Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трансформация российского ТВ



2016-09-16 849 Обсуждений (0)
Трансформация российского ТВ 0.00 из 5.00 0 оценок




У советского зрителя в середине 80-х годов был весьма ограниченный выбор - главная информационная программа “Время”, 90% продукции отечественного производства (общественно-политические и культурно-просвети-тельские программы), редкие западные фильмы, прошедшие цензуру, никакой рекламы. Телевидение было воплощением авторитарного, идеологического, которое работало как государственно-монополистическое предприятие. Финансировалось оно целиком из бюджета, управлялось административно-хозяйственными методами, никак не зависело от зрителя. ТВ стремительно дорожало по мере увеличения объёмов вещания, развития наземных и спутниковых линий связи и растущей стоимости оборудования. Гостелерадио было оплотом старой идеологической системы.

В 1986-1987 г.г. гласность начала прорываться на экран. Первые телемосты с Америкой, молодёжная программа “12 этаж”, ленинградская передача “Пятое колесо”, программа “Взгляд”, прямые эфиры утренних и ночных программ, общественные дискуссии в прямом эфире, трансляции Съездов народных депутатов и новые, альтернативные традиционным информационные передачи - всё это было показателем надвигающихся перемен. С 1986 по 1987 год объём прямого вещания на ЦТ увеличился в 30 раз. В 1990 году в недрах ЦТ по приказу Председателя Гостелерадио было создано первое коммерческое предприятие с правами юридическоко лица - коммерческий канал “2 х 2”

Специфика организационной структуры и жанрового разнообразия.

Прежде всего остановимся на портрете современного телевидения. За последние годы он неузнаваемо изменился – ассортимент программ в столице и во многих провинциях превзошёл все самые смелые предсказания. Экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в ТВ–производство, изменение форм собственности – всё это дало широкие возможности для развития ТВ-структур.

Если всё разнообразие телевидения СССР сводилось к делению на центральное и местное вещание, то современный период характеризуется более сложной классификацией:

1.По способу трансляции:

а) эфирное,

б) спутниковое («Космос -ТВ» (совместное), »НТВ плюс»,

в) кабельное.

2.По типу деятельности:

а) вещательные (имеющие и собственное производство и доступ к эфиру),

б) программопроизводящие (продюсерские фирмы),

в) дистрибьютеры ( инфраструктура телевещания),

3.По принципу образования:

а) из старых структур (ВИД, АТВ),

б) новообразованные («ТВ-6 Москва », «Русская тройка видео»),

4.По охвату аудитории:

а) общероссийское (РТР) - аналог Центрального телевидения,

б) межгосударственные (ОРТ),

в) региональные («Юг России»),

г) местные (от областных студий до кабельных сетей микрорайона).

5.По способу распространения сигнала:

а) общенациональные (ОРТ, РТР),

б) сетевые ("ТВ-6" Москва),

в) местные.

6.По специализации программ:

а) общие,

б) специализированные (Воен - ТВ),

7.По форме собственности:

а) государственные,

б) негосударственные (частные, акционерного типа, ООО,ТОО),

в) смешанные.

В современном ТВ давно прошёл процесс раздела на «вещателей» и «производителей» (тех, кто собирает информацию, обрабатывает, компанует и режиссирует её (программные организации) и тех, кто передаёт, вещает, непосредственно информирует аудиторию (транслируют готовую информацию). От системы редакционной структуры, о которой мы говорили раньше (редакционный штат + организационная работа + непосредственно корреспондентский корпус), на ТВ осуществляется переход к сотрудничеству с независимыми творческими объединениями и продюсерскими группами. В новых структурах творческие и экономические интересы вызвали необходимость совмещения должностных и профессиональных задач. Порой журналисты сами начинают выступать в роли продюсеров или снимать собственные материалы. Появляются новые должностные обязанности: руководителя продюсерской группы или творческого объединения, который становится менеджером; редактора, который совмещает редактирование с авторской работой; сценариста, функции которого выполняет сам журналист телевидения; корреспондента, совмещающего сбор информации и запись интервью с режиссурой; ведущего, от которого в программах, передачах прямого эфира требуется эрудиция и мастерство общения с людьми, навыки актёрского мастерства и владение сценической речью. От диктора, который поставленным голосом читал подготовленную для него информацию, ведущий новостей прошёл путь до комментатора, который не только выбирает информацию, но и осмысливает её, включает в нужный контекст. Изменилась и форма подачи информации на ТВ. Вместо строгой очерёдности – политические новости, экономические, культурные и спортивные - современное ТВ делает акцент на сенсационности.

Основой информационных и информационно- аналитических программ стали проблемные репортажи. Сами же программы сегодня существуют в условиях «информационной войны» различных ТВ- каналов и позиция того или иного автора сюжета обязательно созвучна установке автора-комментатора программы, для которого журналист готовит свой материал. Именитые комментаторы, такие как Сергей Доренко, Николай Сванидзе, Евгений Киселёв - стали восприниматься как рупоры определённых финансово-политических группировок, владеющих солидными пакетами акций телеканалов.

Репортажи собственных корреспондентов и мини-интервью об актуальных событиях минувшей недели объединяются развёрнутым комментарием ведущего – такова композиция аналитических программ «Время», «Зеркало», «Итоги». Публицистические программы в форме студийных дискуссий, всевозможных телемостов и теледебатов, трансформировались в популярные ток-шоу, причём «ТОК» (Англ. – «разговор») на злободневные темы общественной жизни порой затевается только ради «ШОУ» (развлекательного действия, сопровождаемого срежиссированными аплодисментами.) Популярные в середине 80-х программы, выстроенные по форме «ведущие в прямом эфире + видеосюжеты («Взгляд», «До и после полуночи») назывались "информационно-развлекательными", но в них присутствовало ярко выраженное публицистическое начало. Сменившие их программы типа «Времечко» и «Сегоднячко» претендуют на большую публицистичность и именуют себя «народными новостями», хотя в них доминируют развлекательно-игровые сюжеты, увлечение сенсационностью и криминальными сюжетами. А вот очерк – жанр, занимавший ранее прочные позиции в художественной телепублицистике , исчез из сетки вещания.

Региональное ТВ представляет собой совокупность вещания государственного телевидения, а также коммерческих («независимых») каналов и воспринимается как разные голоса на едином информационном поле. Перестройка региональной системы телекоммуникаций отражается не только на содержании сообщений, изменении их политической направленности, форм обращения с телезрителями, но и на всей структуре телепрограммы дня. Вытеснение монологических тележанров диалогическими, усиление роли ведущего, преобладание информационно-развлекательного телевещания, поиски различных форм обратной связи с телеаудиторией – таковы некоторые перемены в региональном телевидении. Из трёх основных потоков вещания ( информационных выпусков новостей, анализа событий, развлекательных программ) и складывается телевизионный день в целом.

Трансформация российского ТВ на рубеже веков.

Децентрализация телевизионной системы (1990 -1994)

Эта тенденция обозначилась в конце 80 г и завершилась в 1994 году с ликвидацией “Останкино” В эти годы государство практически утратило функции идеологического и финансового контроля над ЦТ.

Событиями общенационального масштаба этого переходного периода стали: 1) создание в 1990 г. российского телевидения на базе второй программы ЦТ, по сути оппозиционного союзному вещанию; возникновение канала “2х2”, на котором появилась первая примитивная реклама; распад Гостелерадио в 1991 году; рождение в том же году ТВ-6;

2) рождение НТВ (1993). Этот период - лучшие годы талантливой и амбициозной команды НТВ; возникновение практически во всех регионах местных частных компаний.

В этот период ясно обозначились основные противоречия в развитии индустрии следующего десятилетия - государственные телерадиокомпании были не в состоянии конкурировать с мобильными и динамично развивающимися коммерческими станциями. Госканалы накрыла рыночная стихия; движение денежных рекламных потоков ничем не контролировалось. Рекламный бартер (когда за программы и фильмы расплачивались рекламным временем), демпинговые схемы, пренебрежение лицензионными правами и таможенными правилами ввоза западной продукции - всё это заложило основы будущего благосостояния многих независимых производителей и крупных рекламных агентств.

К концу этого периода (к 1994 г) начинается первоначальный раздел рынка СМИ теми представителями бизнеса, которые раньше других смогли оценить преимущества контроля над СМИ. В первую очередь это независимые телевизионные производителя, сделавшие на государственном телевидении капиталы - ВИД, АТВ, Ren - TV, крупные рекламные агентства “Видео Интернешл”, и “Премьер СВ”, группы Березовского и Гусинского.

 

Передел госсобственности и формирование новой пропагандистской системы (1994 - 1996)

Этот этап начинается в январе 1994 года с предоставления частному каналу НТВ шести часов для вещания на четвёртой кнопке прежнего ЦТ и с акционирования в декабре первого канала бывшего ЦТ. Создание “общественного российского телевидения”, которое формально контролировалось государством, а фактически бизнесменом Березовским, который лично никогда не был собственником ОРТ - основное событие этого этапа.

Несколько раз меняется статус общенациональных каналов - указами Президента Ельцина гостелерадиокомпании то акционируются, то превращаются в унитарные государственные предприятия, то приравниваются к учреждениям культуры.

Организаторы - бизнесмены обеспечивают вещание огромными инвестициями, полученными за счёт кредитов и бартерных сделок с государственной правящей элитой. Телевидение в прямом смысле слова вводило новых медиа-владельцев во власть. К концу 1996 года после многочисленных телевизионных склок и громких убийств национальный канал практически поделили, закончилась и варварская война за рекламу. С ужесточением в 1995 г. контроля над правовой стороной регионального вещания большинство телеканалов регионального ТВ были вынуждены перейти к наполнению эфира исключительно лицензионной продукцией. Эти затраты способствовали возникновению и развитию телевизионных сетей и позволяли региональным вещателям предложить столичным дистрибьютерам свои рекламные возможности в обмен на программы. Началось освоение регионального рекламного рынка.

В эти годы сложилась система вещающих и телепроизводящих организаций, определились контуры основных телевизионных сетей, рекламный рынок поделили два рекламных агенства - “Видеоинтернешнл” и “Премьер СВ”. Бизнесмены начинают понимать, что владение СМИ приносит деньги, сулит серьёзные политические дивиденды, т.е. играет роль политического ресурса. Бизнес-элита всё настойчивее берёт на себя роль новых российских идеологов.

Активизация политических капиталов

и информационные войны (1997 - 1999)

В эти годы в России стал утверждаться совершенно особый вид концентрации медиавласти - госчиновники, руководители администраций, губернаторы независимо от политических пристрастий на деньги налогоплательщиков или подконтрольных им местных коммерческих структур учреждают, поддерживают, дотируют местные СМИ. За минувшие годы так и не удалось разработать открытую государственную политику в области информации, когда любому важному изменению в вещании предшествуют дискуссии, исследование альтернатив, публикация планов реорганизации и их обсуждение в печати и парламенте.

В 1996 г. в российских СМИ появляется понятие “олигархи”. На головы зрителей обрушивается поток компромата, связанного с противостоянием “банкиров-олигархов” (ОРТ, НТВ) и защищающихся “реформаторов” (ВГТРК). Информационно-пропагандистские кампании имеют общий сценарий: начинаются они с утечки компромата, его раскрутки в СМИ и завершаются кадровыми перестановками в правительстве и президентском окружении. Информационные войны сопровождали отставку правительств Черномырдина, Кириенко, Примакова.

В итоге под ударом оказались не столько банкиры и политики, сколько само российское государство. Наработанный в начале перестройки имидж престижности журналистской профессии стал стремительно падать Возникает “персонифицированная пропаганда” и “политический заказ”. Влиятельные телевизионные обозреватели, отбросив элементарные нормы профессиональной морали и этики, уже не скрывают, что выполняют роль рупора конкретного олигарха или политика.

 

Активизация государства (1999 - 2000)

Этот этап наметился в 1998 году с образования единого производственно-технологического комплекса ВГТРК, а затем и министерства СМИ. Государство дало понять, что намерено постепенно превращаться в эффективного собственника разрозненного телевизионного хозяйства, упорядочить отношения вещателей и связистов, активнее действовать в области лицензирования. В это время государственную телевизионную систему усиливают организационно и финансово для укрепления идеи государственности. Перед очередными президентскими выборами разворачивается очередной виток информационной войны. События конца 1999-начала 2000 г - взрывы домов, “вторая чеченская война”, “дело Бабицкого” возвращают в информационное поле понятий “государственная пропаганда”, ”национальная идея”, “наши - не наши”. После победы на президентских выборах В.В. Путина конфигурация на телевизионном рынке резко изменилась.

 

Закат эры “олигархов”(2000 - 2001)

Драму НТВ, которая завершилась весной 2001 года сменой основных владельцев, можно считать финалом бурного десятилетия в развитии телеиндустрии России. Изматывающая двухлетняя война вокруг “Медиа-моста” и “крушение олигархов” имели несколько последствий. С разгромом “партии НТВ” идеи “действующей демократической оппозиции” и “свободы слова” окончательно потеряли свою актуальность для многих граждан. Как результат всего этого снизилась сопротивляемость региональных телекомпаний административному давлению на местах.

С идеологической точки зрения идея нового, сильного, корпоративного государства воплощается в деятельности телевидения под лозунгом конструктивного диалога и сотрудничества с властью. Диалог, сотрудничество, лояльность - новые характеристики информационного поля этого периода.

 

Модернизация власти (2002 - 2003)

“Пресса должна знать своё место”. В этой незамысловатой формуле выражено отношение власти к прессе времён Владимира Путина.

ОРТ, так и не став ни общественным, ни частным, формально опять превратился в первый государственный канал. В 2003 г. ОАО ОРТ (Первый канал) - в целях обеспечения безопасности и защиты нравственности, здоровья и прав граждан - попадает в перечень из 56 стратегических акционерных обществ наряду с военными и оборонными.

Канал “Россия”, сознательно став державно - государственным, чётко обозначил своё место в телевизионной иерархии - главного государственного пропагандиста. Экономически холдинг “ВГТРК” получает бюджетное финансирование и выступает как фактор рынка, зарабатывая на рекламе. Но именно этот канал объявил о том, что он намерен отказаться от бюджетного финансирования и жить только за счёт рекламы, доходы от которой помогают содержать канал “Культура” без рекламы. Государственное телевидение настойчиво реализует создание тематических специализируемых каналов (“Культура”, ”Спорт”). В 2005 г. заявлено о намерении создать канал для детей и юношества.

Телевидение конца 2003 г - начала 2004 с точки зрения содержания окончательно разделилось на “государственно - пропагандистское” и “развлекательное”. Степень недовольства засильем рекламы на экране в обществе постоянно растёт, что подтверждается опросами общественного мнения, дискуссионными программами, которые обсуждают тему общественного вещания и абонентной платы.

В сентябре 2004 года на встрече с западными экспертами и политологами президент Путин произнёс фразу: ”Власть, как мужчина, должна пытаться, а пресса, как женщина, должна сопротивляться”. Через год сопротивление на телевидении практически свелось к нулю. Свёрнуты все дискуссионные площадки в прямом эфире. Практически тотально вернулась предварительная запись. В телекомпаниях появились “чёрные списки” неугодных политиков, бизнесменов, политологов. “Свои - чужие”, "враги - друзья”, ”предатели - патриоты” - отчётливые, фиксируемые и насаждаемые государственным телевидением идеологические формулы 2004 - 2005 годов.

Что касается новых каналов, то активно проявил себя государственно-патриотический канал “Звезда”(2005 г), летом 2005 года объявлено о начале работы общественно-православного канала “Спас”, задача которого заключается в выполнении социальных функций - просвещать, наставлять, воспитывать.

Имидж России на Западе призван улучшать новый англоязычный канал Russia Today TV. Решение о его создании на базе агентства РИА-Новости было принято в мае 2005 года.

Всё большие обороты набирает спутниковое телевидение - системы НТВ-плюс и Космос ТВ предлагают пакеты программ, которые включают в себя более сорока зарубежных и отечественных каналов.



2016-09-16 849 Обсуждений (0)
Трансформация российского ТВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трансформация российского ТВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (849)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)