы и источники индустриализации, какие разногласия возникли в партии большевиков при выборе концепции индустриального развития страны. Покажите, какая роль в ее осуществлении отводилась политике «великого перелома».

Рассматривая вопрос о развитии сельского хозяйства в конце 1920-х - начале 1930-х годов, обратите внимание на тесную связь коллективизации с индустриализацией. В чем это проявилось? Каковы были цели коллективизации? Когда она была в основном завершена? На каких принципах и методах была основана политика по отношению к деревне? Как воспринимали крестьяне коллективизацию?

Охарактеризуйте противоречивость экономического и общественно-политического развития Советского Союза в годы довоенных пятилеток. Покажите, что в 30-е годы в жизни советского общества переплелись искренняя восторженность новой жизнью, массовый энтузиазм людей на стройках первых пятилеток (строительство Комсомольска-на-Амуре, Магнитки, Днепрогэса и др.) и трагедия несправедливо раскулаченных крестьян, массовый голод, политические репрессии. Чем объяснить такой парадокс? Как Вы охарактеризуете советское общество, сложившееся к концу 30-х годов? Насколько его черты соответствовали прежним представлениям большевиков о социализме? Подумайте, каковы общие черты тоталитарных режимов? Как складывался механизм командно-административной системы в СССР? Назовите основные этапы его формирования. Что означают термины: "сталинизм", "культ личности"? Покажите роль идеологии, партийного аппарата и репрессивных органов в становлении и укреплении тоталитарного строя. Каковы были цели и масштаб репрессий в 30-е годы? Почему стал возможен режим личной власти Сталина? Был ли он неизбежен? Что представляла собой социальная база этого режима?

Имейте в виду, что именно в 30-е гг. политическая система советского общества приобрела главные составляющие, сохранившиеся до начала 90-х гг. Следует подчеркнуть, что частью сталинского режима 30-х гг. являлись террор и репрессии.

Обратите внимание, что существуют и иные оценки характера политического строя СССР 30-х гг. Одни считают реальной победу социалистического строя в СССР, хотя в деформированном виде. В качестве аргументов приводятся такие характерные признаки, как ликвидация частной собственности, эксплуататорских классов, плановость, социальные права. Гипертрофированная роль государства и репрессивных органов и другие негативные проявления рассматриваются ими как признаки деформации, происшедшей под воздействием многих факторов, в том числе отсталости страны, враждебности СССР капиталистического окружения, личности самого Сталина и пр. Другие историки считают, что сталинизм представлял собой один из экстремальных (в условиях кризиса) вариантов общественного развития, а именно – ультралевый, в отличие от ультраправого – фашистского и в противоположность неолиберальному – американскому и западноевропейскому.



2016-09-17 607 Обсуждений (0)
ТЕМА 8 Советское государство в годы социалистического строительства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 8 Советское государство в годы социалистического строительства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (607)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)