Развитие двигательного навыка в онтогенезе
Навык двигательный (Н.Д.) – это такой уровень владения действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству основных опорных точек (действие выполняется автоматизированнее), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания. Н.Д. является индивидуально приобретенными двигательным актом, формируется на основе механизма временных связей. Навык– способ выполнения действия, ставший в результате многократного повторения частично автоматизированным, легко, быстро и точно реализуемым. Физиологическая основа навыка – динамический стереотип. · с 2-месячного возраста начинается развитие движений рук ребенка в направлении видимого предмета, его захватывание; · формирование способности удерживать головку завершается к 3 месяцу жизни; · в возрасте 3-х месяцев начинается осваивание навыка ползания и пользование им до начала ходьбы; · в 4—5 месяцев развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот; затем обратно; · с 5-месячного возраста ребенок при поддержке взрослых учится переступать; · в 6—7 месяцев ребенок начинает садиться, встает на четвереньки; · в возрасте 7—8 месяцев ребенок может вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за предметы; · в период от 9 до 12 месяцев развитие двигательной активности характеризуется двумя главными событиями. Во-первых, координируется деятельность верхних конечностей. К 10-му месяцу движения рук становятся точными, плановыми. Появляются различия в действиях правой и левой руки, которые после первого года жизни приобретают устойчивый характер. Этому способствует корригирующее влияние взрослых (игры, обучение). В 11 месяцев дети пьют из чашки, удерживая ее обеими руками, делают попытки есть ложкой, ставят один предмет на другой, нанизывают кольца на стержень. Во-вторых, к концу первого и началу второго года он начинает ходить при поддержке; · на втором году жизни у детей появляется способность к бегу, перешагиванию через предметы, самостоятельному подъему по лестнице. Именно в этом возрасте обнаруживаются элементы «полёта» (прыжки в длину); · на третьем году жизни ребенок начинает подпрыгивать на месте; · в возрасте 3 - 5 лет появляется игровая деятельность, что способствует развитию высшей нервной деятельности, тренировке памяти; · в 4—5 лет ему доступны разнообразные и сложные движения: бег, прыжки, катание на коньках, гимнастические, акробатические упражнения; · в возрасте 6 лет завершается один из узловых этапов в развитии двигательного анализатора: улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов и усиливается концентрация нервных процессов; · наиболее высокий темп динамики точности и частоты воспроизводимых движений наблюдается с 7 до 10 лет, что связано с двигательной активностью, интенсивным созреванием кинестетического анализатора, формированием систем корково-подкорковых и внутрикортикальных проводящих путей и функциональных связей между двигательными и ассоциативными областями коры больших полушарий головного мозга; · к 13—14 годам скорость однократного движения значительно возрастает. В дальнейшем темп увеличения скорости движения замедляется и к 16-17 годам даже несколько снижается. Затем в большинстве групп мышц скорость однократного движения вновь увеличивается и достигает наибольшей величины к 20 – 30 годам.
Практическая часть: Задание 1.Определите основные соматометрические показатели, результаты измерений занесите в тетрадь в виде протокола. Дата обследования: Число полных лет на момент обследования:
Задание 2.Постройте профиль физического развития. Пользуясь таблицей 1 статистических показателей физического развития, составьте протокол по форме:
σ св = Р-М σ
где М - средние арифметические показатели в зависимости от пола и возраста; σ - среднее квадратическое отклонение (численное значение σ берется из таблицы 1, оно различно для каждого из 5 показателей: рост, вес, ОГК и т.д.); σ св - свое значение ; Р - измерения ( 1 занятие). Таблица 1 ПОКАЗАТЕЛИ физического развития школьников г. Вологды МАЛЬЧИКИ
ДЕВОЧКИ
Задание 3.Постройте масштабную сетку в соответствии с М и σ.
Занесите в данную сетку результаты собственных измерений, отметив их точками. Проанализируйте полученный профиль вашего физического развития по двум направлениям. а) уровень физического развития: · низкий (если профиль умещается в интервале от - 2 σ и ниже); · ниже среднего (если профиль умещается в интервале от - σ до - 2 σ); · средний (если профиль умещается в интервале от - σ до + σ); · выше среднего (если профиль умещается в интервале от + σ до + 2 σ); · высокий (если профиль умещается в интервале от + 2 σ и выше). б) степень пропорциональности: · физическое развитие пропорциональное (амплитуда профиля по горизонтали укладывается в интервале 1,5 σ); · физическое развитие непропорциональное (амплитуда профиля по горизонтали более 1,5 σ).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |