Лабораторное занятие № 8
Тема: Оценка основного и суточного обмена. Цели: 1.Закрепить теоретические знания о возрастных особенностях обмена веществ и энергии. 2. Овладеть методикой определения суточного расхода энергии с помощью хронометражно - табличного метода. Оборудование:таблицы энергозатрат при различных видах деятельности, калькулятор, секундомер. В организме все процессы обмена веществ сопровождаются превращением химической энергии пищевых веществ в другие виды энергии – тепловую, механическую, электрическую, которые являются результатом деятельности клеток организма. Количественным выражением энергетических затрат организма служит количество образующего тепла. Энергия, освобождающаяся при окислении питательных веществ, выделяется в неодинаковом количестве. При окислении 1г белка - 4,1 ккал, 1г жира – 9,3 ккал и 1г углевода – 4,1 ккал. Следовательно, вся энергия, освобождающаяся в организме, может быть определена и измерена в калориях или джоулях (1 ккал = 4,184 кДж). Энергетический баланс- энергетический обмен организма со средой, при котором величина поступившей в организм энергии и энерготраты организма равны. С учетом усвоения пищи (в среднем она усваивается на 90%), ее калорийность должна превосходить суточные энерготраты организма (величину общего обмена) не более чем на 10%, иначе происходит накопление резервного жира (в год 5,4 – 10,8 кг). Общий обмен = Основной обмен + Энергозатраты на все виды деятельности + Специфическое динамическое действие пищи. Общий обмен - количество энергии, затраченное организмом в сутки. Основной обмен - минимальное количество энергии, необходимое для поддержания нормальной жизнедеятельности организма в состоянии полного покоя, через 12 часов после еды, лежа, при температуре 20-22С. Его чаще рассчитывают по отношению к «стандартному» мужчине (возраст 30 лет, масса тела 65 кг) или «стандартной» женщине (возраст 30 лет, масса тела 55 кг). Величина основного обмена зависит от возраста (у маленьких детей он на единицу массы тела в 1,3 – 1,5 раза выше, чем у взрослых). В среднем при основном обмене затрачивается около 1 ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. У людей, постоянно испытывающих физические нагрузки, он повышается на 30%. Основной обмен можно рассчитать по формуле: ОО = 7,4 х В(кг) + 428 х Р(м) + 217 Специфическое динамическое действие пищи - энергия, затраченная на механическое и химическое расщепление пищи (выработка ферментов, перистальтика и т.д.). Составляет 10% от основного обмена. Расщепление белков увеличивает интенсивность основного обмена на 30 – 40%. Прием с пищей жиров повышает ОО на 4 – 14%, углеводов – на 4 – 7%. При смешанном питании и оптимальном количестве потребляемых пищевых веществ он повышается на 10 – 15%. Ход работы Задание 1. Определите суточный расход энергии с помощью хронометражно - табличного метода. 1. Подготовьте рабочую таблицу 8. 2. Проведите хронометраж дня и определите время выполнения различных видов деятельности. 3. Найдите в таблице 9 для каждого вида деятельности соответствующие данные энерготраты, которые указываются как суммарная величина расхода энергии в ккал за 1 мин на 1кг веса тела. Если в таблице тот или иной вид деятельности неуказан, то следует пользоваться данными, относящимися к близкой по характеру деятельности. 4. Вычислите расход энергии при выполнении определенной деятельности за указанное время, для чего умножьте величину энергетических трат при данном виде деятельности на время ее выполнения. 5. Вычислите суточный расход энергии человека, для чего величину суточного расхода энергии на 1 кг веса тела умножьте на вес тела и к полученной величине прибавьте 15% с целью покрытия неучтенных энерготрат.
Таблица 8
Таблица 9
Приложение I
Таблица 11 Вес продуктов
Приложение II Таблица 12
Вес продуктов
Приложение III
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |