Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности современного радиовещания



2016-09-16 2668 Обсуждений (0)
Особенности современного радиовещания 4.75 из 5.00 4 оценки




Глава четвёртая

Электронные СМИ как источники информации

Современные электронные СМИ России.

Обратим внимание на работу других средств массовой информации. Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вещание глобальное и местное. Одна из главных тенденций сегодня - бурный рост местного радио благодаря удешевлению распространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи. Типология радио тоже существенно изменилась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне в таких городах как Москва или Нью-Йорк. По всей же России пока наблюдается существенная регионализация радио и его переход на местное вещание.

Местные российские станции уже обозначили своё присутствие на российском радиорынке и сейчас пытаются создать свои сети, даже общероссийские, Так действует в Москве радиостанция “Эхо Москвы”, которая так же, как и некоторые другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за её пределами.

Существенные изменения происходят и в типологии телевидения, хотя они в большей степени затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего надо отметить разделение труда между эфирным телевидением и кабельным. В России кабельное ТВ сосредоточено на сугубо местной аудитории. В Москве оно действует на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента - районные или квартальные местные новости, к которым иногда подвёрстывают и городские, и видеофильмы (в целях более широкого охвата аудитории не всегда лицензионные). Этот канал активно эксплуатируют местные власти - префектуры и управы.

В отличие от прессы, утратившей общероссийскую аудиторию, вещающие из Москвы каналы ТВ сохраняют доступ практически ко всем регионам России и остаются в этом смысле главным стержнем общероссийского информационного пространства. Таким образом, телевидение в России представлено эфирным федеральным вещанием и региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами. В большинстве случаев общенациональный экран, который рассчитан на национальную аудиторию и постоянное освещение развивающихся в течение дня событий, привлекает большие аудитории и в регионах, но удалённость московского телевидения от местных проблем подталкивает региональные телекомпании развиваться более интенсивно.

В России есть канал, который считается общественным российским телевидением (ОРТ), но он на 51% принадлежит государству, на 49% - частному капиталу. Таким образом, это государственно-частный канал. В России практически действует одна система спутниковых каналов с самостоятельными программами – "НТВ +", но и она, развиваясь весьма успешно, в основном распространяет зарубежные передачи, и, не создавая своих особых программ для российской аудитории, ретранслирует национальные эфирные программы - Российского телевидения, канала “Культура”, подключается к Интернету.

В России пока относительно мало подключений к Интернету, но его влияние на деятельность СМИ уже весьма велико. Интернет позволяет многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам приобрести доступ к широкой аудитории. В качестве примера можно привести газету “Молва” (г.Владимир), имеющую тираж всего 8 тыс. экз., которая представлена электронной версией в Интернете и благодаря этому стала и общероссийской и, может быть, даже в каком-то смысле глобальной, международной газетой, которую читают в 35 странах мира. Ресурсы Интернета - открытое информационное пространство, Интернет заставляет пересмотреть отношение редакций к рекламе. Та же газета “Молва” имеет во Владимире магазин, где продаются картины местных художников, а в Интернете она расположила на своём сайте репродукции этих картин, которые затем продаются виртуальным посетителям данного сайта. И этот бизнес развивается достаточно успешно.

Таким образом, Интернет даёт новые возможности газетам, выводя их за пределы только местных интересов.

 

Особенности современного радиовещания

Из электронных средств массовой информации первым заявило о себе радио. Радио - область техники, которая имеет дело с применением электромагнитных волн (радиоволн). Сейчас её называют радиоэлектроникой, т.к. технические средства базируются на широком использовании электронных компонентов.

На начальном этапе радиосвязи считалось, что повысить дальность связи можно увеличением длины радиоволны и мощности передатчика. В результате мощность передающих устройств стала достигать десятков и сотен киловатт, а длина волны - сотен и тысяч метров. Лишь в 20-х годах было обнаружено замечательное свойство коротких волн - распространяться на огромные расстояния благодаря отражению от ионизированных слоёв атмосферы. Это позволило существенно снизить мощность передатчика. Чтобы обеспечить нормальную работу передающих и принимающих устройств, количество которых всё увеличивалось, надо было осваивать всё новые высокие частотные диапазоны метровых (короче 10 метров) и более коротких волн.

Ныне радиоспектр чрезвычайно широк - от сверхдальних волн, измеряемых тысячами метров, до миллиметровых и субмиллиметровых. Но частотный ресурс из-за технологических трудностей ограничен. Радиочастотный спектр уже много лет освоен радиоэлектронными средствами государственных структур, отвечающими не только за оборону страны и организацию правительственной связи, но и за обеспечение безопасности человека, например, при авиаполётах, воздушных перевозках. Пути решения проблемы были сформулированы в “Концепции использования радиочастотного спектра в Российской Федерации”, одобренной 25 апреля 1994 года Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве связи РФ. В частности, средствам радиосвязи предлагается совместно использовать частотные полосы.

Что касается оборудования радиостанций, тог степень их насыщения зависит от запланированной зоны вещания. Так, для поселковой станции необходим минимальный (хотя довольно обширный) набор технических средств. Для станции, вещающей на современный город, список существенно расширяется.

Размышляя о дальнейших перспективах радиовещания, инженеры пишут о цифровой технологии, которая постепенно активно внедряется в технологию современного радиовещания.

Радиовещание - старейшее электронное средство массовой информации - по-прежнему остаётся популярным, вездесущим и крайне востребованным аудиторией. В современной отечественной медиаструктуре радио занимает серьёзное место. Это подтверждается социологическими исследованиями. Так, в течение суток телеаудитория численно преобладает перед радийной лишь около 3,5 часа, в остальное время радио остаётся для большинства людей главным источником информации, а для 22% - единственным.

К началу нового века политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к глубоким сдвигам во всей системе СМИ, к появлению многообразных форм собственности (от государственной к частной), широкого спектра новых направлений вещания, новых форм журналистики, к внедрению новых технологий, связанных со вступлением в информационное общество.

Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их создание привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие сроки (6-8 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и формирование рынка электронных массмедиа.

Структура российского радиовещания, которая сложилась в условиях рынка, состоит (в соответствии с типом собственности) из нескольких самостоятельных секторов. Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного вещания претерпел за последнее время серьёзную эволюцию. Её основные этапы - создание “Радио России” (декабрь 1990), которое образовало вместе с российским телевидением Всероссийскую государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). ”Радио России” становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием как по “первой кнопке” проводного вещания, так и на средних и длинных волнах и в диапазоне УКВ.

До 1995 года параллельно существовала другая российская телерадиокомпания - “Останкино”, в которую входили “Радио - 1”, "Маяк”, ”Юность”, ”Орфей”. После ликвидации компании Останкино в 1995 г все эти каналы получили статус общероссийских. В результате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовые возможности.

Однако реорганизация не сработала в силу консерватизма старых вещательных организаций и некоторых других объективных причин - недостаточного финансирования электронных массмедиа, игнорирования сложившейся аудитории, культуры радиовещания, отсутствия чёткой концепции государственного радио.

В августе 1997 года Указом Президента “О совершенствовании структуры радиовещания в Российской федерации” “Радио-1” лишилось государственного статуса и в результате акционирования переместилось в сектор негосударственного вещания в качестве канала “Радио-1 - Культура”. Единую вещательную организацию образовали государственные радиостанции “Маяк” и “Юность”.

Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания - тенденция к концентрации капитала, медиаресурсов, образование мощных вещательных корпораций. В столичном эфире существует шесть крупнейших холдингов, но информации об их структуре, финансировании, владельцах поступает крайне мало. Отсутствие “прозрачности” в деятельности российских медиакомпаний остаётся важной и пока ещё не решённой проблемой для исследователей и экспертов. Самым крупным холдингом является ЗАО “Русская Медиа-группа”, удостоенная в 2001 году премии Правительства России в области науки и техники за создание общероссийской вещательной сети “Русское Радио”. В составе холдинга - имеющие самый высокий рейтинг среди коммерческих станций “Русское Радио”, станции ”Монте-Карло”, ”Динамит -FM”,”Хит FM”, ”Максимум”, а также “Русское Радио-2” и информационное агентство “Русская служба новостей”.

Немаловажным показателем для анализа структуры радиовещания является рейтинг радиостанции. Это величина переменная, но тем не менее она отражает определённое отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности станции у слушателей, позволяет изучить причины этой популярности и строить правильные прогнозы.

Мониторинг российских радиостанций в течение последних лет подтверждает неизменную четвёрку основных лидеров по рейтингу популярности: ”Радио России” ,”Русское радио” ,”Маяк”, ”Europa plus”.

И государственные, и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые программы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания.

Одна из сформировавшихся тенденций развития современного российского радиорынка - развитие сетевых станций (Это головные станции, имеющие филиалы на местах и охватывающие вещанием обширную территорию). В государственном секторе к ним относятся “Радио России” и “Маяк”, вещающие практически на всю страну. В коммерческом вещании это крупнейшие станции “Русское Радио” (вещает на 950 городов России и зарубежья, в том числе на 6 городов США, где есть многочисленная русская диаспора); ”Europa plus” (300 городов страны, “Наше радио”(130 городов). Крупными сетевыми станциями являются “Эхо Москвы” (70 городов России и зарубежья), ”Шансон” (37 городов). Постоянно расширяют свои сети “Серебряный дождь", ”Авторадио” и ряд других каналов. Этой стратегии, направленной на постоянный рост зон влияния, следуют все холдинги и высокорейтинговые станции.

К числу важных явлений развития радиорынка следует отнести создание новых станций и исчезновение старых в результате острой конкурентной борьбы. Так, медиамагнат “Русская Медиагруппа” расширил свою структуру за счёт станции, на частоте которой работает “Русское Радио-2”. Вытеснены из эфирного пространства “Надежда”, ”Ностальжи”, ”Радио 101”.В то же время появились новые каналы - “Love Radio”, ”Шансон”, ”Наше время на милицейской волне”. Процесс поглощения небольших станций крупными медиахолдингами - характерный феномен развития радиобизнеса.

В процессе концентрации, охватившей сферы как государственного, так и негосударственного вещания, сформировались своеобразные полугосударственные - полукоммерческие образования. Такого же рода акционерные общества с участием властных государственных структур (смешанная форма собственности) создаются в регионах.

Коммерческие станции в регионах можно разделить на три типа.

1) На региональном уровне работают филиалы сетевых станций – ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за приём программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства.

2) Существует и другой путь – уход региональных продюсеров «под сеть» или создание полноценных филиалов. Этот вариант расширения концерна использует «Русское радио».

3)Третий тип - независимые местные коммерческие FM-станции. Стартовав с небольшим капиталом, с минимальной техникой, многие из региональных станций прочно обосновались в радиоэфире, расширили свои возможности, укрепили связи с аудиторией.

Мировой опыт показывает, что аудитория местного коммерческого (или частного) вещания больше, чем у сетевых станций. Но пока ещё отечественное региональное вещание не вышло на такой уровень. Местный радиорынок по объективным причинам (финансы, техника, кадры, отношения с властными структурами, конкуренция столичных вещателей) существенно отстаёт от московского. И тем не менее в регионах есть примеры успешных, популярных станций. Это тюменская «Красная армия», вещающая в 13 городах Ханты-Мансийского автономного округа; позиционирующее себя как «радио нашего города» «Юнитон» в Новосибирске. Программы этих станций строятся на близком аудитории местном материале. Станции грамотно финансируются, имеют квалифицированных журналистов. Подобная ситуация характерна и для таких городов с развитой медиаструктурой, как Екатеринбург, Челябинск, Омск, Нижний Новгород, Самара, Тюмень, Красноярск. В регионах активно создаются холдинги, например холдинг екатеринбургского медиамагната Н.Грахова, четыре радиокорпорации – в Красноярске.

Конкуренция заставляет станции вырабатывать свою индивидуальность, стиль, формировать эфирный имидж. Те станции, которые сумели найти свой собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей.

Что касается содержания и тематики радиопрограмм, можно сказать следующее: заметно изменились или исчезли вовсе некоторые традиционные виды программ. На смену программам журнального типа пришли программы клубного типа – сборные передачи с ведущим, постоянным местом в эфире и объёмом звучания. Стали доминировать разговорные, диалоговые жанры: интервью, беседы, обсуждения, ответы на вопросы радиослушателей, а вот корреспонденция, радиоочерк, радиокомпозиция звучит в эфире всё реже. Появляются новые формы передач, ставшие гибридом разных жанров. Так, на студии «Радио России» о многих проблемах ведутся аналитические беседы ведущего с известными людьми – политиками, учёными, писателями – так строится передача «Персона грата», своеобразный автопортрет героя, созданный средствами радио – без описания, с помощью самораскрытия. По ходу передачи звучат блиц-вопросы, раскрывающие не только оценки героем тех или иных проблем, но и его реакцию на неожиданную ситуацию, умение найти из неё достойный выход. Эта передача частично несёт в себе родовые свойства радиоочерка. Вообще, диалогизация в радиоэфире – перспективный фактор повышения эффективности в новой радиожурналистике. Она идёт по двум основным направлениям: прямой диалог со слушателями (интервью, беседа, дискуссия и ответы на вопросы) и диалог воображаемый, в котором учитываются ожидаемые интересы слушателей, которые раскрываются всем информационным содержанием передачи.

Что касается структурных особенностей современного Российского радио, то они заключаются в следующем. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие радиостанции. Становление негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа. Структура радиовещания по типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных секторов. Крупнейшим собственником является государство. «Радио России» стало главным госканалом с круглосуточным вещанием.

Указом Президента от 8 мая 1998 г на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») "Маяк", объединённый с радиостанцией «Юность», «Орфей» и Российская государственная радиокомпания «Голос России» (иновещание), технические службы, 89 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, 110 региональных передающих радиотелецентров как филиалы государственной компании на местах. Таким образом воссоздаётся система единого государственного телерадиовещания страны.

В целом сегодня в стране действуют 1419 вещательных организаций, из них – 292 государственные. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ (поскольку отечественная аудиотехника была рассчитана на его приём)– ФМ (по мере насыщения рынка западной и японской техникой)– диапазон.

По охвату аудитории все каналы можно классифицировать следующим образом:

1.Общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся:

*государственные - «Радио России», вещающее по первому каналу проводного вещания и общенациональной сети, занимает 1-е место по охвату аудитории, его слушают 41% мужчин и 49% женщин; “Маяк”, чьи передачи идут по второму каналу проводного вещания и общенациональной радиосети, занимает 3-е место по охвату аудитории - 26% мужчин и 25% женщин,

*коммерческие - «Русское Радио», программы которого слушают 29 % мужчин и 25% женщин, канал прочно занимает 2-е место, а на 4-м месте - передачи радиостанции «Европа Плюс») - к ним обращаются 25% мужчин и 21% женщин.

2.Региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области, крупные города),

3.Локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию (небольшие города, посёлки, сельские районы).

Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает типологию радиоканалов по их содержанию (тематической направленности, характеру информации, функциональных характеристикам, адресату сообщения.) Среди многообразия вещателей следует выделить:

1. Радиостанции универсального характера, программы которого включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и др. передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодёжную и детскую аудиторию. Прежде всего это «Радио России» - неизменный лидер отечественного вещания, имеющий высокий рейтинг и потенциал доверия аудитории. Программы “Радио России” слушают на всей территории страны. Это многопрофильная радиостанция, на волнах которой звучат передачи разной тематики, жанров, социально-демографической направленности. Она имеет полноценное информационное и информационно-аналитическое вещание: общественно-политиче-ские программы “От первого лица” (ведущая - Н.Бехтина), ток-шоу В.Ушканова “Персона грата”, ”Пресс-клуб”, “Мир за неделю” и т.д. У слушателей популярны каналы «Домашняя академия», ”Здоровье”,”20 век. Люди, события, идеи. Золотой запас России” - программы о людях - наших современниках, “Детский остров”, музыкально-развлекательные программы, познавательная программа “Алфавит”. ”Радио России” сумело сохранить то лучшее, что было в отечественном вещании: культурный и музыкальный пласты, традиции постановочных передач. В эфире “Радио России” звучит как классическая музыка (цикл “Опера для публики” Л.Азарха), так и лучшие образцы современной; литературно-музыкальные композиции, спектакли радиотеатра, постановочное чтение. Производство сериалов “Радио России” было отмечено национальной премией в области радиовещания “Радиомания -2002” в номинации “Радиособытие года". Сюда же можно отнести программу Санкт-Петербургского радио »Невский проспект”.

2. Особый сегмент эфира составляют информационные радиостанции, главным компонентом которых являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения. Примером может служить ветеран эфира, круглосуточная информационная радиостанция ”Маяк”. Сегодня она объединяет три канала. Это - традиционный федеральный “Маяк”, существующий с августа 1964 года (занесён в книгу рекордов Гиннеса, как единственная радиостанция, не менявшая за сорок лет своего названия и позывных). ”Маяк” обеспечивает огромный поток информации, каждые 30 минут звучат новости, за сутки можно услышать 55 оригинальных звуковых материалов, репортажи, интервью с политиками, учёными ,экспертами в различных областях. Располагая большой сетью корпунктов в регионах и за рубежом, “Маяк” имеет возможность давать в эфир эксклюзивные новости, оперативные комментарии.

Ключевое направление государственной радиостанции “Маяк” - освещение решений правительства, Государственной Думы, министерств. Среди аналитических программ особую популярность завоевала передача Ю.Семёнова «Народ и власть» - в режиме реального времени слушатели имеют возможность задавать вопросы высшим чиновникам. Большой интерес представляет проект “Мир сегодня” Э Сорокина, программа В.Безяева о неизвестных страницах Великой Отечественной войны. Внимательно изучая радиорынок, ”Маяк” меняет сетку, разрабатывает новые проекты, в том числе и музыкальные. “Маяк” стабильно занимает 2-3 место в рейтингах самых популярных станций, имеет аудиторию в 16 млн. человек от 38 до 55 лет.

Второй канал - радиостанция “Юность”, программы которой рассчитаны на молодёжь 15-25 лет. На её волнах звучат информационные выпуски, утренняя интерактивная программа “Будило-шоу”, цикл “Юность” против наркотиков”, передачи о жизни молодёжи в разных уголках страны, “Полевая почта “Юности” и т.д.

И, наконец, новый специализированный информационный проект — “Маяк-24”, начавший вещание 26 апреля 2000 года в московском FM диапазоне. Это радио для социально активных людей 30-45 лет, которых интересуют последние новости (политические, экономические); эксклюзивная оперативная информация из разных стран зарубежья и регионов страны.

Неизменным лидером информационного вещания стала коммерческая радиостанция “Эхо Москвы”, в программах которой оперативной информации и аналитике отведена важнейшая роль. Особо выделены утренний информационный канал, расширенные выпуски новостей - “Эхо” и краткие выпуски, обзоры прессы, спортивный канал, новости экономики, а также параинформационные передачи “Эхономика”, ”Проезжая часть”. Существенная часть программ “Эха” - серьёзные аналитические передачи, дискуссии, игры. Концепция канала - дать в наиболее краткий отрезок времени наибольший объём точной и не только оперативной, но и опережающей информации. Другой отличительной чертой “Эха Москвы” является интерактивность его передач. Это первая радиостанция, которая нашла удачную и постоянно совершенствуемую форму диалога со слушателем. Бесспорными лидерами являются передачи главного редактора станции А.Венедиктова и его заместителя С.Бунтмана “Без посредников” и “Рикошет”.

3. Можно также выделить музыкальные («Европа плюс», »Ретро»), информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции. Особое внимание следует уделить музыкальной радиостанции “Русское радио”. Начав свою работу в августе 1995 года, она резко вырвалась в лидеры коммерческого вещания. Феномен “Русского радио” заключается в том, что, это первая национальная радиостанция, воплотившая новый принцип: в её эфире звучат музыкальные произведения только на русском языке. Профессиональный состав станции, отличное качество звучания и прежде всего “Музыка для души” (отечественная музыка минувшего времени и наших дней) - всё это обеспечило почти мгновенный успех “Русскому радио”. Вместе с тем, погоня за рейтингом иногда позволяет авторам выпускать в эфир откровенную пошлость. Вообще, можно сказать, что сегодня мы наблюдаем шествие русскоязычных форматов (“Шансон”, ”Наше радио”, ”Авторадио”).

Большинство радиостанций сочетают в своём эфире разные форматы, причина этого - борьба за одну и ту же аудиторию - слушателей в возрасте от 25до 40 лет, социально активную, платёжеспособную прослойку населения, представляющую особый интерес для рекламодателей.

Особое внимание следует обратить на так называемое “нишевое” (от слова "ниша") радио, примером которого могут служить “Шансон” (дворовая, лагерная песня, городской романс), “Наше время на милицейской волне” и т.д., сумевшие занять свободные сегменты потребительского рынка и в настоящее время имеющие высокие рейтинги.

4. Следует обратить внимание и на обособленные в своей тематике специализированные станции («Авторадио») и оригинальные, обычно профессионально подготовленные передачи религиозных станций («Радонеж», «Радио Алеф»).

Можно выделить ряд важных тенденций в развитии современного радио.

* Сформировался стабильный интерес аудитории в условиях выбора каналов;

* Определилась аудитория станций;

* Важнейшими направлениями развития вещания стали специализация, поиск своей вещательной ниши, формата, аудитории;

* Возросла оперативность, достоверность, динамичность информационного вещания;

* Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу;

* Заметен дрейф вещания в сторону развлекательных программ;;

* Главным лицом радио стал ведущий – ди-джей, корреспондент, шоумен), поэтому так важен его профессионализм;

* Интерактивность стала повседневной практикой;

* Программирование изменилось от чёткого планирования до свободной сетки;

* Жёсткое форматное программирование заключается в вёрстке плей-листов и позволяет добиваться строгой специализации коммерческой станции, помогает удерживать аудиторию.

 



2016-09-16 2668 Обсуждений (0)
Особенности современного радиовещания 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Особенности современного радиовещания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2668)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)