Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 7. Россия в период социальных потрясений начала XX века



2016-09-17 911 Обсуждений (0)
ТЕМА 7. Россия в период социальных потрясений начала XX века 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Российская модернизация в конце XIX – начале XX века. С.Ю. Витте и его программа индустриализации страны.

2. Первая русская революция 1905–1907 годов.

3. Реформаторский курс П.А. Столыпина. Аграрная реформа и её итоги.

4. Россия в годы Первой мировой войны. Обострение социальных противоречий.

5. События 1917 года в России: свержение монархии, установление большевистского политического режима.

6. Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918–1920 гг.).

Литература

 

1. Брэдли, Дж. Добровольные ассоциации, гражданское общество и самодержавие в позднеимперской России / Дж. Бредли // Российская история. – 2011. - №2 – С. 3–26.

2. Гайда, Ф.А. Эволюция внутриполитического курса П.А. Столыпина и думское большинство в 1910–1911 гг. / Ф.А. Гайда // Российская история. – 2012. – №2. – С.76–90.

3. Зуев, М.Н. История России / М.Н. Зуев. – М., 2012. – С. 286–305.

4. История России IX–XIX вв. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2008. – 285 с.

5. История России в 19 веке: Эпоха реформ. – М.: Центр-полиграф, 2001. – 522 с.

6. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие для вузов / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2012. – 663с.

7. Поликарпов, В.В. Производство вооружений в России начала ХХ в. / В.В. Поликарпов // Вопросы истории. – 2014. – №5. – С. 87–98.

8. Бровкин, В.Н. Россия в гражданской войне: власть и общественные силы / В.Н. Бровкин // Вопросы истории. – 1994. – № 5. – С. 24–39. URL: http:// www.rus-lib.ru/book/35/36/36-1/024-038.html

9. Ганин, А. «Помнят псы-атаманы, помнят польские паны…». Почему побеждала Красная Армия? / А. Ганин // Родина. – 2011. – № 2. – С. 12–27.

URL: http://scepsis.ru/library/id_2975.html

10. Гордон, Э.В. Гражданская война в России в 1917–1922 гг. / Э.В. Гордон, Р.В. Мезенцев, П.А. Страшников // Мир Евразии. – 2009. – № 3. – С. 21–27. URL: http://e-lib.gasu.ru/Evrazia/arhiv/2009/mire_6.pdf

11. Курс отечественной истории IX–XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе / Под ред. Л.И. Ольштынского. – М.: ИТРК, 2002. – С. 248–276.

URL: http://www.alleng.ru/d/hist/hist226.htm

12. Морозова, О.М. Кадровый состав и внутриармейские отношения в вооруженных формированиях в годы гражданской войны / О.М. Морозова // Вопросы истории. – 2008. – № 7. – С. 26–38.

13. Ольштынский, Л.И. Периодизация и характер гражданской войны в России в свете современной военной науки (военно-теоретический и социально-политический анализ) / Л.И. Ольштынский // URL: http://prometej.info/ new/ history/903-gr-voina.html

14. Поляков, Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация / Ю.А. Поляков // Отечественная история. – 1992. – № 6. – С. 32–41.

15. Поляков, Ю.А. Гражданская война в России: последствия внутренние и внешние / Ю.А. Поляков // Новая и новейшая история. – 1992. – № 4. – С. 7–19.

16. Сенявская, Е. «Соперники, союзники, враги…»: восприятие Великобритании, Франции и США в России и СССР в первой половине ХХ века / Е. Сенявская // Обозреватель – Observer. – 2010. – № 5. – С. 86–101. URL: http://www.rau.su/observer/N5_2010/086_101.pdf

17. Щеголихина, С.Н. Об авантюризме и карьеризме в годы гражданской войны / Н. Щеголихина // Вопросы истории. – 1995. – № 3. – С. 174–175.

18. Аксенов В.Б. Война и власть в массовом сознании крестьян в 1914-1917 гг.: архетипы, слухи, интерпретации//Российская история. – 2012 – №4.

19. Давыдов А.Ю. Проигранная война красных: нелегальная экономика 1917-1920 гг.//Вопросы истории. – 2013. – №11.

20. Исхаков С.М. Генерал А.М. Коледин. Фронтовые письма 1915-1917 гг.//Вопросы истории. – 2012. – № 11.

21. Письма ротмистра лейб-гвардии Уланского полка А.В. Поливанова родным (октябрь 1916-май 1917 г.). Публикацию подготовил В.Н. Кузнецов.//Вопросы истории. – 2012. – № 9.

22. Прайсман Л.Г. Чехословацкий корпус в 1918 г.//Вопросы истории. – 2012. – № 5,6.

23. Репников А.В. – И.Н. Гребенкин Русский офицер в годы мировой войны и революции. 1914-1918 гг.//Вопросы истории. – 2012. – № 2.

24. Репников А.В. – Р.Г. Гагкуев. Белое движение на Юге России. Военное строительство, источники комплектования, социальный состав. 1917-1920 гг.// Вопросы истории. – 2013. – №4

25. Сенявская Е.С. – В.Л. Кожевин Российское офицерство и Февральский революционный взрыв//Российская история. – 2013 – №5.

26. Тютюкин С.В. Александр Керенский. Страницы политической биографии (1905-1917 гг.) //Российская история. – 2013 – №4.

27. Фельдман М.А. Гражданская война в России: две проблемы в историографии//Вопросы истории. – 2012. – № 2.

28. Фельдман М.А. Рабочие Урала в составе Красной и Белой армий//Вопросы истории. – 2013. – № 9.

29. Энтин Дж. К истолкованию русской революции 1917 г.//Вопросы истории. – 2012. – № 8.

30. Юдин Е.Е. Император Николай II в восприятии русской аристократии. 1894-1914 гг.//Вопросы истории. – 2014. – №3.

 

Комментарии

 

Прежде всего, следует обратить внимание на характерные черты социально-экономического развития России на рубеже XIX–XX вв. (завершение к концу XIX в. промышленного переворота, формирование буржуазии и пролетариата, противоречивость развития: в промышленности – появление монополий, а на селе – сохранение феодальных пережитков и др.).

Подумайте, в чем заключаются особенности монополизации в России.

Дайте оценку основным мерам экономической политики С.Ю. Витте (1892–1903) и ее результатам.

Изучая событияпервой российской революции 1905 - 1907 гг. следует иметь в виду, что в основе ее лежал общенациональный кризис, который приобрел масштабный и острый характер, коренившийся в незавершенности политической и социально-экономической модернизации страны.

Российская революция начала XX в. обладала рядом особенностей и своеобразных черт по сравнению с буржуазными европейскими революциями XIX в. На этом своеобразии и нужно сосредоточить свое внимание. Определите характер революции и сопоставьте точки зрения различных политических партий по этому вопросу. Не забудьте отметить, что революция произошла в стране, вступившей в монополистическую стадию развития капитализма, где рабочий класс громогласно заявил об осознании своих интересов; в крестьянской стране (крестьяне составляли 4/5 населения), поэтому главным вопросом революции был аграрно-крестьянский; в многонациональной стране (57% населения составляли нерусские народы), поэтому важное место занимал национальный вопрос; в стране, опутанной феодальными пережитками. В ходе развития революции выявились три основные действующие политические силы. Какие это силы? Определите круг их участников, главные цели, интересы и средства борьбы.

Что касается деятельности П.А. Столыпина, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

· система мер, связанных с разрушением общинного землевладения;

· формирование слоя крестьян-собственников, ведущих самостоятельное хозяйство;

· широкое переселенческое движение;

· строительство сельских школ, повышение образовательного уровня крестьян;

· реорганизация системы управления государством, в том числе местного;

· введение всеобщего начального обучения;

· итоги реформы.

 

Первая мировая война явилась одним из тяжелейших испытаний для человечества начала XX века. Мировая война стала следствием обострения международной обстановки конца XIX века, когда начали создаваться военные союзы. Вспомните время формирования Тройственного союза и Антанты, какие страны вошли в каждый из них и почему? Главное внимание уделите происхождению и причинам первой мировой войны, обострению геополитических противоречий между державами в Европе.

Подумайте: можно ли было предотвратить войну в начале века? Именно мировую войну. Каковы были цели России в войне?

До сих пор не затихают споры, какой фронт являлся главным в той войне. Сравните военные события, операции и потери на Западном и Восточном фронтах и сформулируйте свою позицию по данному вопросу.

Постарайтесь объяснить, какие цели преследовала Россия, вступая в войну. Восстановите события по дням. Когда в России была объявлена всеобщая мобилизация? Как она проходила? Какого числа России объявили войну. Каково было отношение общества и политических партий к войне первоначально и как оно менялось в дальнейшем?

Первая мировая война и Российская империя:

· причины вступления России в войну;

· ход военных действий (до февраля 1917 года).

· Обострение социально-экономической и политической обстановки в стране в 1914-1917 гг.

· резкое снижение уровня жизни населения;

· усиление стачечного движения;

· падение авторитета царской власти.

 

Расскажите о причинах, характере и особенностях Февральской революции, расстановке политических сил между революциями 1917 г. Приступая к изучению темы, уясните, кто пришел к власти в стране в результате победы Февральской революции?

Постарайтесь проанализировать самые жгучие вопросы, стоящие перед российским обществом после свержения самодержавия.

Какие главные политические силы определили выбор пути развития России после февраля 1917 г.? В чем сущность "двоевластия"? Какие варианты выхода страны из кризиса были предложены Временным правительством, Советами, лидерами политических партий? Каким образом они действовали, стремясь реализовать свои программы? Охарактеризуйте результаты этой деятельности.

Каковы причины кризисов Временного правительства весной-летом 1917 г.? Подумайте, ставило ли Временное правительство перед собой задачи по коренному изменению социально-экономической структуры и общественно-политического порядка в России? Какой орган власти предполагалось наделить широкими полномочиями в решении вопросов общественного реформирования?

Далее проследите, как изменялось соотношение политических сил в стране от февраля к октябрю 1917 г. Особое внимание обратите на кризис лета 1917 г. Чем можно объяснить усиление влияния большевиков в массах? Что позволило им в конечном итоге овладеть инициативой?

Подумайте, почему в октябре 1917 г. к власти в России пришли большевики.

Имейте в виду, что в настоящее время существует несколько точек зрения на октябрьские события 1917 г., различающиеся по взглядам на саму сущность явления.

Проанализируйте политику большевистской партии летом-осенью 1917 г. Ответьте на следующие вопросы: Когда и в связи с чем партия большевиков сняла лозунг "Вся власть Советам!" и взяла курс на вооруженное свержение Временного правительства? Почему именно в сентябре 1917 г. большевики активизировали подготовку восстания?

Расскажите о ходе подготовки большевиками захвата власти в стране. В чем суть ленинского плана захвата власти? Кто и почему был противником восстания? Какие специальные органы были созданы для подготовки и руководства восстанием? Как проходило вооруженное восстание в Петрограде 25 и 26 октября 1917 г.? Почему большевикам удалось взять власть в свои руки?

Подумайте, была ли альтернатива октябрьскому перевороту? Аргументируйте свои выводы.

Назовите причины гражданской войны в России в начале XX в. Какие из них на ваш взгляд являются основными, а какие – второстепенными? Какая из конфликтующих сторон была в большей степени заинтересована в развязывании гражданской войны?

Обозначьте временные рамки гражданской войны в России. Имейте в виду, что существует несколько подходов по данной проблеме, предлагающих разные датировки как начала, так и завершения войны.

Перечислите основные этапы гражданской войны и укажите соотношение сил на каждом из них.

При подготовке вопроса воспользуйтесь учебным пособием под редакцией Л.И. Ольштинского и статьей Ю.А. Полякова «Гражданская война в России: возникновение и эскалация».

Дайте характеристику основным действующим силам гражданской войны в России («красным», «белым», «зелёным») по следующим пунктам:

· партийный состав

· социальный состав (социальные слои и группы, оказавшие активную поддержку)

· наиболее яркие представители

· политические цели (общественный и государственный идеал)

· уровень организованности (единства)

При подготовке ответа воспользуйтесь статьей В.Н. Бровкина.

Можно ли утверждать, что ключевым фактором, определявшим место конкретного человека в том или ином лагере, было социальное происхождение? Какие факторы влияли на выбор человека в условиях гражданской войны (смотрите статью О.М. Морозовой)? По каким причинам в годы гражданской войны получили распространение авантюризм и карьеризм (смотрите заметку С.Н. Щеголихиной)?

Что такое интервенция? Укажите страны, участвовавшие в интервенции в Россию, и назовите причины, по которым они решились на интервенцию. В какой форме и объеме интервенты оказали помощь «белым» правительствам и армиям? Как интервенция сказалась на длительности и ожесточенности гражданской войны в России?

Назовите причины победы «красных» в гражданской войне. Насколько их победа была предопределена слабостью (идейной, организационной, психологической) «белых». При ответе необходимо использовать статью А. Ганина.

По предложенной литературе (статья Ю.А. Полякова и учебное пособие под редакцией Л.И. Ольштинского) определите политические, социальные и экономические итоги гражданской войны в России.

 



2016-09-17 911 Обсуждений (0)
ТЕМА 7. Россия в период социальных потрясений начала XX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 7. Россия в период социальных потрясений начала XX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (911)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)