Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы
Неживая и живая природа
Природа и рукотворный мирОбъекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру
Неживая и живая природаЗнакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от признаков неживой природы.
Связи между неживой и живой природой
Практическая работараспределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека)
— — Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— — различатьобъекты природы и предметы рукотворного мира;
— — работать в паре: классифицироватьобъекты окружающего мира, обозначатьих цветными фишками, осуществлятьконтроль и коррекцию;анализироватьсущественные признаки живых существ, обсуждатьсвои выводы, осуществлять самопроверку;
— — приводитьпримеры объектов природы и предметов рукотворного мира, объектов живой и неживой природы;
— — заполнятьтаблицу;
— — работать в группе: обсуждатьи оцениватьотношение людей к окружающему миру, отбиратьиз списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказыватьо своём отношении к окружающему;
— — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
— классифицироватьобъекты природы по существенным признакам;
— — обозначатьобъекты природы цветными фишками;
— — устанавливать связимежду живой и неживой природой;
— — делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза
Явления природы
Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров Практическая работавыбор природных явлений, происходящих в природе в данное время года.
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— работать в паре: различатьобъекты и явления природы, рассказыватьоб изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;
— приводитьпримеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
— анализироватьиллюстрации учебника, определятьсезон по характерным природным явлениям;
— рассказывать(по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;
— практическая работа: знакомитьсяс устройством термометра, проводить опытыс термометром, измерятьтемпературу воздуха, воды, тела человека и фиксироватьрезультаты измерений;
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей
Что такое погода
Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды
Моделированиеприродного календаря народных примет
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— наблюдатьи описыватьсостояние погоды за окном класса;
— характеризоватьпогоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
— приводитьпримеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);
— работать в паре: составлятьплан рассказа о погодных явлениях и рассказыватьпо этому плану;
— сопоставлятьнаучные и народные предсказания погоды;
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке;
— работать со взрослыми: вестинаблюдения за погодой, фиксироватьрезультаты в «Научном дневнике»; использоватьдля фиксации наблюдений метеорологические знаки; составитьсборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи
Смена времён года в родном крае на основе наблюдений
Времена года, их особенности (на основе наблюдений)
В гости к осени (экскурсия)Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе Экскурсия в природу, наблюдение за явлениями природы, их сезонными изменениями
В гости к осени (урок)
Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь
Прогулкав природу, наблюдение за сезонными изменениями в природе
— Пониматьучебные задачи экскурсии и стремитьсяих выполнить;
— наблюдатьизменения в неживой и живой природе,
устанавливатьвзаимозависимость между ними;
— определятьприродные объекты с помощью атласа- определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе);
— оцениватьрезультаты своих достижений на экскурсии;
— работать в группе: знакомитьсяпо учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступатьс сообщениями по изученному материалу;
— рассказыватьоб осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);
— сопоставлятькартины осени на иллюстрациях учебника с теми
наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживатьвзаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнятьсведения, полученные из учебника и экскурсии, своими наблюдениями над осенним трудом человека;
— работать со взрослыми: вестинаблюдения в природе, подготовитьфоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»;
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Звёзды и планеты
Звёздное небо
Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. Представления о зодиаке.
Экскурсияв планетарий, проект «Космическое путешествие»
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— находитьна рисунке знакомые созвездия;
— сопоставлятьиллюстрацию учебника с описанием созвездий;
— моделироватьсозвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;
— знакомитьсяпо учебнику с зодиакальными созвездиями,
осуществлятьсамопроверку;
— работать со взрослыми: наблюдатьзвёздное небо, находитьна нём изученные созвездия; пользоватьсядля поиска созвездий на небе атласом-определителем; находитьинформацию o зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговы делать е вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Полезные ископаемые. Бережное отношение людей к полезным ископаемым
Заглянем в кладовые ЗемлиГорные породы и минералы. Гранит и его состав. Использование человеком богатств земных кладовых, бережное отношение к ним
Практическая работа: работа с разрезными карточками распределение по группам горных пород и минералов
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— практическая работа: исследоватьс помощью лупы состав гранита, рассматриватьобразцы полевого шпата, кварца и слюды;
— различатьгорные породы и минералы;
— работать в паре:с помощью атласа-определителя приводить примерыгорных пород и минералов, готовитькраткие сообщения о них; читатьи обсуждатьотрывок из книги А. Е. Ферсмана («Моя коллекция»); делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Охрана при- родных богатств (воды, воздуха)
Про воздух и про воду
Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека
Исследованиесвойств воздуха, воды
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— рассказыватьо значении воздуха и воды для растений, животных и человека;
— работать в паре: анализироватьсхемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; описывать эстети-ческое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;
— наблюдатьнебо за окном, водные пейзажи и рассказыватьо них, пользуясь освоенными средствами выразительности; работать со взрослыми: находитьинформацию об охране воздуха и воды в родном крае; готовитьфоторассказы о красоте неба и воды; делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека
Какие бывают растенияМногообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека Практическая работа:работа с разрезными карточками, распределение растений по группам
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— устанавливатьпо схеме различия между группами растений;
— работать в паре: называтьи классифицироватьрастения,
осуществлятьсамопроверку;
— приводитьпримеры деревьев, кустарников, трав своего края;
— определятьрастения с помощью атласа определителя;
— оцениватьэстетическое воздействие растений на человека;
— работать со взрослыми: наблюдатьи готовитьрассказ (фоторассказ) о красоте растений;
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия
Какие бывают животныеМногообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— работать в паре: соотноситьгруппы животных и их существенные признаки;
— работать в группе: знакомитьсяс разнообразием животных, находитьв рассказах новую информацию о них, выступатьс сообщениями;
— сравниватьживотных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлятьзависимость строения тела животного от его образа жизни;
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные сообщества.
Зависимость жизни человека от природы
Невидимые нити
Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения невидимых нитей Наблюдение (согласно местным условиям) изучаемых объектов природы и жизнедеятельности людей
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— устанавливатьвзаимосвязи в природе между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;
— работать в паре: моделироватьизучаемые взаимосвязи; выявлятьроль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
— читатьи обсуждатьстихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делатьвывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Дикорастущие и культурные растения
Дикорастущие и культурные растенияДикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях
Практическая работа:с разрезными карточками, распределение растений по группам
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— сравниватьи различатьдикорастущие и культурные растения, обозначатьсоответствующие рисунки цветными фишками, осуществлятьконтроль и коррекцию;
— работать в группе: приводитьпримеры дикорастущих и культурных растений; классифицироватькультурные растения по определённым признакам;
— находитьновую информацию в текстах о растениях,
обсуждатьматериалы книги «Великан на поляне»;
— сочинятьи рассказыватьсказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Дикие и домашние животные
Дикие и домашние животныеДикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных Практическая работа:с разрезными карточками, распределение животных по группам
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— сравниватьи различатьдиких и домашних животных, обозначатьсоответствующие рисунки цветными фишками, осуществлятьконтроль и коррекцию;
— работать в группе: приводитьпримеры диких и домашних животных, моделироватьзначение домашних животных для человека, рассказыватьо значении домашних животных и уходе за ними;
— находитьв тексте нужную информацию, обсуждатьматериалы книги «Зелёные страницы»;
— сочинятьи рассказыватьсказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения. Бережное отношение человека к растениям
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Бережное отношение человека к животным
Комнатные растенияКомнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями Практическая работа.
Исследование условий прорастания семян.
Моделированиестроения растения
Животные живого уголкаЖивотные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомяк, канарейка, попугай.
Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека
Творческие работы:
Изготовление аппликаций, рисунков
«Животные, их разнообразие» Презентация сообщений о разнообразии животных, об условиях обитания животных.
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— узнаватькомнатные растения на рисунках,
осуществлятьсамопроверку;
— работать в паре: определятьс помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находитьв атласе-определителе информацию о них;определятьживотных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использоватьинформацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;
— рассказыватьо животных живого уголка и уходе за ними;
о своём отношении к животным живого уголка, объяснятьих роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
— оцениватьроль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;
— практическая работа в группе: осваиватьприёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризоватьпредметы ухода за животными в зависимости от их назначения; делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Дикие и домашние животные. Условия, необходимые для жизни животных. Бережное отношение человека к животным
Про кошек и собак
Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными.
Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев Практическая работауход за животными в уголке живой природы
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— определятьпороды кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;
— приводить примерыпород собак с помощью атласа- определителя;
— обсуждатьроль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснятьнеобходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;
— работать в группе: использоватьтексты учебника как образец для выполнения заданий (составлятьсловесный портрет своего питомца, искатьнужную информацию в различных дополнительных источниках, составлятьобщий план рассказа о домашнем питомце);
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Красная книга, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы
Красная книга
Необходимость создания Красной книги. Красная книга родного края. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных Экскурсияв ботанический сад, краеведческий музей, зоопарк и т.п. (по местным условиям)
Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки.
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— работать в паре: выявлятьпричины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагатьи обсуждатьмеры по их охране;
— работать в группе: читатьтексты учебника и использоватьполученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлятьобщий план рассказа о редком растении и животном; рассказыватьо редких растениях и животных по составленному плану;
— работать со взрослыми: узнавать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовитьс помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги (по своему выбору); делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке;
— работать в паре: знакомитьсяс правилами друзей природы и экологическими знаками, договариватьсяо соблюдении этих правил; предлагатьаналогичные правила, рисоватьусловные знаки к ним;
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы Экскурсияпо родному городу ( селу, поселку и тп.), выявление источников загрязнения двора, улицы, города (поселка, села)
— читатьи обсуждатьрассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»;
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
— распределятьобязанности по выполнению проекта;
— - искатьнужную информацию в различных дополнительных источниках;
— готовитьрисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);
— составлятьсобственную Красную книгу;
— презентоватьКрасную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;
— оцениватьсвои достижения в выполнении проекта
РАЗДЕЛ «ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА» (6 ч)
Значение труда в жизни человека и общества
Что такое экономикаЭкономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— рассказыватьоб отраслях экономики по предложенному плану;
— работать в паре: анализироватьвзаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделироватьвзаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; искатьв различных источниках сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села),
— готовитьсообщения;
— читатьпредложенный текст, находитьв нём ответы на поставленные вопросы, формулироватьсобственные вопросы к тексту, оцениватьответы одноклассников;
— распознаватьпо фотографиям деньги разных стран;
— работать со взрослыми: находитьв дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовитьсообщения;
Природные объекты и предметы, созданные человеком
Из чего что сделаноИспользование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей
Практическая работа:изготовление изделий из природных материалов
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке;
— классифицироватьпредметы по характеру материала, обозначатьсоответствующие иллюстрации, осуществлятьконтроль и коррекцию знаний;
— работать в группе:по рисункам учебника прослеживатьпроизводственные цепочки, моделироватьих, составлятьрассказ, приводитьдругие примеры использования природных материалов для производства изделий; делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.
Значение труда в жизни человека и общества.
Профессии людей
Наземный, воздушный и водный транспорт
Как построить дом
Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения Творческая работа«Город будущего»
Какой бывает транспорт
Виды транспорта. Первоначальные представления об истории развития транспорта
Практическая работа:
моделирование из коробок, бумаги, картона «Транспорт будущего»
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— рассказывать(по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;
— работать в паре: сравниватьтехнологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнаватьна иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснятьих назначение, проводитьсамопроверку, рассказыватьо строительных объектах в своём городе (селе);классифицироватьсредства транспорта (предлагатьварианты классификации, анализироватьсхемы и выделятьоснования для классификации, приводитьпримеры транспортных средств каждого вида); рассказыватьоб истории водного и воздушного транспорта, используя информацию учебника и дополнительных источников, составлятьобщий план рассказа об истории различных видов транспорта; читатьтекст учебника, находитьназванные в нём машины на рисунке, рассказыватьо строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагатьвопросы к тексту, оцениватьответы одноклассников;
— узнаватьпо фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотноситьего с номерами телефонов экстренного вызова, обозначатьсоответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлятьконтроль и коррекцию; запомнитьномера телефонов экстренного вызова 101, 102, 103;
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры
Культура и образованиеУчреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества.
Разнообразие музеев. Первые музеи Экскурсияв музей, театр, библиотеку (по выбору)
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— различатьучреждения культуры и образования, распознаватьих по фотографиям, приводитьпримеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; искатьнужную информацию в различных дополнительных источниках и в тексте учебника;
— предлагатьвопросы к тексту, отвечатьна вопросы одноклассников;
— обсуждатьроль учреждений культуры и образования в нашей жизни;
— работать со взрослыми: посещатьмузеи и рассказыватьо них; с помощью Интернета совершатьвиртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);
— делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Значение труда в жизни человека и общества.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство
Все профессии важны. Проект
«Профессии»
Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— рассказыватьо труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;
— работать в паре: определятьназвания профессий по характеру деятельности и находитьих представителей на фотографиях;
— обсуждатьроль людей различных профессий в нашей жизни;
— читатьи обсуждатьрассказ «Кто сделал хлеб», устанавливатьвзаимосвязь труда людей разных профессий;
— делатьвыводы из изученного материала. Отвечать на итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
— распределятьобязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);
— интервьюироватьреспондентов об особенностях их профессий;
— подбиратьфотографии из семейных архивов;
— составлятьрассказы о профессиях родных и знакомых;
— собирать материалв «Большую книгу профессий»;
— презентоватьработы;
— оцениватьрезультаты выполнения проекта
Смена времён года в родном крае (на основе наблюдений)
Времена года, их особенности (на основе наблюдений)
В гости к зиме (экскурсия)Наблюдение за зимними явлениями в неживой и живой природе
В гости к зиме (урок)
Зимние явления в неживой и живой природе
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
— Пониматьучебную задачу экскурсии и стремитьсяеё выполнить;
— наблюдатьза зимними погодными явлениями;
— обсуждатьзимние явления в неживой природе в прошедшие дни;
— исследоватьпласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;
— определятьдеревья по их силуэтам и описаниям в атласе- определителе «От земли до неба»;
— распознаватьосыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;
— наблюдатьповедение зимующих птиц; делатьвыводы по материалу экскурсии;
— оцениватьсвои достижения и поведение во время экскурсии
— обобщатьнаблюдения за зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;
— работать в группе: знакомитьсяпо материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовитьсообщения и выступатьс ними;
— формулироватьправила безопасного поведения на улице зимой;
— обсуждатьправила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; работать со взрослыми: вестинаблюдения в природе, фиксироватьих в «Научном дневнике», готовитьфоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливатьзимующих птиц; делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
— Выполнятьтестовые задания учебника;
— оцениватьправильность/неправильность предложенных ответов;
— формироватьадекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ» (5 ч)
Общее представление о строении тела человека
Строение тела человекаЗнакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека.
Местоположение важнейших органов и их работа
Практическая работанахождение частей тела человека на иллюстрации.
Выработка правильной осанки.
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— работать в группе: называтьи показыватьвнешнее строение тела человека; определятьна рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека;
— моделироватьвнутреннее строение тела человека;
— работа в паре: искатьв тексте учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагатьвопросы по содержанию текста, оцениватьответы одноклассников;
— делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника
Если хочешь быть здоров
Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами
Практические работы:
Проверка остроты слуха, зрения, осязания. Разучивание гимнастики для глаз.
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— рассказыватьо своём режиме дня; составлятьрациональный режим дня школьника.
— обсуждатьсбалансированное питание школьника;
— работать в паре: различатьпродукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;
— формулироватьправила личной гигиены; характеризоватьназначение предметов гигиены, выделятьсреди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;
— демонстрироватьумение чистить зубы, полученное в 1 классе; на основе текста ученика дополнятьправила ухода за зубами;
— делатьвыводы, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.
Правила безопасного поведения на дорогах
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения на дорогах
Берегись автомобиля!
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (дорожные знаки, сигналы светофора)
Ролевые игрыпо правилам дорожного движения (на школьной спортивной площадке, в спортзале или настольные игры по ПДД)
Школа пешехода
Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке.
Практическая работа
Работа с рисунком – схемой города (села, посёлка) – выбор по схеме безопасного пути, с описанием правил дорожного движения, которые необходимо соблюдать по пути в школу (библиотеку)
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— анализироватьпредставленную на рисунке дорожную ситуацию, знатьдорожные знаки, объяснять и аргументироватьсвоё решение;
— работа в паре: соотноситьизображения и названия дорожных знаков, обозначатьсоответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлятьконтроль и коррекцию;знатьправила безопасности;
— выбиратьи отмечатьфишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;
— моделироватьсветофор; характеризоватьсвои действия как пешехода при различных сигналах;
— формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;
— оцениватьсвои достижения на уроке;
— практическая работа: учитьсясоблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС;
— анализировать, пользуясь рисунком учебника, соблюдение правил движения по загородной дороге пешеходами;
— делатьвыводы, отвечатьна вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
Основные правила обращения с газом, электричеством, водой
Правила противопожарной безопасности. Номера телефонов экстренной помощи
Правила безопасного поведения в природе
Домашние опасности
Правила безопасного поведения в быту Моделированиеситуаций безопасного поведения и оказания первой помощи при несчастных случаях.
Пожар!
Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону
Ролевые игры«Вызов пожарной охраны», «Эвакуация»
На воде и в лесу
Правила безопасного поведения на воде и в лесу
Моделированиеситуаций безопасного поведения в природе, оказание первой помощи при несчастных случаях
Практическая работа:составление памятки безопасного поведения в природе
— Пониматьучебную задачу урока и стремитьсяеё выполнить;
— объяснятьс опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;
— работать в группе:на основе текста учебника формулироватьправила безопасного поведения в быту, моделироватьих с помощью условных знаков, узнавать (расшифровывать)правила по предложенным в учебнике знакам, сравниватьсвои знаки с представленными в учебнике; делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке
— характеризоватьпожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь), потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;
— запомнитьправила предупреждения пожара;
— моделироватьвызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС;
— работать в паре: рассказыватьо назначении предметов противопожарной безопасности; читатьи обсуждатьрассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»;
— работать со взрослыми: находитьв Интернете информацию о работе пожарных, готовитьсообщение;
— запомнитьправила поведения во время купания;
— работать в паре: различатьсъедобные и ядовитые грибы, обозначатьих на рисунке фишками разного цвета, осуществлятьконтроль и коррекцию;
— находитьнужную информацию в книге
«Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»);
— определятьс помощью атласа-определителя жалящих
насекомых, осуществлять самопроверку;
— делатьвыводы из изученного материала, отвечатьна итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке