Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткая история развития служб кадров и трудоустройства



2016-09-16 1150 Обсуждений (0)
Краткая история развития служб кадров и трудоустройства 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел 5

История (Историческая справка выполнена научно-внедренческой фирмой 'Кадры" (г. Киев) развития кадровых служб, то есть подразделений, занимающихся комплектованием и учетом персонала, теряется в глубине веков. Например, первое упоминание о разрядном (Разряд — войсковая роспись ратных людей с обозначением занимаемых ими должностей приказе, ведавшем личным составом армии Русского государства - его комплектованием, учетом, денежным и поместными окладами), датируется 1478 г. На особых смотрах, проводимых приказом, определялась способность призываемых к воинской службе. Кроме военных функций приказ имел административные функции по делам личного состава государственного аппарата. Он назначал наместников, воевод, послов, судей, осуществлял суд над чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические дела и др.

История развития кадровых служб тесно связана с развитием служб организованного трудоустройства населения. Возникновение служб организованного трудоустройства в странах Западной Европы было обусловлено массовой безработицей. На первых порах они представляли собой совокупность органов трудового посредничества, осуществляемого профессиональными союзами и союзами предпринимателей. Позднее возникли государственные органы трудоустройства — биржи труда, агентства, конторы по трудоустройству. Во Франции, например, первая государственная биржа труда была создана в 1897 г., в Англии закон об организации правительственных бирж труда в го-Родах с числом жителей 25 тыс. и более был принят в 1909 г., в Царской России — в августе 1917 г.

Организация государственного распределения рабочей силы при советской власти началась с создания службы трудоустройства, основными звеньями которой по декрету Совнаркома являлись биржи труда. Они регистрировали всех граждан, ищу-

щих работу, и все свободные рабочие места; занимались социальным страхованием и выплатами пособий по безработице; оказывали посреднические услуги по найму; вели статистику трудовой конъюнктуры; издавали бюллетени о состоянии местного рынка труда и пр. Они создавались в населенных пунктах с числом жителей 20 тыс. и более, и наем предприятиями работников мог производиться только через биржи труда. Услужи бирж были бесплатными как для населения, так и для хозяйственных органов. 1

Ниже приводятся основные даты и периоды истории развития государственной службы трудоустройства в нашей стране:

декабрь 1918 г.— вводится трудовая повинность, закрепленная в первом Кодексе законов о труде, организация и проведение которой возлагаются на отделы учета и распределения рабочей силы, созданные на базе и взамен бирж труда. Введение трудовой повинности позволяло решать следующие задачи: обеспечение учета и контроля занятости населения; преодоление саботажа буржуазии путем привлечения ее к общественному труду; комплектование в кратчайшие сроки кадров важнейших предприятий, прежде всего оборонной промышленности;

1921—1925 гг.— массовый приток в города демобилизованных рабочих и крестьян, что способствовало росту безработицы (например, в 1922 г. насчитывалось 160 тыс. безработных, а в 1925 г. — уже 980 тыс.). В связи с этим в 1921 г. отделы по учету и распределению рабочей силы преобразовываются вновь в биржи труда, осуществляющие распределение уже не всего трудоспособного населения, а только безработных. Повышается роль профессиональной экспертизы граждан, рекомендаций с прежнего места работы, практических испытаний на производстве. Реформа бирж труда 1925 г. отменила порядок обязательного найма работников только через органы по трудоустройству, что позволило сократить число "мнимых" безработных, освободила биржи от значительной статистической работы и обеспечила условия для проведения более тщательного профессионального отбора. О достижении высокого качества посредничества бирж труда свидетельствует тот факт, что предприятия Москвы, например, не приняли в 1925 г. только 3—4% общего количества направленных биржами работников;

1926—1932 гг. — расширение сети бирж труда (в 1927 г. их число достигло 281). С 1929 г. при биржах создаются общеобразовательные курсы подростков, а внутри бирж — секции по

найму подростков. Стало шире практиковаться территориальное перераспределение безработных (только в 1927 г. в целом по стране было перемещено свыше 400 тыс. рабочих в трудовые регионы, нуждающиеся в дополнительных ресурсах);

1930 г. — полная ликвидация безработицы в СССР и создание первых отделов и управлений кадров. В соответствии с постановлением Наркомата труда СССР № 377 от 28 декабря 1930 г. биржи труда реорганизуются в управления кадров, на которые возлагаются снабжение народного хозяйства рабочей силой, а также планирование подготовки рабочих кадров и контроль за ней. Управления кадров организуются во всех промышленных районах, а в непромышленных — специальные органы по вербовке. Структура управлений кадров включала следующие подразделения (секции): планирования кадров; городского рынка труда; сезонного рынка труда; подготовки рабочей силы; профотбора, профконсультации и проверки квалификации. При управлениях кадров образуются советы по рынку труда, которые рассматривают и утверждают оперативные планы снабжения предприятий рабочей силой и планы ее подготовки, распределения специалистов между предприятиями, организованного привлечения рабочей силы из деревни и др. Снова вводится порядок обязательного найма рабочих и служащих через управления кадров при органах труда, за исключением некоторых категорий (работники аппарата управления, работники, обслуживающие денежные и товарные ценности, работники, приглашаемые на работу в порядке перевода, и некоторые другие);

1933 г. — в соответствии с решением ЦИК, СНК и ВЦСПС специальные государственные органы по управлению трудоустройством упраздняются. Наркомат труда СССР сливается с аппаратом ВЦСПС, и его обязанности возлагаются на профсоюзные органы. Организованными формами распределения и перераспределения рабочей силы стали заниматься только хозяйственные органы, что не могло не отразиться на эффективности использования трудовых ресурсов, поскольку эти вопросы рассматривались в отрыве от других аспектов трудовых отношений. На всех предприятиях и в организациях создаются бюро найма и увольнения работников — прообразы современных кадровых служб, которые выполняют функции по учету и комплектованию кадров;

1940 г. — обострение международной напряженности, в связи с чем принимаются решения о запрещении самовольного

ухода работников с предприятий и установлении порядка обязательного перевода с одних предприятий на другие по решению наркомов. В 1941 г. вводится трудовая повинность, а затем мобилизация трудоспособного населения для работы в оборонных отраслях промышленности. В этих целях создаются Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР и подчиненные ему бюро при Советах народных депутатов. Только в 1943 г. бюро по учету и распределению рабочей силы было мобилизовано 7,6 млн. человек, в том числе 1,3 млн. для постоянной работы в промышленности и строительстве;

1946—1953 гг. — вопросами подготовки рабочих, руководством организованного набора рабочей силы и трудоустройства населения занимается Министерство трудовых ресурсов, основной задачей которого являлось трудоустройство демобилизованных фронтовиков, а также населения, которое возвращайтесь в места своего довоенного проживания. После ликвидации этого министерства в 1953 г. вопросы перераспределения рабочей силы были рассредоточены между различными центральными и республиканскими органами государственного управления. Такое положение сохранялось до конца 60-х годов, когда в рамках республиканских государственных комитетов по использованию трудовых ресурсов (созданы в 1966 г.) была образована уже на иной правовой и организационной основе служба организованного трудоустройства;

1969—1970 гг. — в городах организованы бюро по трудоустройству и информации населения. Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы (создан в 1955 г.) преобразовывается во второй половине 70-х годов в союзно-республиканский Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам, при котором развиваются подразделения службы трудоустройства, осуществляющие свою деятельность на хозрасчетной основе. Как показали результаты работы этих подразделений, при организованном трудоустройстве в 1,3—1,5 раза повышается оперативность трудовых перемещений по сравнению с самостоятельным поступлением на работу, в 1,4—1,5 раза сокращается необоснованная сменяемость профессий работниками;

1987 г. — в соответствии с решением Пленума ЦК КПСС создается государственная служба по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, подразделения которой (центры в республиках, областях, крупных городах и бюро в

районах) действуют за счет отчислений исполкомов местных Советов народных депутатов и средств, поступающих от предприятий по договорам. Только службой трудоустройства Украинской ССР ежегодно устраивается на работу свыше 1 млн. граждан, перемещается в порядке организованного набора рабочих и сельскохозяйственного переселения семей свыше 20 тыс. человек.

Таким образом, органы по трудоустройству населения и кадровые службы предприятий и организаций на протяжении всей истории социалистического государства, сменяя и дополняя друг друга, занимались решением единой государственной задачи — обеспечением отраслей народного хозяйства необходимыми кадрами, а также реализацией права граждан на труд.

С развитием рыночных отношений в крупных городах, областных и районных центрах создаются биржи труда, службы (бюро) занятости населения, которые трудоустраивают и организуют переподготовку персонала.

В последние годы широкое распространение получили различные фирмы, специализирующиеся по проблемам подбора персонала и другим видам услуг. Все это существенно влияет на развитие кадровых служб, позволяет им совершенствовать свою деятельность.

 

Раздел 6

 



2016-09-16 1150 Обсуждений (0)
Краткая история развития служб кадров и трудоустройства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткая история развития служб кадров и трудоустройства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)