Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины созависимости у взрослых



2016-09-16 387 Обсуждений (0)
Причины созависимости у взрослых 0.00 из 5.00 0 оценок




С момента рождения до двух-трех лет ребенок завершает решение ряда задач своего развития. Наиболее важной психологической задачей развития в этот период является установление доверия между матерью и ребенком. Если установление базового доверия или связи завершилось успешно, то ребенок чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы заняться исследованием внешнего мира и в последующем, в возрасте двух-трех лет, завершить свое так называемое второе, или психологическое рождение. Психологическое рождение происходит тогда, когда ребенок научается быть психологически независимым от своей матери. Важным навыком, который приобретает ребенок при успешном завершении данной стадии развития, является умение полагаться на свою внутреннюю силу, то есть заявлять о себе, а не ожидать, что кто-то другой будет управлять его поведением. У ребенка развивается ощущение своего “Я”, которое дает ему возможность научиться брать на себя ответственность за свои действия, делиться, взаимодействовать и сдерживать агрессию, адекватно относиться к авторитету других, выражать свои чувства словами и эффективно справляться со страхом и тревогой. Если эта стадия не завершена до конца, ребенок становится психологически зависимым от других и не имеет своего четко ощущаемого “Я”, которое выделяло бы его среди других.

Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают взаимоотношения друг с другом. В такие взаимоотношения каждый вносит часть того, что необходимо ему для создания психологически завершенной или независимой личности. Поскольку ни один из них не может чувствовать и действовать совершенно независимо от другого, у них возникает тенденция держаться друг за друга, как приклеенные. В результате внимание каждого оказывается сосредоточенным на личности другого, а не на самом себе. Взаимоотношения не могут быть прочными, потому что они всегда сосредоточены на другом человеке и на том, что может случиться. Это ведет к тому, что такие люди пытаются установить контроль друг над другом, обвинять в своих проблемах друг друга, а также надеяться, что другой будет вести себя именно так, как хотел бы его партнер. В таких случаях люди не сосредоточивают внимание на своих внутренних ощущениях и саморазвитии. Фокус всегда находится вовне, а не внутри.

В данной книге мы представляем совершенно новую систему понимания причин созависимости, которое коренным образом отличается от принятых в настоящее время. Мы называем наш подход “эволюционным”, в противоположность популярному медицинскому подходу, который рассматривает созависимость как первичное заболевание, определяет его как нечто постоянное, наследственное, прогрессирующее и не поддающееся терапии. Мы полагаем, что созависимость — это приобретенное расстройство, являющееся результатом остановки (задержки) развития или связанное с развитием “прилипания”, которое можно вылечить.

Мы полагаем, что созависимость — это приобретенное расстройство, являющееся результатом остановки (задержки) развития или связанное с развитием “прилипания”, которое можно вылечить. В процессе вы­здоровления тем, у кого есть симптомы созависимости, необходимо:

1. Понять эволюционные причины развития своей болезни.

2. Устранить препятствия, которые привели их к “приклеиванию”.

3. Лучше познать себя и свои возможные реакции в различных ситуациях, чтобы можно было чувствовать себя более свободно и делать лучший выбор.

4. Приобрести навык эффективного управления собственной жизнью.

5. Достигать все более высоких уровней эффективности человеческой деятельности.

Действительно же важным является то, чувствуете ли вы себя свободным на самом деле. Чувствуете ли вы, что относительно свободно управляете собственной жизнью или кто-то другой в значительной степени управляет вашей жизнью?

Существует два наиболее распространенных определения свободы:

1. Свобода от какого-либо рода рабства.

2. Свобода собственно от самой свободы, когда свобода рассматривается как иллюзия, на самом деле не существующая.

Третье определение свободы зиждется на эволюционном подходе и включает в себя привлечение самоосознания. Мы считаем, что истинная свобода приходит изнутри, а не извне. Истинной свободы нельзя достичь, сосредоточиваясь на социальных “бедствиях” вокруг себя. Чтобы быть свободным, вам необходимо сосредоточиться также на психологических бедствиях, которые находятся внутри вас. Узнавая больше о своем внутреннем “Я” и причинах, которые обусловливают ваши реакции в определенных ситуациях, вы сможете постепенно вырабатывать у себя чувство господства над силами, которые как бы руководят вами и мешают чувствовать себя свободным. Чем больше вы будете узнавать о своих внутренних психологических основах и сознательно управлять своим поведением, тем большую свободу вы испытаете в своей жизни.

 

 

Многим людям стоит большого труда измениться. Одна из причин этого заключается в том, что многие культурные традиции и социальная практика поддерживают сохранение созависимостей. По мере того, как будут изменяться люди, изменятся и наши культурные установки и убеждения. Мы больше не будем так ограниченно рассматривать поведение человека.

 

Питер Рассел в своей книге “Глобальный мозг” (1983) предсказывает, что за Эрой Информации последует Эра Сознания. “Это будет время адекватного удовлетворения потребностей в пище, материальных благах и информации, когда основной упор человеческой активности сможет сместиться на исследование наших внутренних границ. Самосовершенствование станет нашей главной целью”.

 

К основным симптомам созависимости относятся:

· ощущение своей зависимости от людей;

· ощущение пребывания в ловушке унижающих вас, контролирующих взаимоотношений;

· низкая самооценка;

· потребность в постоянном одобрении и поддержке со стороны других, чтобы чувствовать, что у вас все идет хорошо;

· ощущение своего бессилия что-либо изменить в деструктивных отношениях;

· потребность в алкоголе, пище, работе, сексе или в каких-либо других внешних стимуляторах для отвлечения от своих переживаний;

· неопределенность психологических границ;

· ощущение себя в роли мученика;

· ощущение себя в роли шута;

· неспособность испытывать чувство истинной близости и любви.

Данный подход основывается на следующих предпосылках о причинах и лечении созависимости:

· Это не первичная болезнь. Это расстройство, которое возникает вследствие незавершенности важных стадий развития в раннем детстве. Главная стадия, которую часто называют психологическим рождением, должна быть завершена примерно к двум-трем годам. Однако у 98% населения она не завершается вовремя. Поскольку в свое время родители также не завершили эту стадию развития, они не могут помочь своим детям, даже наоборот, могут подсознательно сопротивляться попыткам своих детей пройти до конца эту важную стадию.

· Это явление культуры. В связи со всепроникающей природой данной проблемы всю нашу культуру можно назвать созависимой. Если взглянуть на эту проблему в перспективе культуры, то становится понятно, что все основные институты нашего общества базируются на зависимом поведении. Социальная структура, созданная нами, действительно может оставаться созависимой, если такое поведение будет сохраняться в дальнейшем у большей части населения. Современная история большинства построенных таким образом обществ показывает, что определенные группы занимают более высокое положение по сравнению с другими, например, мужчины стоят выше женщин, а управляющий персонал — выше работающих. Наличие более сильной группы, контролирующей ресурсы, создает предпосылки для возникновения и поддержания созависимых отношений. Однако, если люди начнут менять свои созависимые модели, возникнут изменения и в более крупных социальных структурах.

· Модели созависимости продолжают возобновляться. Если данная стадия развития не завершается вовремя, она тянет за собой ненужный багаж, который тормозит развитие ребенка на последующих стадиях. А если эта стадия не завершается в детстве позднее или в юности, она переносится во взрослую жизнь человека, разрушая ее. Естественный способ научения человека заключается в многократном повторении того, что мы пытаемся выучить, до тех пор, пока это не будет выучено. В этом кроется причина повторения моделей созависимости.

· Это прогрессирующий процесс исцеления. Созависимость, со всеми ее дисфункциональными симптомами, в действительности является прогрессирующим процессом излечения. В каждом из нас заложен природный стимул к излечению и завершению. Нам просто необходимо кооперироваться в этом процессе излечения, чтобы заставить его работать.

· Определенные средства и понимание со стороны других необходимы для выздоровления. Когда люди понимают основные причины созависимости, имеют в своем распоряжении необходимые средства и получают поддержку, в которой нуждаются, они могут излечиться и устранить отрицательное влияние созависимости на свою жизнь.

· Необходим систематический подход к излечению. Поскольку все части нашей социальной системы поддерживают созависимость, необходимо использовать как систематический, так и индивидуальный подход к ее лечению. Терапия, проводимая с супружескими парами, семьями и в группах, может эффективно помогать людям “разрывать” созависимость.

· В этом никто не виноват. Созависимость возникает между двумя и более лицами. Следовательно, нельзя ставить в вину одному из нас то, что он создал созависимые взаимоотношения.

На основании сказанного созависимость определяется как психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве — стадии установления психологической автономии. Психологическая автономия необходима для развития собственного “Я”, отдельного от родителей. Маргарет Малер и ее соавторами (1968) было проведено широкое исследование, результаты которого помогают нам лучше понять процесс развития, способствующий успешному продвижению ребенка от психологического единства после рождения к психологической автономии в возрасте двух-трех лет.

Они установили, что люди, у которых эта стадия развития завершается успешно, в дальнейшем не зависят от людей или вещей, находящихся вовне, которые управляли бы ими. У них существует целостное внутреннее ощущение своей уникальности и четкое представление о своем “Я” и о том, кто они есть. Они могут находиться в близких отношениях с другими людьми, не опасаясь потерять себя как личность. Они могут эффективно удовлетворять все свои потребности, обращаясь непосредственно к другим лицам, если им необходима помощь. И наконец, они не теряют общего позитивного представления о самом себе, когда окружающие их критикуют. Малер также установила, что незавершенность этой жизненно важной стадии может лишить человека полноты ощущений всех его человеческих качеств и заставить вести очень замкнутую жизнь, в которой будет преобладать страх, неискреннее поведение и зависимости.

По мнению М. Малер, для того чтобы процесс развития психологической автономности человека завершился успешно, нужно, чтобы оба его родителя были достаточно грамотны и каждый из них имел хорошо развитую психологическою автономность, чтобы помочь ребенку отделиться. Для того чтобы ребенок смог успешно пройти второе рождение, родителям необходимо:

· иметь надежную связь с ребенком;

· воспринимать ребенка таким, какой он (она) есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть;

· не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать эти чувства, а также потребности ребенка в их раскрытии;

· помогать и поощрять действия ребенка, направленные на здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом “да” в два раза чаще, чем словом “нет”;

· обеспечить безопасность непосредственного окружения, для того чтобы ребенок мог эффективно познавать окружающий мир, позволить ему исследовать этот мир;

· поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий в соответствии с возрастом ребенка;

· быть способным выразить понимание, поддержку и обеспечить воспитание, когда ребенку это понадобится;

· демонстрировать эффективную психологическую независимость, спрашивая ребенка прямо, чего он хочет, открыто выражая ему собственные чувства, определяя и прямо указывая на то, чего вы добиваетесь; быть примером для ребенка;

· определять, что вы запрещаете делать ребенку, и прямо говорить, почему, а не прибегать к силовым методам. Опыт показывает, что маленькие дети обучаются правильному поведению, наблюдая за поведением окружающих людей.

Если внимательно посмотреть на основные характеристики созависимой личности, то можно обнаружить типичную модель поведения, более характерную для ребенка, чем для взрослого человека. Ниже приводится перечень общих характеристик созависимости. При чтении этого перечня отметьте те пункты, которые присущи вам. Отметьте также, сколько характеристик вы связываете с детьми двух-трех лет.

Если вы зависимы, то вы:

· неспособны отличить свои мысли и чувства от мыслей и чувств других (вы думаете и испытываете ответственность за других людей);

· ищете внимания и одобрения других, чтобы чувствовать себя хорошо;

· ощущаете беспокойство или вину, когда у других “есть про­блемы”;

· делаете все, чтобы угодить другим, даже когда вам этого не хочется;

· не знаете, чего вы хотите или в чем нуждаетесь;

· возлагаете на других определение ваших желаний и потреб­ностей;

· верите в то, что другим виднее, чем вам, что для вас лучше;

· злитесь или падаете духом, когда дела идут не так, как вам хотелось бы;

· концентрируете всю свою энергию на других людях и их счастье;

· пытаетесь доказать другим, что вы достаточно хороши, чтобы вас любить;

· не верите, что можете сами заботиться о себе;

· верите, что любому человеку можно доверять;

· идеализируете других и разочаровываетесь, когда они живут не так, как вы надеялись;

· хнычете или дуетесь, чтобы получить то, что хотите;

· чувствуете, что другие вас не ценят и не замечают;

· вините себя, когда дела идут плохо;

· думаете, что вы не достаточно хороши;

· испытываете страх быть отвергнутым (отвергнутой) другими;

· живете так, как будто вы — жертва обстоятельств;

· боитесь ошибиться;

· желаете больше нравиться другим и хотите, чтобы они вас больше любили;

· пытаетесь не предъявлять требований к другим;

· боитесь выразить свои истинные чувства из страха быть отвер­гнутым;

· позволяете другим обижать вас, не пытаетесь защитить себя;

· не доверяете себе и принятым вами решениям;

· испытываете трудности наедине с собой;

· делаете вид, что с вами ничего плохого не происходит, даже если это не так;

· все время находите себе занятие, чтобы отвлечься от мыслей;

· ничего ни от кого не хотите;

· видите все или в черном, или белом свете — для вас или все хорошо, или все плохо;

· лжете, чтобы защитить или выгородить людей, которых вы лю­бите;

· испытываете сильный испуг, обиду или злость, но пытаетесь не показывать этого;

· находите, что быть близким с другими трудно;

· полагаете, что спонтанно развлекаться и действовать трудно;

· постоянно ощущаете беспокойство, не зная почему;

· чувствуете себя вынужденным работать, есть, пить или заниматься сексом даже тогда, когда это вам не доставляет никакого удовольствия;

· беспокоитесь, что вас могут бросить;

· чувствуете себя погрязшим во взаимоотношениях;

· чувствуете, что вам нужно принуждать, манипулировать, просить или подкупать других, чтобы получить то, чего вы хотите;

· плачете, чтобы получить то, чего вы хотите;

· чувствуете, что вы руководствуетесь чувствами других;

· боитесь собственного гнева;

· чувствуете себя бессильным изменить свое положение или добиться изменений в себе;

· думаете, что кто-то должен изменился, для того чтобы изменились вы сами.

Кто-то однажды сказал: вы узнаете о том, что вы зависимый человек, тогда, когда, умирая, обнаружите, что перед вами промелькнет не ваша собственная, а чья-то чужая жизнь. Характеристики созависимости отражают внешний взгляд на жизнь как на какое-то важное русло. Созависимость во взаимоотношениях имеет место тогда, когда два человека, ища друг в друге то, что, как они чувствуют, отсутствует в них самих, сходятся вместе, чтобы образовать одну целостную личность. Каждый из них чувствует, что не в состоянии полностью реализовать свои возможности без помощи другого. Это как раз то, что мешает личностному росту и развитию. Со временем один из двух — тот, который взрослеет, — устает от далеко не святого союза и пытается изменить положение вещей. Отсутствие информации о причинах созависимости или средствах психологической поддержки, необходимых для разрушения данной модели, как правило, приводит такого человека к неудаче, и он снова попадает в созависимую связь.

 



2016-09-16 387 Обсуждений (0)
Причины созависимости у взрослых 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины созависимости у взрослых

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)