Направление
| Целевая группа
| Формы деятельности
| Задачи
| Методы работы
| Критерии эффективности
|
Работа с детьми, стоящими на внутришкольном учёте
| Педагоги и администрация
| Психологическое просвещение
| 1. Формирование навыков коммуникации с подростками.
2. Расширение знаний о влиянии стрессовых и кризисных ситуаций на поведение детей.
3. Расширение знаний о способах профилактики стресса и эмоционального выгорания.
| Семинары
Дискуссии
Занятия с элементами тренинга
Выступления на педагогических советах и советах профилактики
| 1. Сформированность положительного отношения к школе ребенка и родителей;
доверие к педагогическому коллективу (обращения за психолого-педагогической помощью, посещение родительских собраний).
2. Вовлечение родителей в совместную деятельность;
понимание и принятие родителями положительных и отрицательных сторон ребенка;
3. Выполнение функций семьи в отношении ребенка (воспитательная, эмоциональная, безопасности, коммуникативная, социально-статусная, хозяйственно-бытовая, сфера первичного социального контроля, духовного общения);
4. Отсутствие правонарушений и нарушений внутреннего распорядка школы со стороны ребенка;
5. Улучшение учебных показателей.
|
Родители
| Психологическое просвещение
Индивидуальное и групповое консультирование (в т.ч. в режиме он-лайн)
| 1. Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений
2. Расширение знаний о влиянии стрессовых и кризисных ситуаций на поведение детей.
3. Организация совместной деятельности родителей и детей.
4. Формирование ценностных ориентаций.
5. Информирование о значимости и влиянии педагогического потенциала семьи.
| Семинары
Дискуссии
Занятия с элементами тренинга
Индивидуальные и семейные консультации
Информационные уголки
|
Дети
| Психологическая диагностика
Коррекционно-восстановительная и развивающая работа.
Психологическое просвещение и профилактика.
| 1. Формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе.
2. Расширение ресурсного потенциала.
3. Формирование ценностных ориентаций и чувства ответственности.
5. Включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха.
6. Обеспечение благоприятного социально-психологического климата. Работа с детским коллективом.
7. Оказание психологической поддержки в период профессионального самоопределения.
| Беседы
Лекции с привлечением смежных специалистов: Отдела по делам несовершеннолетних МВД ДНР, Отдела по делам семьи и детей, медработниками, сотрудниками Минюста и т.д.
Часы психологии
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
|
Сопровождение детей с ОВЗ
| Педагоги
| Диагностика
Индивидуальное консультирование
Психологическое просвещение
| 1. Определение стиля педагогического взаимодействия с обучающимися при реализации индивидуальной программы развития.
2. Ознакомление педагогов с рекомендациями ПМПК.
3. Выбор индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы.
4. Формирование теоретического и эмоционального компонента готовности к работе с детьми с ОВЗ.
5. Предупреждение эмоционального выгорания.
6. Поддержание связи с учителями-предметниками и смежными специалистами.
| Индивидуальные консультации
Выступления на педагогических советах
Семинары
Психологические игры
| 1. Позитивные изменения в характере усвоения ребенком адаптированной образовательной программы, при сохранении отдельных незначительных трудностей и временном несоответствии знаний, умений, навыков и компетенций требованиям программы.
2. Успешная социализация и интеграция в образовательном учреждении детей с ОВЗ в той мере, которая предусмотрена индивидуальным образовательным маршрутом.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
4. Тесное сотрудничество педагогического коллектива и семьи ребёнка с ОВЗ.
|
Родители
| Индивидуальное консультирование
Психологическое просвещение
| 1.Расширение знаний о детях с ОВЗ
2.Выбор стратегии семейного взаимодействия и воспитания.
3. Разработка индивидуальных рекомендаций.
| Индивидуальные консультации
Тематические родительские собрания
Лекции
Круглые столы
Семинары
Психологические игры
|
Дети с ОВЗ
| Диагностика
Корекционно-развивающие занятия
| 1. Реализация психологического, коррекционно-развивающего, компонента программы индивидуального развития.
2. Отслеживания динамики успешности ребенка в воспитательно-образовательном процессе.
3. Адаптация ребёнка к условиям ОУ и классному коллективу. Формирование коммуникативных навыков.
3. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, ответственности).
5. Коррекция и развитие познавательных функций, обеспечивающих усвоение образовательной программы.
6. Снятие нервно-психического напряжения.
| Коррекционно-развивающие занятия.
Включение ребёнка в общешкольные и классные мероприятия.
|
| Классные коллективы
|
| 1. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
2. Обучение навыкам эффективной коммуникации с детьми с ОВЗ.
| Тематические классные часы
Беседы
Психологические игры
|
Сопровождение способных и одарённых детей
| Администрация
| Индивидуальные консультации
| 1. Помощь в планировании и разработке программ выявления и развития одаренных детей, создании развивающей среды, подборе современных технологий обучения, воспитания и развития личности одаренного ребенка, создании банка и разработке мониторинга одаренных детей.
2. Участие в конкурсах для образовательных учреждений по разработке и реализации программ выявления и сопровождения одаренных детей.
| Выступления на педагогических советах
| 1. Снижение уровня тревожности ребёнка.
2. Успешная социализация одаренных как основа развития их способностей
3. Позитивная динамика личностного развития.
4. Построение адекватной жизненной стратегии. Определение краткосрочных и долгосрочных целей.
5. Внедрение в образовательное пространство школы индивидуальной траектории развития одарённых детей.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности.
7. Сохранение здоровья одаренных детей в комфортной среде, удовлетворяющей всех участников образовательного процесса.
8. Пополнение электронного банка данных «Одаренные дети».
9. Повышение рейтинга и социального престижа школы на городком и региональном уровнях
|
Педагогический коллектив
| Индивидуальное консультирование
Психологическое просвещение
| 1. Повышение психологической компетентности по вопросам детской одарённости, ее видов, проявлений.
2. Создание условий для развития одаренности в школьной среде.
3. Психологический компонент в построении работы педагога со способными и одаренными детьми.
| Выступления на педагогических советах
|
Родители
| Индивидуальное консультирование
Психологическое просвещение
| 1. Повышение психологической компетентности по вопросам детской одарённости, ее видов, проявлений.
2. Создание условий для развития одаренности в семейной среде.
3. Установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
| Индивидуальные консультации
Семинары
Круглые столы
Тематические родительские собрания
Информационные уголки
|
Дети
| Психологическая диагностика
Консультирование
Коррекционно-развивающая работа
| 1. Формирование адекватной самооценки.
2. Формирование коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости..
3. Выработка индивидуальной траектории развития с мотивацией на самообразование и самовоспитание.
4. Освоение методов борьбы с тревожностью. Помощь в борьбе с внутренними и внешними стрессовыми факторами.
| Индивидуальные консультации
Коррекционные и развивающие занятия
Занятия с элементами тренинга
Беседы
|
Профессиональное ориентирование и подготовка к ЕГЭ
| Ученики начального звена
| Диагностика
Психологическое просвещение
Психологическая диагностика
Развивающие занятия
Индивидуальное консультирование
| 1. Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе
2. Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности.
3. Расширение представлений о современном мире профессий.
| Беседы
Психологические профориентационные игры
Мини-лекции
| 1. Построение учащимися реальной жизненной перспективы, включающей долгосрочные и краткосрочные цели, этапы их достижения.
2. Создание реалистичного образа будущей профессии (модель выбора профессии):
правильна самооценка склонностей, способностей, интересов, возможностей и ограничений; знание того, что нужно для успешной деятельности по выбираемой профессии; умение соотнести результаты самооценки с правильно выделенными требованиями; знание путей получения профессии в соответствии с реальным уровнем притязаний; умение представить себя на рынке труда.
3. Ориентация на актуальные и перспективные потребности общества для обеспечения успеха своей профессиональной самореализации.
4. Психологическая готовность к внутренним компромиссам на пути к успеху. Определение приоритетной модели поведения в ситуациях жизненного и профессионального кризиса
|
Ученики среднего звена
| 1. Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности
2. Расширение представлений о собственных интересах и возможностях
3. Исследование первичного профессионального выбора
| Лекции
Беседы
Психологические профориентационные игры
Дискуссии
Занятие с элементами тренинга
|
Ученики старшего звена, выпускники
| 1. Изучение склонностей, способностей, индивидуальных личностных качеств в контексте профессионального поиска.
2. Ознакомление с современным миром профессий.
2. Исследование итогового профессионального выбора.
3. Изучение содержательной предметной стороны профессиональной деятельности: общих и специальных профессионально важных качеств
4. Формирование отношения к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций)
5. Исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии; оценка возможностей, определение степени выраженности профессионально важных качеств и ресурсов.
6. Постановка и поиск путей достижения профессионально ориентированных целей в контексте общей жизненной стратегии.
7. Подготовка к сдаче ЕГЭ
8. Поддержка детей группы риска в процессе их
профессионального и жизненного самоопределения.
| Лекции
Беседы
Психологические профориентационные игры
Дискуссии
Занятие с элементами тренинга
Индивидуальное консультирование
Информационные уголки
|
Родители учащихся выпускных классов
| Индивидуальное консультирование
Психологическое просвещение
| 1. Изучение методов преодоления тревоги стресса.
2. Освоение навыков эффективного планирования времени.
3. Понимание профессионального выбора ребёнка, как реализации личностного потенциала в контексте жизненного самоопределения.
| Индивидуальные и семейные консультации
Тематические родительские собрания
Информационные уголки
|
Педагоги
|
| 1. Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию
профориентационной работы с учащимися различных возрастных
групп
|
|
Формирование здорового образа жизни
| Педагоги
| Диагностика
Индивидуальное консультирование
Психологическое просвещение
| 1. Уменьшение тревожности в ученическом коллективе. Способы снятия эмоционального напряжения.
2. Анализ причин и последствий подростковой агрессии, определение способов взаимодействия
3. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
4. Особенности эмоционального и психофизиологического развития подростков, способствующих и препятствующих выполнению правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
5. Преодоление эмоционального выгорания.
| Выступление на педагогических советах и советах профилактики
Семинары
Лекции
Тематические консультации
| 1. Восприятие ЗОЖ, как ценности.
2. Формирование активной личностной позиции и ценностного отношения к собственному здоровью.
3. Освоение навыков сопротивления негативному социальному и информационному влиянию.
4. Умение грамотно использовать полученные знания на практике.
5. Снижение тревожности. Улучшение психологического климата в детском коллективе.
6. Повышение социальной культуры всех участников УВП.
|
| Родители
| Индивидуальное консультирование
Психологическое просвещение
| 1. Возрастное психологическое консультирование. Выбор стратегии воспитания.
2. Уменьшение тревожности и способы снятия напряжения у подростков во время обучения в школе и подготовки к ГИА, профилактика неврозов.
3. Приёмы эффективного общения с ребёнком. Решение конфликтных ситуаций.
| Тематические родительские собрания
Индивидуальные консультации
Информационные уголки
|
| Дети
| Диагностика
Коррекционно-развивающая работа
Психологическое консультирование
Психологическое просвещение
| 1. Формирование жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни, как ценности.
2. Освоение навыков поддержания психологического здоровья.
3. Развитие стратегий и навыков самосохранительного поведения у подростков (оценка социальной ситуации и принятие ответственности за свое поведение на себя, избегание угрожающих ситуаций, связанных с ПАВ, умение сказать «нет»);
4. Формирование и развитие адекватной самооценки и целостной идентичности
5. Профилактика аддиктивного поведения.
| Коррекционно-развивающие занятия
Занятия с элементами тренинга
Тематические классные часы
Беседы
Дискуссии
Психологические игры
Информационные уголки
|