Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 14. Человек и исторический процесс



2016-09-17 339 Обсуждений (0)
Занятие 14. Человек и исторический процесс 0.00 из 5.00 0 оценок




  1. Исторический характер общественной жизни. Гипотеза обще­ственного прогресса.
  2. Тео­рия общественно-экономических формаций К. Маркса
  3. Цивилизационная концепции общественного развития.
  4. Понятие культуры, ее компоненты, ди­намика, исторический характер. Многообразие социального опыта и типы культур.
  5. Историческое своеобразие русской культуры. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

Вопросы для обсуждения

1. Как проявляется специфика исторического познания?

2. Назовите модели общественного развития в философской традиции. В чем их различие?

3. Определите основные различия традиционного и индустри­ального обществ.

4. Каковы особенности развития современной цивилизации?

5. Может ли история выступать как сфера воплощения нравственных императивов? Аргументируйте ответ.

6. Возможно ли социальное прогнозирование? Аргументируй­те ответ.

7. В чем специфика Востока и Запада как типов цивилизации?

8. Каковы особенности евразийского цивилизационного кос­моса?

9. В чем суть тезиса о гуманитарном смысле истории?

Темы рефератов

1. Формационная модель общества.

2. Социальная трансформация: реформы и контрреформы в России.

3. Мораль и политика.

4. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации.

5. Культура и цивилизация.

6. Индивид и личность. Общественный потенциал личности.

7. Гуманистическое измерение общественного прогресса.

  1. Свобода человека и историческое творчество.

9. Марксистская концепция прогресса.

10. Роль личности в истории.

11. Возможности и границы познания истории.

  1. Цивилизационный подход в изучении истории.

13. О понятии прогресса в истории.

14. Специфика традиционного и инновационного типов обществ.

15. Специфика российской цивилизации.

16.Национально-государственная идеология России.

 

Литература

Основная

4. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.

5. Философия : учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина .— М. : Трикста; Академический Проект, 2007

6. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин .— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М. : Проспект, 2008

Дополнительная

  1. Момджян К. X. Введение в социальную философию. Учебное пособие. – М., 1997.

2. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. – М., 1991.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.,1991.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

  1. Вебер М. Избранное.Образ общества. - М., 1994.

6. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. – М.,1992.

7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

8. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

10. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX в.- М., 1998.

11. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1.– М., 1993.

12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

13. Реформы и контрреформы в России. — М., 1995.

14. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. — М., 1995.

15. Коллингвуд Р.Д. Идея истории: Автобиография. — М., 1981.

16. Маркс К, Энгельс Ф. К критике политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 4.

17. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.

18. Поппер К. Нищета историцизма. – М., 1992.

19. Трельч Э. Историцизм и его проблемы. — М., 1994.

20. Философия истории. Антология. — М., 1994.

21. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии.– 1990. – № 3.

22. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. – М., 1995. – №3.

Раздел V. Смысл человеческого бытия

Занятие 15. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность

1. Человек как предмет философии. Концепции антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Тело и душа. Проблема здоровья. Норма и аномалия.

2. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Проблема смысла жизни.

3. Человек и общество. Конфликты. Роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении.

4. Новая постановка проблемы человека в философии ХХ века.

 

Вопросы для обсуждения

1. Почему человек является проблемой для самого себя? Какое значение имеет проблема самоопределения человека?

4. Как соотносятся биологические и социальные детерминан­ты в становлении личности?

5. Какие личностные качества формируются в сфере деятельности (общения)?

6. Как влияет массовая культура на становление личности?

7. Какой тип коммуникации доминирует в современном об­ществе? Как влияют средства массовой коммуникации на форми­рование нравственной ориентации человека?

Темы рефератов

1. Человек как проблема в истории философской мысли

2. Картины мира и образ человека: взаимосвязь и взаимовли­яние.

3. Индивид, человек, личность.

4. Материальное, социальное, духовное в человеке.

5. Внутреннее и внешнее в человеке.

6. Проблема смысла человеческого бытия.

7. Личность на Востоке и Западе: культурные модели и воз­можность диалога.

8. Идеальные образы бытия человека в культуре: «деятель», «творец», «игрок», «фантаст».

9. Влияние современной массовой культуры на формирование личности.

10. Человек и его свобода в западной философии XIX-XX вв.

П. Игра как образ идеальной человеческой жизни и способ расширения пространства возможного.

12. Виртуальные миры: способ ухода от реальности или инструмент самопознания?

13. Возможна ли личность высшего типа в «массовом обществе»?

14. Социально-экономическое и культурное расслоение и его влия­ние на становление личности.

15. Гуманитарное образование современного инженера: необ­ходимость или излишество?

16. Человек сознающий и человек рефлектирующий: критерии различия.

Литература

Основная

1. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. ―М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Философия : учебник для вузов, рек УМО / под ред.А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина .— М. : Трикста; Академический Проект, 2007

3. Алексеев, П.В. Философия : учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин .— 4-е изд., пеpеpаб. и доп. — М. : Проспект, 2008

Дополнительная

1. Агильдиев И.У. Власть предыстории. — М., 1990.

2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.,1990.

3. Бердяев НА. О назначении человека. — М., 1993.

4. Бубер М. Два образа веры. — М., 1995.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. — М., 1993,

6. Гуревич П.С. Философская антропология: учебное пособие. - М., 1997.

  1. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.
  2. Лобковиц Н. Что такое «личность» // Вопросы философии. – 1997. № 5.
  3. Миллс А.А. Гармоническое и дисгармоническое в личности. – Рига, 1993.
  4. О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. – М., 1991.

11. Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Феномен человека – вчера и завтра. – Р. н/ Д., 1996.

  1. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.
  2. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
  3. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
  4. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
  5. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
  6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.
  7. Хьелл Л., Зинглер Д. Теория личности. – СПб., 1997.
  8. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Про­свещения. – М., 1991.
  9. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М., 1995.
  10. Это человек: Антология. – М., 1995.

22. Культурология: XX в. Антология. — М., 1996.

23. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию чело­веческой культуры // Философские науки. — М., 1991. № 7.

24. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследова­ния и жизненный смысл. — М., 1977.

25. Кон И. С. Человек в поисках себя. — М., 1984.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.,1975.

27. Проблема человека в западной философии. — М., 1988.

28. Ревицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество– М., 1984.

29. Степин В. С, Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в куль­туре технической цивилизации.– М., 1994.

30. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

31. Тиллих П. Теология культуры. - М., 1996.

32.Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1992.

33.Фромм Э. Человек для себя, — М, 1993.

34. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности// Вопросы фило­софии- 1989.–№ 2.

 

 



2016-09-17 339 Обсуждений (0)
Занятие 14. Человек и исторический процесс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 14. Человек и исторический процесс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)