Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам



2016-09-17 902 Обсуждений (0)
Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам 0.00 из 5.00 0 оценок




ВСТУПЛЕНИЕ

Данные методические рекомендации имеют целью ознакомить педагога психолога ОУ с основными и приоритетными направлениями работы психологической службы в 2016-2017 учебном году, перечнем обязательной документация и требованиями к организации всех видов деятельности.

Специалист психологической службы системы образования должен:

· руководствоваться Этическим кодексом психолога;

· соблюдать педагогическую этику, уважать достоинство ребенка;

· строить свою деятельность на основе доброжелательности, доверия, в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательной деятельности;

· пропагандировать здоровый образ жизни, повышать уровень психологических знаний педагогов и родителей;

· постоянно повышать свой профессиональный уровень;

· знать программно-методические материалы и документы относительно объема, уровня знаний, развития детей, требования государственных стандартов к обеспечению образовательного процесса, основные направления и перспективы развития образования, психолого-педагогической науки.

 

Основные задачи деятельности психологической службы образовательной организации

на 2016-2017 учебный год:

· участие в обеспечении работы мобильного социально-психологического консультационного пункта и волонтёрского движения;

· усовершенствование организационно-функциональной модели деятельности образовательной организации в зависимости от условий и проблем города/района;

· обеспечение оказания качественной профессиональной психологической помощи и поддержки в условиях вооруженного конфликта всем участникам образовательного процесса;

· усовершенствование психологического сопровождения в начальном звене с целью создания оптимальных стимулирующих условий для успешного освоения позиции школьника;

· обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;

· усовершенствование психологического обеспечения направлений деятельности:

- профилактика дезадаптации учащихся при переходе с одного звена обучения на другое;

- профориентация, сопровождение профильного обучения;

- работа со способными и одаренными учащимися (в т.ч. МАН, психологическая секция; Олимпиада по психологии и педагогике);

- организация коррекционной и консультативной работы с детьми находящимися в СЖО;

· Повышение качества психологического и социально-педагогического инструментария. Создание банка стандартизированного диагностического инструментария.

 

Направления деятельности специалистов психологической службы

В 2016-2017 учебном году

1. Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста. Подготовка к обучению в школе (Школа будущего первоклассника).

2. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации и социализации на разных возрастных периодах.

3. Профилактика девиантного и суицидального поведения.

4. Профилактика делинквентного поведения.

5. Пропаганда здорового образа жизни и психологических знаний.

6. Профориентационная и профильная работа в образовательных организациях.

7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.

8. Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

В 2016-2017 учебном году приоритетные направления деятельности реализуются через следующие формы работы, в порядке значимости:

1. Психологическая диагностика; 2. Психологическое консультирование; 3. Развивающая деятельность; 4. Психологическое просвещение.

Педагогу-психологу ОУ рекомендуется планировать свою деятельность с учётом реализации вышеизложенных задач, учитывая следующие приорететы:

1. Раннее выявление, прогноз и профилактика проблем обучения, поведенческой и эмоционально-волевой сферы в начальной школе и при переходе в среднее звено;

2. Работа с детьми стоящими на внутришкольном учёте и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

3. Профориентация и подготовка к ЕГЭ.

4. Психолого-педагогическое сопровождение сохранения и укрепление психологического здоровья участников УВП.

 

Обязательными в планировании являются общегородские мероприятиями в 2016 -2017 учебном году являются:

1. Смотр-конкурс кабинетов педагога-психолога

2. Общегородская неделя психологии (первая неделя октября)

3. Олимпиада по педагогике и психологии

4. Участие в работе МО и творческих групп, согласно отдельного плана.

 

 

Напоминаем, что подлежащий аттестации руководитель психологической службы или специалист республиканской образовательной организации, должен до 10 октября подать в Центр «Заявку на экспертное заключение об оценке уровня квалификации специалиста психологической службы» от начальника управления (отдела) образования или образовательной организации.

Рекомендации Центра практической психологии и социальной работы при Управлении образования города Горловка по деятельности специалистов психологической службы в 2016-2017 учебном году

 

Психологическая служба системы образования представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач диагностики, консультации, экспертизы.

Основные виды деятельности специалиста психологической службы:

1.Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

· ознакомить участников УВП с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

· популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

· формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

· формировать потребность учащихся в самопознании, самовоспитании;

· формирование психологической культуры образовательной организации.

Формы реализации: лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, СМИ и др.

Важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания.

Обращаем внимание: одной из действенных форм реализации психологического просвещения является страничка психолога на сайте школы/в социальной сети.

 

2. Психологическая профилактика - своевременное предупреждение нарушений в личностном и интеллектуальном развитии.

Содержание психопрофилактической работы:

· ранняя диагностика и выявление сложностей и отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;

· способствование формированию психолого-педагогической среды для нормального психического и личностного развития на каждом возрастном этапе;

· прогнозирует возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с переходом на следующую возрастную ступень;

Формы реализации: лекции, беседы, дискуссии, психологические игры, стендовая информация, брошюры, рекомендации, СМИ и т.п.

Тематическое содержание профилактической работы определяется результатами экспертизы образовательного пространства учреждения, по инициативе педагога-психолога.

 

3. Психологическая диагностика – измерение, оценка и анализ индивидуально-личностных, психологических особенностей всех участников УВП с целью решения практических задач.

Для реализации психодиагностики педагог-психолог:

психологическое обследование ребенка с целью определения уровня его психического развития и его соответствия возрастной норме;

· проводит изучение интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

· диагностика интеллектуальной, личностной, поведенческой, мотивационной сферы с целью выявления причин трудностей освоения школьной программы, социализации и адаптации;

Психодиагностическая работа педагога-психолога предусматривает выявление практического запроса, выбор метода диагностики, подбор диагностического инструментария, проведение исследования, анализ полученных данных с последующим написанием выводов, рекомендаций, составление психологической характеристики.

Диагностический инструментарий формируется в соответствии с рекомендациями ЦПП СР.

Обращаем отдельное внимание на качество и эффективность использования психодиагностического инструментария. Педагогу-психологу следует иметь бланки инструкций, протоколов, стимульный материал базовых психодиагностических методик в готовом виде. Не допускается чтение и/или работа на экране компьютера, кроме случаев применения электронных методик.

Также, не допускается замена или искажение оригинального текста методики или стимульного материала (изменение содержания, размера, цветового решения, количества, времени предъявления и т.д.).

Педагог-психолог осуществляет подбор психодиагностических методик исходя из целей и задач психодиагностики, возрастных особенностей испытуемых и собственных профессиональных возможностей.

Специалист психологической службы несет ответственность за корректность использования психодиагностических методик, их надежность, валидность, адаптированность к контингенту испытуемых, адекватность целям исследования, соответствие возрасту, качество интерпретации полученных результатов, соответствие сформулированных выводов, рекомендаций результатам диагностики.

Требования к методикам.

Методики, которые формируют диагностическую базу кабинета педагога-психолога, должны соответствовать определенным требованиям:

· должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;

· должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение);

· содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов;

· методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения;

· бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически;

· методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью.

Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством.

Результаты первичного психодиагностического обследования (опросные листы, бланки, рисунки и т.д «первички») хранятся не менее пяти лет, как и протоколы психодиагностики.

 

4. Психологическая коррекция и развитие – направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры (процессы, сферы) с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности соответственно общепринятым нормам, преодоление недостатков психического развития, а также формирование психологических качеств, облегчающих социализацию и адаптацию на том или ином возрастном этапе.

 

Педагог-психолог подбирает, разрабатывает и осуществляет:

· программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

· программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;

· программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

При составлении и планировании ряда программ развивающей и коррекционной работы учитывается деятельность смежных специалистов. Особенно, это касается работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, требующими особого педагогического и психологического внимания. В таком случае, педагог-психолог планирует, разрабатывает и осуществляет психологическую часть коррекционной программы, которая согласуется с общим планом работы и действиями смежных специалистов (педагога, учителя-дефектолога, логопеда, социального педагога и т.д.)

Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Педагог-психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая.

Разработанные самостоятельно автором-психологом программы должны быть согласованы с Центром практической психологии и социальной работы.

Бывают ситуации, когда ребенку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.

Программы, используемые педагогом-психологом (включая стимульный материал, бланки заданий) должны храниться в оформленном виде в соответствии со всеми требованиями к оформлению коррекционных и развивающих программ, согласованы методистами и заверены директором ЦППСР.

Индивидуально-ориентированные психокоррекционные программы, в которых отражены планы действия, всех специалистов и других взрослых, участвующих в сопровождении обучающегося (воспитанника), описаны названия проводимых мероприятий, формы проведения и сроки реализации оформляются в соответствии с теми же требованиями, что и программы групповой коррекционно-развивающей работы.

 

Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам

В системе образования

1.Титульный лист: название программы с указанием возрастной группы, Ф.И.О. автора и номер образовательного учреждения, Ф.И.О. методистов, год создания.

2. Пояснительная записка, которая включает:

2.1.Актуальность:

■ объективное состояние ситуации (психолого-физиолого-социальная специфика учреждения, класса, ребенка, социальная ситуация – это объективно определило необходимость разработки программы);

■ результаты проведённой психодиагностической работы педагога-психолога либо педагогов-психологов ПМПК и смежных специалистов, если с момента проведения последних прошло меньше полугода;

■ формулировка проблемы;

■ цель (конечный желаемый результат), задачи (конкретизируют цель и соответствуют этапам реализации программы).

2.2. Организация и особенности реализации программы

■ участники программы;

■ количество участников;

■ место проведения;

■ условия (обеспечение);

■ продолжительность программы;

■ периодичность занятий.

2.3. Содержание программы

Основные принципы реализации данной программы с учетом теории, методологии и специфики участников и их конкретное выражение (например, для тренинга формирования навыков в качестве принципов можно сформулировать: активность каждого участника, принцип здесь и сейчас, принцип принятия и т.д.)

Тематический план

Дата № занятия Тема Методы и формы работы (без подробных описаний) Примечание
1 2 3 4 5
         

 

2.4. Ожидаемый результат

3. Список использованной литературы

4. Приложения: конспект занятий, стимульный материал, бланки заданий.

 

Текущие результаты проведённых коррекционных и развивающих занятий обязательно фиксируются в журнале групповой/индивидуальной коррекционной работы с последующим анализом динамики результативности и эффективности.

 



2016-09-17 902 Обсуждений (0)
Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (902)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)