Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам
ВСТУПЛЕНИЕ Данные методические рекомендации имеют целью ознакомить педагога психолога ОУ с основными и приоритетными направлениями работы психологической службы в 2016-2017 учебном году, перечнем обязательной документация и требованиями к организации всех видов деятельности. Специалист психологической службы системы образования должен: · руководствоваться Этическим кодексом психолога; · соблюдать педагогическую этику, уважать достоинство ребенка; · строить свою деятельность на основе доброжелательности, доверия, в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательной деятельности; · пропагандировать здоровый образ жизни, повышать уровень психологических знаний педагогов и родителей; · постоянно повышать свой профессиональный уровень; · знать программно-методические материалы и документы относительно объема, уровня знаний, развития детей, требования государственных стандартов к обеспечению образовательного процесса, основные направления и перспективы развития образования, психолого-педагогической науки.
Основные задачи деятельности психологической службы образовательной организации на 2016-2017 учебный год: · участие в обеспечении работы мобильного социально-психологического консультационного пункта и волонтёрского движения; · усовершенствование организационно-функциональной модели деятельности образовательной организации в зависимости от условий и проблем города/района; · обеспечение оказания качественной профессиональной психологической помощи и поддержки в условиях вооруженного конфликта всем участникам образовательного процесса; · усовершенствование психологического сопровождения в начальном звене с целью создания оптимальных стимулирующих условий для успешного освоения позиции школьника; · обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; · усовершенствование психологического обеспечения направлений деятельности: - профилактика дезадаптации учащихся при переходе с одного звена обучения на другое; - профориентация, сопровождение профильного обучения; - работа со способными и одаренными учащимися (в т.ч. МАН, психологическая секция; Олимпиада по психологии и педагогике); - организация коррекционной и консультативной работы с детьми находящимися в СЖО; · Повышение качества психологического и социально-педагогического инструментария. Создание банка стандартизированного диагностического инструментария.
Направления деятельности специалистов психологической службы В 2016-2017 учебном году 1. Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста. Подготовка к обучению в школе (Школа будущего первоклассника). 2. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации и социализации на разных возрастных периодах. 3. Профилактика девиантного и суицидального поведения. 4. Профилактика делинквентного поведения. 5. Пропаганда здорового образа жизни и психологических знаний. 6. Профориентационная и профильная работа в образовательных организациях. 7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями. 8. Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей. В 2016-2017 учебном году приоритетные направления деятельности реализуются через следующие формы работы, в порядке значимости: 1. Психологическая диагностика; 2. Психологическое консультирование; 3. Развивающая деятельность; 4. Психологическое просвещение. Педагогу-психологу ОУ рекомендуется планировать свою деятельность с учётом реализации вышеизложенных задач, учитывая следующие приорететы: 1. Раннее выявление, прогноз и профилактика проблем обучения, поведенческой и эмоционально-волевой сферы в начальной школе и при переходе в среднее звено; 2. Работа с детьми стоящими на внутришкольном учёте и детьми с ограниченными возможностями здоровья; 3. Профориентация и подготовка к ЕГЭ. 4. Психолого-педагогическое сопровождение сохранения и укрепление психологического здоровья участников УВП.
Обязательными в планировании являются общегородские мероприятиями в 2016 -2017 учебном году являются: 1. Смотр-конкурс кабинетов педагога-психолога 2. Общегородская неделя психологии (первая неделя октября) 3. Олимпиада по педагогике и психологии 4. Участие в работе МО и творческих групп, согласно отдельного плана.
Напоминаем, что подлежащий аттестации руководитель психологической службы или специалист республиканской образовательной организации, должен до 10 октября подать в Центр «Заявку на экспертное заключение об оценке уровня квалификации специалиста психологической службы» от начальника управления (отдела) образования или образовательной организации. Рекомендации Центра практической психологии и социальной работы при Управлении образования города Горловка по деятельности специалистов психологической службы в 2016-2017 учебном году
Психологическая служба системы образования представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач диагностики, консультации, экспертизы. Основные виды деятельности специалиста психологической службы: 1.Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: · ознакомить участников УВП с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; · популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; · формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; · формировать потребность учащихся в самопознании, самовоспитании; · формирование психологической культуры образовательной организации. Формы реализации: лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, СМИ и др. Важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания. Обращаем внимание: одной из действенных форм реализации психологического просвещения является страничка психолога на сайте школы/в социальной сети.
2. Психологическая профилактика - своевременное предупреждение нарушений в личностном и интеллектуальном развитии. Содержание психопрофилактической работы: · ранняя диагностика и выявление сложностей и отклонений в интеллектуальном и личностном развитии; · способствование формированию психолого-педагогической среды для нормального психического и личностного развития на каждом возрастном этапе; · прогнозирует возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с переходом на следующую возрастную ступень; Формы реализации: лекции, беседы, дискуссии, психологические игры, стендовая информация, брошюры, рекомендации, СМИ и т.п. Тематическое содержание профилактической работы определяется результатами экспертизы образовательного пространства учреждения, по инициативе педагога-психолога.
3. Психологическая диагностика – измерение, оценка и анализ индивидуально-личностных, психологических особенностей всех участников УВП с целью решения практических задач. Для реализации психодиагностики педагог-психолог: психологическое обследование ребенка с целью определения уровня его психического развития и его соответствия возрастной норме; · проводит изучение интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении; · диагностика интеллектуальной, личностной, поведенческой, мотивационной сферы с целью выявления причин трудностей освоения школьной программы, социализации и адаптации; Психодиагностическая работа педагога-психолога предусматривает выявление практического запроса, выбор метода диагностики, подбор диагностического инструментария, проведение исследования, анализ полученных данных с последующим написанием выводов, рекомендаций, составление психологической характеристики. Диагностический инструментарий формируется в соответствии с рекомендациями ЦПП СР. Обращаем отдельное внимание на качество и эффективность использования психодиагностического инструментария. Педагогу-психологу следует иметь бланки инструкций, протоколов, стимульный материал базовых психодиагностических методик в готовом виде. Не допускается чтение и/или работа на экране компьютера, кроме случаев применения электронных методик. Также, не допускается замена или искажение оригинального текста методики или стимульного материала (изменение содержания, размера, цветового решения, количества, времени предъявления и т.д.). Педагог-психолог осуществляет подбор психодиагностических методик исходя из целей и задач психодиагностики, возрастных особенностей испытуемых и собственных профессиональных возможностей. Специалист психологической службы несет ответственность за корректность использования психодиагностических методик, их надежность, валидность, адаптированность к контингенту испытуемых, адекватность целям исследования, соответствие возрасту, качество интерпретации полученных результатов, соответствие сформулированных выводов, рекомендаций результатам диагностики. Требования к методикам. Методики, которые формируют диагностическую базу кабинета педагога-психолога, должны соответствовать определенным требованиям: · должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики; · должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение); · содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов; · методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения; · бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически; · методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью. Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Результаты первичного психодиагностического обследования (опросные листы, бланки, рисунки и т.д «первички») хранятся не менее пяти лет, как и протоколы психодиагностики.
4. Психологическая коррекция и развитие – направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры (процессы, сферы) с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности соответственно общепринятым нормам, преодоление недостатков психического развития, а также формирование психологических качеств, облегчающих социализацию и адаптацию на том или ином возрастном этапе.
Педагог-психолог подбирает, разрабатывает и осуществляет: · программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; · программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии; · программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях. При составлении и планировании ряда программ развивающей и коррекционной работы учитывается деятельность смежных специалистов. Особенно, это касается работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, требующими особого педагогического и психологического внимания. В таком случае, педагог-психолог планирует, разрабатывает и осуществляет психологическую часть коррекционной программы, которая согласуется с общим планом работы и действиями смежных специалистов (педагога, учителя-дефектолога, логопеда, социального педагога и т.д.) Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка. Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Педагог-психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Разработанные самостоятельно автором-психологом программы должны быть согласованы с Центром практической психологии и социальной работы. Бывают ситуации, когда ребенку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста. Программы, используемые педагогом-психологом (включая стимульный материал, бланки заданий) должны храниться в оформленном виде в соответствии со всеми требованиями к оформлению коррекционных и развивающих программ, согласованы методистами и заверены директором ЦППСР. Индивидуально-ориентированные психокоррекционные программы, в которых отражены планы действия, всех специалистов и других взрослых, участвующих в сопровождении обучающегося (воспитанника), описаны названия проводимых мероприятий, формы проведения и сроки реализации оформляются в соответствии с теми же требованиями, что и программы групповой коррекционно-развивающей работы.
Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам В системе образования 1.Титульный лист: название программы с указанием возрастной группы, Ф.И.О. автора и номер образовательного учреждения, Ф.И.О. методистов, год создания. 2. Пояснительная записка, которая включает: 2.1.Актуальность: ■ объективное состояние ситуации (психолого-физиолого-социальная специфика учреждения, класса, ребенка, социальная ситуация – это объективно определило необходимость разработки программы); ■ результаты проведённой психодиагностической работы педагога-психолога либо педагогов-психологов ПМПК и смежных специалистов, если с момента проведения последних прошло меньше полугода; ■ формулировка проблемы; ■ цель (конечный желаемый результат), задачи (конкретизируют цель и соответствуют этапам реализации программы). 2.2. Организация и особенности реализации программы ■ участники программы; ■ количество участников; ■ место проведения; ■ условия (обеспечение); ■ продолжительность программы; ■ периодичность занятий. 2.3. Содержание программы Основные принципы реализации данной программы с учетом теории, методологии и специфики участников и их конкретное выражение (например, для тренинга формирования навыков в качестве принципов можно сформулировать: активность каждого участника, принцип здесь и сейчас, принцип принятия и т.д.) Тематический план
2.4. Ожидаемый результат 3. Список использованной литературы 4. Приложения: конспект занятий, стимульный материал, бланки заданий.
Текущие результаты проведённых коррекционных и развивающих занятий обязательно фиксируются в журнале групповой/индивидуальной коррекционной работы с последующим анализом динамики результативности и эффективности.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (902)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |