Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Шаг 4. Не считать свое Я всегда правым



2016-09-16 369 Обсуждений (0)
Шаг 4. Не считать свое Я всегда правым 0.00 из 5.00 0 оценок




Иногда Я знает, как будет лучше, что нужно делать, как быть, но тело и чувства сопротивляются, не подчиняются, не поддаются. От этого может быть злость на себя, отвержение и гнев.

Но важно понять, что Я не всегда право. Оно может заблуждаться в своей оценке, что правильно, что нет, что полезно, что вредно. Как мать может навязывать дочке танцы, тогда как та хочет играть в теннис, и тяга дочки вернее показывает, к чему у нее есть склонность, а мать руководствуется своими личными амбициями, своими установками и шаблонами (девочка должна танцевать), так и наше Я очень часто ошибается. Мы хотим навязать себе что-то, а изнутри идет сопротивление. Злости не будет, если признавать, что иногда наши чувства бывают правы намного больше, чем наш рассудок.

Да, нередко это лень, привычка, даже аддикция, инертность, и нужно себя понемногу перестраивать и направлять на верный путь. Но во-первых, делать эту нужно аккуратно и деликатно, а во-вторых, всегда лучше допускать мысль о том, что верный путь, может быть, не так уж и верен. Тогда и злиться на себя будет не за что, появится больше внимательного отношения и доверия.

Шаг 5. Сохранять руководство Я.

Но и в другую крайность нельзя ударяться. Нельзя считать себя совсем суверенным, никак с Я не связанным, никак ему не подчиняющимся и совершенно независимым существом. В этом случае тоже не будет любви.

Любить можно лишь то, в чем ты участвуешь, на что ты можешь влиять, с чем ты соотносишься, к чему ты причастен. Если мать будет считать дочку совершенно отдельной и чужой, в отношении к ней появится холод и безразличие. Поэтому к себе нужно относиться горячо и неравнодушно. Помните, что ваше Я на себя все-таки очень влияет, вы можете себя менять, постепенно, с любовью, но верно. Вы можете лепить себя, особенно, если будете с любовью относиться к материалу, видеть его сильные стороны, использовать их.

Не давите на себя, но и не выпускайте из рук, иначе потеряетесь, заблудитесь, вас поймает кто-то другой и подчинит своей воле. Будьте на страже своего счастья и благополучия, просто не переоценивайте свое Я. Чтобы оно стало настоящим руководителем - сильным и умным, Я еще нужно построить и укрепить. Чем крепче Я, то есть эго, тем больше у него возможностей как у руководителя. Но без любви к себе руководить не получится, ты не поймешь себя и не услышишь, не образуется горячая тесная связь.

(С) Марина Комиссарова

Статья отсюда: http://evo-lutio.livejournal.com/198939.html

 

 

Локус контроля

Джулиан Роттер ввел понятие "локус контроля", который представляет собой "локализацию, местоположение" источника контроля человека над его ситуацией, над процессом достижения целей. Лоекс контроля может находиться либо внутри человека, либо среди внешних факторов, от самого человека не зависящих. Иными словами, достижение успеха будет либо прерогативой самого человека, либо случайным результатом стечения обстоятельств и влияния СУДЬБЫ.

Человек с авторской жизненной позицией имеет так называемый „внутренний локус контроля“ – то есть принимает решения сам, активно. Внутренний локус контроля отражает склонность человека к тому, чтобы приписывать результаты своей деятельности внутренним факторам, то есть собственным навыкам, умениям, знаниям, усилиям. Именно собственное ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ, свой СВОБОДНЫЙ поступок такой человек считает ПРИЧИНОЙ того или иного результата на пути движения к поставленной ЦЕЛИ. То есть человек принимает на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свой поступок и за его последствия.

Ясно, что такие люди больше подвержены ТРЕВОГЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. В то же время они могут быть подвержены и ТРЕВОГЕ ВИНЫ, проявляющейся в тех случаях, когда происходящие события не могут зависеть от активности человека. Это объясняется тем, что люди с внутренним локусом контроля склонны к взятию на себя ответственности и в случае неудачи, приписывая ее (нередко совершенно неоправданно) своим просчетам или ошибкам.

Согласно Д.А.Леонтьеву, человек с внутренним локусом контроля "выглядит более решительным, практичным, уверенным в своей способности контролировать события собственной жизни, он ориентирован в своих мотивационных устремлениях на ситуацию «здесь-и-теперь»". Внутренний локус контроля определяет ощущение ОСМЫСЛЕННОСТИ жизни в связи с убежденностью человека в возможности контрлировать свою жизнь и ее обстоятельства, а также отражает "ВЕРУ в собственную способность осуществлять такой контроль".

Людей с преобладанием внутреннего локуса контроля отличает реалистичная САМООЦЕНКА и более доброжелательное отношение к другим людям (лишенное неоправданной подозрительности). Это делает таких людей более общительными и открытыми для партнерства, способными адекватно адаптироваться в группу, разделяя групповую ответственность на основе самоопределения и личной ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Люди с внутренним локусом контроля активно действуют в ФОКУСЕ БЫТИЯ, решая задачи в "здесь и сейчас", не откладывая неоправданно на завтра то, что нужно сделать сегодня. Подобные люди менее склонны к неоправданным страхам, они менее тревожны и менее подозоительны в отношение окружающих их людей (в частности, в меньшей степени подвержены ТРЕВОГЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ и ТРЕВОГЕ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ). В то же время, им свойственны виды тревоги, которые связаны с ограничениями (в частности, ТРЕВОГА ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ или ТРЕВОГА ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ, рассматриваемая здесь ТРЕВОГА ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ).

Что касается собственного здоровья, то, как отметил Д. Майерс, люди с внутренним локусом контроля, склонные к ощущению своей силы и возможности контролировать свою жизнь, способствует здоровью и выживанию. Это связано с тем, что, как установили Стрикланд и Вэлстоун, интерналы (люди с внутренним локусом контроля) "с большей вероятностью, чем экстерналы будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья, в большей степени, чем экстерналы, предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу».

Показано, что люди с преобладанием в зрелом возрасте внутреннего локуса контроля поощрялись в детстве родителями, если следили за своим здоровьем. Р. Ло утверждает, что "в результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии».


***


Человек нерешительный может “не видеть”, что именно он – автор своей судьбы (что бы он ни предпринимал в своей жизни). Ему свойственно видеть „контролирующую и управляющую инстанцию“ вне самого себя (внешний локус контроля) и вести себя пассивно.

Люди с внешним локусом контроля (экстерналы) чаще склонны откладывать на неопределенное будущее то, что должно и может быть сделано сейчас. Причина здесь в том, что они больше подвержены ТРЕВОГЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ и ТРЕВОГЕ СВОБОДЫ). Они больше сомневаются в себе, в своих силах, их самооценка и самоуважение чаще занижены. Они более склонны к ожиданию подвоха со стороны других, мира или СУДЬБЫ (в частности, ТРЕВОГА НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ и ТРЕВОГА ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ).

ТРЕВОГА ВИНЫ (чаще индуцированная другими людьми) также свойствена таким людям, но, в отличие от людей с внутренним локусом контроля, ЧУВСТВО ВИНЫ будет, скорее, индуцированным другими в силу того, что человек, не привычный к осознанию своей силы и личной ответственности за подконтрольные ему события своей жизни, не в состоянии выстроить существенные защиты перед манипулятивными воздействиями со стороны и будет полагать, что он действительно виноват в том, в чем его обвиняют. Сюда же добавляются рассматриваемое в главе о ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТИ чувство вины за жестокое обхождение со своими "плохими" внутреннимми объектами, представляющими собой отдельные стороны реальных людей (такой человек с раннего детства приучается быть виноватым по отношению к этим людям, хотя реально он, чаще всего, не сдалал им ничего плохого).

Человек с внешним локусом контроля считает внешние факторы причиной всех происходящих с ним событий. Иными словами, от оказывается беспомощной игрушкой судьбы и жертвой обстоятельств. Он заранее отказывается от самостоятельных решений, передавая бразды „внешним силам“. Так формируется так называемая „НАУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ“ (Мартин Зелигман). Мы описали ее коротко в разделе, посвященном защитам от ТРЕВОГИ СВОБОДЫ.

К слову, синдром наученной беспомощности может также стать исходом болезней, которыми болеют экстерналы (люди в внешим локусом контроля). В сфере здоровья преобладание внешнего локуса контроля может служить одним из фаторов риска серьезных заболеваний. Люди с внешним локусом контроля склонны недооценивать свои возможности в плане укрепления или охраны своего здоровья: они считают себя и в этой части лишь жертвой случая.

Что касается здоровья психического, то тревожные и депрессивные расстройства у экстерналов выше, чем у интерналов. Более того, было показано, что уровень самоубийств в обществе тем выше, чем выше уровень экстернальности в обществе (то есть, чем больше людей в обществе склонны к внешнему локусу контроля).

Владимир Янкелевич, говоря о персональной ответственности человека за собственное СТАНОВЛЕНИЕ, за движение к образу будущего (он называет это обудуществлением), указывает на то, что отказ от этого (отказ от контроля над процессом обудуществления) есть проявление "больной" ВОЛИ и преступление против самого себя (против того времени, которое отпущено человеку):

"Склонная капитулировать воля заявляет, что дальше уже все зависит от судьбы, что бороться, протестовать и бунтовать уже бесполезно. Она принимает решение, что пришла пора отчаяния, и с места в карьер заявляет, что положение безвыходное. Откуда же дурной и слабой воле это известно? Кто ей об этом сказал?

Непознаваемое, невозможное, неизлечимое, социальное зло, нравственный грех — вот пять плохих оправданий дурной воли… Невозможное — то есть недоступное человеку — обычно сводится к тайной и подсознательной воле к поражению.

Решение не использовать возможности и шансы, которые дает обудуществление, — это настоящее убийство: это — убийство времени".


***


В заключение хотелось бы подчеркнуть, что интернальность и экстернальность не являются врожденными и неизменными чертами личности. Дж. Роттер показал, что каждый человек представляет собой некую смесь интернальности и экстернальности. Если в одних аспектах своей жизни человеку свойственно поведение, характерное для внешего локуса контроля, то в других он будет вести себя, как обладающий внутренним локусом контроля. Некоторым людям больше свойственна интернальность, другим - экстернальность. Многочсленными исследованиями также показано, что преобладание экстернальности или интернальности является результатом воспитания, подражания значимым персонам, социального научения или переучивания.

И, наконец, стоит подчеркнуть, что одним из важнейших умений человека следует считать его способность различать контролируемое и неконтролируемое. То есть его способность понимать, что он может реально сделать своими собственными руками, а что не поддастся никаким усилиям с его стороны, что он может изменить сам, а что изменится (или останется неизменным) независимо от него...

Другие статьи по ссылке: Защиты от тревоги и фундаментальные решения ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ Интенционально-познавательные Контроль

Статья отсюда: http://www.strah-i-trevoga.ru/articles/338-fundamentalnye-resheniya/fundamentalnye-resheniya/intentional/kontrol/609-lokus-kontrolya.html

 

Локус контроля (от лат. locus - место и controle - проверка) - теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера - . Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.

Локус контроля

locus of control) Термин "Л. к." служит для обозначения группы субъективных мнений или убеждений относительно связи между поведением и его последствиями в форме наград или наказаний. Более точная формулировка этих мнений о Л. к. звучит как противопоставление интернального и экстернального контроля подкрепления (И-Э). Когда конкретный чел. воспринимает подкрепления (и положительные, и отрицательные) как итог собственного поведения, своих усилий или своих относительно постоянных особенностей, перед нами пример интернальных убеждений. Экстернальные убеждения, напротив, связаны с восприятием подкрепления как следствия везения, счастливого случая, судьбы, вмешательства влиятельных людей или же просто непредсказуемого (в силу сложности) стечения обстоятельств. Разумеется, мнения людей о Л. к. (или об И-Э) не ограничиваются дихотомией, а представлены точками непрерывного континуума вдоль оси с полюсами, образованными интернальными и экстернальными убеждениями соответственно.

О понятии термина по ссылке: http://vocabulary.ru/termin/lokus-kontrolja.html

 

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется внешним локусом контроля (экстернальностью).

Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п.

«Локус контроля» называют также «локализацией контроля волевого усилия».

Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то, обладая внешней локализацией контроля, он возложит вину на внешние факторы (например, «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней — на внутренние (например, «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи», «этот предмет мне неинтересен» и т. п.).

Для определения локуса контроля используется опросник Роттера. Также о нём можно узнать из методики Розенцвейга.

Отсюда: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%81_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F

 

Локус контроля (от лат. locus — место, местоположение и франц. contrуle — проверка) — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний локус контроля). Понятие локуса контроля предложено американским психологом Д. Роттером.

Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения локуса контроля создан вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между локусом контроля и другими личностными характеристиками.

Показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью (идеальному Я (см. Я-идеал) всегда приписывается внутренний локус контроля).

Я-идеал  
Термин, используемый в психоанализе в качестве синонима Сверх-Я. Вместе с тем ряд комментаторов теории З. Фрейда считает, что следует различать Сверх-Я как результат изначальных раннедетских идентификаций с родителями и Я-идеал как результат более поздних идентификаций с гораздо более широким кругом лиц. Я-идеал представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно изменяться.  
Я-концепция  
Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция — целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание); эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой —стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Я-концепция — предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным, эмоциональное отношение к этим представлениям и убеждениям о себе, соответствующая поведенческая реакция) и др. Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Становление Я-концепции, будучи в конечном счете обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, — одно из важных условий воспитания сознательного члена общества. Я Понятие, выражающее результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою идентичность другим объектам. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности. Отсюда: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=477  

 

 

Локус контроля Роттера – это предвкушение того, в какой мере субъекты контролируют вознаграждение в своей жизни.

Выяснилось, что «принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения».

Внешний локус (экстернальная направленность) – присуще внешнее устремленное защитное поведение. Им необходима поддержка и одобрение.

Локус контроль – это слаженность поведенческих действий и их последствия.

А воспринимаемый контроль – это оценивание индивидуальной способности осуществлять такие действия, т.е. компетентность.

Слаженность – важнейшее условие психологического комфорта, удовлетворенности жизнью.

Индивид в жизни способен добиться гораздо большего, если он будет верить, что его судьба лежит в его руках.

Экстерналы стараются избегать ситуационных и эмоционально окрашенных объяснений действий. Им свойственно зависимое и конформное поведение. Они не представляют своего существования без общения, им легче работает под контролем и наблюдением. Они сильнее подвержены общественному влиянию, чем интерналы. Экстерналам же свойственны такие качества, как агрессивность, цинизм, подозрительность, авторитарность, беспринципность, тревожность, депрессивность, конформность и склонность к обману.

А интерналы не склонны к подавлению других и подчинению. Они выражают сопротивление в тех случаях, когда ими пытаются манипулировать или лишить части свободы. Им лучше функционировать в одиночестве и с наличием жизненно необходимых степеней свободы. Они отдают предпочтение в значительной осведомленности в задачах и в ситуациях. Интерналы будут сопротивляться постороннему влиянию, в тех случаях, когда появятся возможности, будут пытаться контролировать поведение окружающих. Они уверены в своем умении решать задачи, поэтому никогда не зависят от мнений других. Интерналы более последовательны в своем поведении.

Психологами установлена взаимосвязь между высоким уровнем интернальности и положительной самооценкой, значительным соотнесением образов Я-идеального и Я-реального.

Однако в мире практически не существует чистых интрналов и экстерналов. Каждый индивид содержит в себе хотя бы чуточку уверенности в своих способностях и собственных силах и доли психологической подчиненности от ситуаций.

Подробней (статья защищена от копирования): http://psihomed.com/lokus-kontrolya/

 

Локус контроля



2016-09-16 369 Обсуждений (0)
Шаг 4. Не считать свое Я всегда правым 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Шаг 4. Не считать свое Я всегда правым

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (369)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)