Занятие 4. Философия Нового времени
1. Учение о субстанции (дуализм Декарта, монизм Спинозы, плюрализм Лейбница). 2. Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм. 3. Разум и свобода. Теории естественного права, либеральные идеи в философии Нового времени. 4. Общие характеристики философии европейского Просвещения. Условия возникновения. Социальное значение. Роль разума в познании и преобразовании мира. Общественный прогресс. 5. Идеи естественного права Вольтера. «Естественная политика» Дидро. Монтескье о формах правления, разделении властей, законах, политической свободе. Руссо о неравенстве, свободе, гражданской культуре. Оценка религии. Вопросы для обсуждения 1. Что такое научная революция?
3. В чем суть механицизма как принципа миропониманияXVII в.? 4. Почему Галилей является основоположником современной физики? 5. В силу каких обстоятельств проблемы методологии научного познаний занимают столь существенное место в философии XVII в.? 6. Каковы, на Ваш взгляд, слабые стороны эмпиризма, рационализма, интуитивизма как методологических установок науки Нового времени? 7. Охарактеризуйте суть и аргументы субъективно идеалистического эмпиризма (Д.Юм) по вопросу принципиальных возможностей познания. 8. Согласны ли Вы с мнением Р. Декарта об истинном: «Никогда не принимать за истинное ничто, что я не признал бы таковым с очевидностью». 9. Как бы вы ответили на два знаменитых вопросов П. Бейля (1647—1706) — автора Исторического и критического словаря»(1695) и одного из прямых предшественников французских просветителей: «В чем большее зло — в атеизме или в ложной религии?»; «Могут ли атеисты быть нравственными людьми?». 10. Как вы понимаете утверждение Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»? 11. Что такое «культ разума», рожденный эпохой Просвещения? Каково ваше отношение к нему? Кто из французских философов XVIII в. отверг его и почему? 12. Какие социально-политические идеи эпохи Просвещения, по вашему мнению, являются актуальными в наши дни? Темы рефератов 1. Социокультурные предпосылки формирования науки Нового времени. 2. Научная революция: естественнонаучное содержание, мировоззренческие предпосылки и следствия. 3. Философские универсалии Нового времени — проблема понимания бытия, природы, познания, человека. 4. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 5. Галилей — основатель современного естествознания. 6. Метод мысленного эксперимента. 7. Проблема научного исследования в философии Нового времени. 8. Утверждение идеала объективного познания. 9. Эмпирическая традиция в новоевропейской философии. 10. Развитие математической логики в философии Нового времени. 11. Лейбниц о принципе достаточного обоснования. 12. Скептицизм Юма. 13. Механистическая картина мира. 14. Деизм ипантеизм. 15. «Левиафан» Гоббса. 16. Идеи естественного права Т. Гоббса, Дж. Локка. 17.Либерализм Локка, Милля. 18.Материализм и идеализм в философии Просвещения. 19. Триумф и трагедия просветительского атеизма. 20. Эстетика Просвещения. 21. Просветительский идеал человека. 22. Проблемы воспитания в этике Просвещения. 23. Философия эпохи Просвещения и Великая французская революция. 24. Значение Энциклопедии наук, искусств и ремесел для философии Просвещения. 25. Великие авантюристы эпохи Просвещения (Казанова, Калиостро, Сен-Жермен) — герои своего времени: философский смысл их идей и деяний. 26. Социальная философия Монтескье. 27. Антиклерикализм французского Просвещения: истоки, эволюция, итоги. 28. Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения. 29. «Обманы и Ричардсона, и Руссо»: философские аспекты литературы английского и французского Просвещения. 30. Просветительские идеи в английской этике ХVШ в. (Шефтсбери, Хатчесон, Мандевиль). 31.Основные направления философии немецкого Просвещения. 32. Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера. Литература Основная 1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010. 2. Философия : учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина .— М. : Трикста; Академический Проект, 2007 3. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин .— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М. : Проспект, 2008 Дополнительная 1. Бэкон Ф. Соч. в 2 т. -М., 1977. 2. Галилей Г. Избранные труды.В 2 т. – M., 1964. 3. Гоббс Т. Соч. В 2 т - М., 1991. 4. Лейбниц Г. Соч. в 4 т. - М., 1982.
6. Ньютон Л. Математические начала натуральной философии. Собр. акад. А.Н. Крылова. Т.7. — M.-JI., 1936. 7. Паскаль Б. Мысли о религии. — М., 2001. 8. Док. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. 3. Новое время. — М., 1996. 9. Спиноза Б. Избранные произв. в 2 т. М., 2001. 10. Хесле В. Гении философии Нового времени. — М., 1992. 11. Юм Д. Соч. в 2 т. - М., 1965. 12. Английское свободомыслие: Д.Локк, Д.Толанд, А.Коллинз. – М., 1981. 13. Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. – М.: Наука, 1994. 14. Вольтер. Философские повести. – М., 1978. 15. Дидро. Племянник Рамо, Монахиня, Жак-фаталист и его хозяин.–М., 1972. 16. Жучков В А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения — М., 1989. 17. История философии. — М., 1943. 18. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. — М.:Мысль, 1981. 19. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. — М.: Высшая школа, 1986. 20. Монтескье. «Персидские письма». -М., 1966. 21. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. — М.:Наука, 1993. 22. Руссо. «Исповедь». — М., 1970.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |