Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регулирование заработной платы социально-партнерскими соглашениями



2016-09-17 366 Обсуждений (0)
Регулирование заработной платы социально-партнерскими соглашениями 0.00 из 5.00 0 оценок





Звеном в механизме регулирования величины заработной платы является система социального партнерства. Система социального партнерства регламентируется нормами главы 7 Трудового кодекса РФ[11]. В соответствии с ними установлены правила регулирования отношений между работниками и работодателями, что имеет большое значение в условиях, где действует стихия рынка. Взаимодействие на основе социального партнерства социального мира и сплоченности нации, роста доходов бюджета, высокой конкурентоспособности национальной экономики - называется трипартизмом. Оно основывается на следующей модели взаимодействия: работодатели - профсоюзы - государство. Трипартизм реализуется на трех уровнях: центральном, отраслевом (региональном), низовом (предприятии). Это обеспечивает сочетание макро- и микроэкономических уровней партнерства, выравнивание условий конкуренции.

На общегосударственном, региональном, территориальном, межотраслевом и отраслевом уровнях в процессах согласования интересов участвуют представители трех сторон: работодателей, работников и органов исполнительной власти. Документ, вырабатываемый в результате таких переговоров, называют соглашением. На федеральном уровне заключается генеральное соглашение. Этот документ обеспечивает экономическую сбалансированность интересов общества в целом. Правительство России, объединенные профсоюзы и объединения работодателей ежегодно достигают соглашения по проблемам занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики. Частью IIГенерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы[12]будут разработаны и подготовлены к реализации меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения.В этих целях Стороны обязуются:

а) обеспечить:

- увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;

- доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

- доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

- доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе;

- повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программупоэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

- повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

- установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

- повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;

- реализации "дорожных карт" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения и социального обслуживания населения, культуры, образования и науки, в части оплаты труда работников.

На уровне отрасли заключаются отраслевые тарифные соглашения, участниками которых являются руководство отрасли и отраслевые независимые профсоюзы. В качестве примера отраслевого соглашения можно привести Отраслевое соглашение по организации нефтяной и газовой промышленности[13], которым закрепляются основные гарантии работников в сфере труда, а также детально определяются размеры доплат за работу в ночное время. Так, пунктом 3.6 Соглашения предусмотрено, что доплата за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) производится в размере 40 % часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, а работникам охраны - 35%.

Именно в рамках тарифного соглашения определяются уровни оплаты труда всех категорий работающих в той или иной отрасли. При этом основным ограничителем размера оплаты труда является размер бюджета организаций и возможности формирования средств на оплату труда в организациях. Региональные соглашения призваны учесть специфику уровня жизни и ситуации на рынке труда в конкретных регионах. Особенно важной является разработка таких соглашений для депрессивных регионов. Так, например, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на сегодняшний день действует Региональное трехстороннее соглашение о минимальном размере оплаты труда[14]. Это соглашение было призваноустановить с 01 декабря 2013 года размер минимальной заработной платы, равный минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Этим соглашением устанавливаются основные гарантии работникам в сфере оплаты труда, а также определяются источники обеспечения минимальной заработной платы. Кроме того, в рассматриваемом соглашении подробно расписан порядок применения к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки, что можно определить, как особенность данного соглашения.

Но, состоящая из трёх звеньев « Генеральное соглашение – Отраслевое соглашение – Региональное соглашение», отражённая нами система соглашений является неполной. Существуют такие соглашения и на муниципальном уровне. К примеру, с 12 марта 2013 года на территории города Нефтеюганска действует трёхстороннее соглашение между органами местного самоуправления муниципального образования город Нефтеюганск, Нефтеюганским территориаль­ным объединением работодателей, Нефтеюганским территориальным объединением организаций профсоюзов на 2013-2015 год[15]. В рамках этого соглашения стороны определяют приоритетные направления проведения политики в области оплаты труда, а так же этим соглашением формируется круг полномочий и обязанностей сторон в области осуществления политики по оплате труда работников. В рамках Соглашения стороны совместно гарантируют соблюдение основных прав работников в сфере труда. Этим же соглашением установлено, что работодатели гарантируют производить оплату районного коэффициента в размере 1,7, равно как и выплачивать районный коэффициент в размере 1,7 работающим вахтовым методом.

По сфере действия соглашения шире коллективных договоров, так как максимальная сфера распространения последних - организация в целом или индивидуальный предприниматель, и по юридической силе соглашения также преобладают над социально-партнерскими актами локального уровня (коллективными договорами).

Большое количество нарушений этого правила подтверждается материалами судебной практики, что свидетельствует о необходимости четкого закрепления нормы о соответствии коллективных договоров соглашениям.

Приведем пример. Д. обратился с иском о защите трудовых прав и взыскании недоначисленной заработной платы. В обоснование заявленных требований указал, что состоял в трудовых правоотношениях с МУП, где работал уборщиком улиц. Согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы [16]базовая месячная тарифная ставка I разряда установлена в размере 4375 руб. Ответчиком начислялась и выплачивалась истцам заработная плата исходя из тарифной ставки I разряда в размере 3519 руб. Истец просил обязать ответчика установить с 01.01.2009 месячную тарифную ставку рабочих I разряда в размере 4375 руб. и взыскать недоначисленную заработную плату за период с 01.01.2009 по 01.11.2009, а также признать недействительным п. 1 Приказа от 28.05.2008 N 182-к как несоответствующий тарифному соглашению.

Представители ответчика иск не признали. Суду пояснили, что согласно п. 3.2 коллективного договора минимальная месячная тарифная ставка рабочих основных профессий I разряда устанавливается в размере не ниже принятой Отраслевым тарифным соглашениемпо жилищно-коммунальному хозяйству и составляет 4375 руб. Однако в связи с нестабильным финансово-экономическим состоянием предприятия начисление и выплата заработной платы с 01.01.2009 производилась исходя из тарифной ставки I разряда в размере 3519 руб. Кроме того, 24.11.2009 на предприятии было проведено собрание трудового коллектива, на котором было принято решение о приостановлении с 01.01.2009 по 31.12.2009 действия условий п. 3.2 коллективного договора. Согласно дополнительному соглашению к коллективному договору начисление заработной платы производится в соответствии с нормами действующего трудового законодательства и без учета норм Отраслевого соглашения.

Решением суда иск удовлетворен. В кассационной жалобе представитель ответчика просит решение отменить.

Система социального партнерства помимо законодательно установленных юридических норм и правил имеет в своей основе и некоторые объективные экономические закономерности. В процессе переговоров при подготовке к заключению тарифных соглашений и согласовании интересов работодателей и наемных работников по вопросам оплаты труда уровень заработной платы как цены труда имеет следующие ограничения по минимальной и максимальной величинам. С одной стороны, наемные работники объективно не могут дать согласие на величину заработной платы, которая будет меньше прожиточного минимума, необходимого для собственного воспроизводства и воспроизводства (содержания) своей семьи. С другой стороны, если издержки производства вследствие высокого уровня заработной платы окажутся равными или будут выше рыночной цены товара (услуги), то этому производству будет грозить банкротство, в результате которого производство прекратится.

Величина минимальной заработной платы с учетом доплат, надбавок и премий должна быть равна величине прожиточного минимума работника и неработающих членов его семьи. Это и будет объективным экономическим критерием при согласовании размеров заработной платы в процессе ведения переговоров и заключения тарифных соглашений.

 



2016-09-17 366 Обсуждений (0)
Регулирование заработной платы социально-партнерскими соглашениями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регулирование заработной платы социально-партнерскими соглашениями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)