Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элементы сцены и жест актеров



2018-07-06 462 Обсуждений (0)
Элементы сцены и жест актеров 0.00 из 5.00 0 оценок





Сцена в театре кабуки имеет своеобразное строение. Её авансцена ханамити ( 花道, букв. «цветочная тропа» или «путь цветка»), по которой актёры входят на сцену и выходят с неё во время театрального действа, расположена прямо в зрительном зале, деревянный помост тянется от левого края сцены через весь зрительский зал.

Театры кабуки были улучшены технически, получив появившиеся в XVIII веке вращающиеся сцены, механические люки и т. д., что значительно повысили эффектность театральных постановок.

В кабуки, как, впрочем, и в некоторых других традиционных японских театрах, очень важное место занимают декорации, именуемые одогу. Платформа с тремя ступеньками на сцене может быть позицией полководца, магазинчиком купца или каморкой куртизанки в зависимости от декораций, которые на ней установлены. Декорации и утварь специально делаются меньше натуральных размеров для того, чтобы повысить значимость актеров. Смена декорации происходит порой прямо посреди акта, актёры продолжают играть, а занавес (агэмаку) не задвигается. Рабочие сцены (куроко, 黒子), одетые в чёрное и считающиеся «невидимыми», в это время спешно меняют антураж.Ханамити используется как для прихода и ухода актеров со сцены, так и для обыгрывания некоторых моментов пьесы.

Важными особенностями кабуки является «язык поз», миэ, с помощью которого актёр выводит на сцене своего персонажа.Жестикуляция актера Кабуки отличается прерывистостью, почти полной самостоятельностью и изолированностью отдельных частей тела в жесте, застыванием (паузами) между отдельными движениями или комплексами жестов. Сильная эмоция, критический момент в судьбе персонажа может быть выражен одним изолированным движением одной части тела, – скажем, мелкой дрожью руки, при полной неподвижности всего тела и мимическом спокойствии лица. Условный характер, который таким образом придается движению и жесту японского актера, усугубляется паузами неподвижности, как бы расчленяющими динамический рисунок жеста на ряд отдельных законченных эпизодов. Дальнейшее развитие этот стиль театрального жеста получает в балетно-пантомимических пьесах Кабуки, в танцевальных партиях. Наряду со всей условностью актёрской мимики и актерского жеста, зритель воспринимает в облике актера на сцене также и нечто от высокого человеческого типа, он не прочь смотреть на актера, как на образец физического совершенства, «изящных манер», «уменья держать себя» и т. д. Фигура актера наделяется чертами некоего физического идеала, и в этой особенности странным образом сходятся театральное восприятие в старинномискусстве Кабуки и восприятие современного зрителя кино, точно также трактующего своих Фербенксов, Бартельмесов и прочих, как некий «физический идеал» для современного горожанина.

Актерская игра, сюжеты пьес, музыка и костюмы – все это подчиняется формальному стилю, на котором строится искусство Кабуки. Наиболее ярко формальный стиль проявляется в игре актеров – готовясь к постановке, актер изучает манеру игры его предшественников, доведенную ими до совершенства. Каждое движение, реплика и мимика должна быть четко проработаны. Почти каждый жест в постановке сопровождается музыкой, а сами движения напоминают танец, который обладает определенным символизмом. Особым приемом формального стиля является миэ: в периоды кульминации актер неожиданно останавливается в красивой позе и, уставившись в одну точку, скашивает глаза. Этот прием подчеркивает стремление Кабуки запечатлеть красоту. Формальный стиль проявляется и в вокале: ценится не естественность, а ораторское искусство, призванное завораживать зрителя.

Грим


Специфическим методом гримирования в театре кабуки является кумадори ( 隈取, букв. «нанесение полос на лицо»). По одной из версий, кумадори был создан под влиянием китайского театра, поскольку он похож на образцы грима ляньпу. Кумадори особенно широкое распространение получил в театральном мире периода Эдо.

Сначала волосы актёра завязываются специальной шёлковой материей, затем актёр наносит белила на переднюю часть шеи и лицо, кисточкой наносит краску на губы и брови, подкрашивает глаза, следом слой белил наносится на руки и ноги, гримёр накладывает белила на затылок, после этого актёру на голову надевают парик. Затем актёра облачают в театральный костюм (нижнее и верхнее кимоно), поверх завязывают пояс оби, и в таком виде перед выходом на сцену актёр последний раз проверяет и подправляет грим.

На нанесение грима актёрами-оннагата затрачивается немало сил. Обычно перед тем, как на актёра надевается парик, на его лбу разглаживают морщины и подтягивают вбок кверху кожу у наружного края глаз, такой приём называется мэцури. В истории театра бывали случаи, когда актёры, жертвуя своим здоровьем, наносили грим даже на глаза (для создания эффекта налившихся кровью глаз) и язык (в некоторых пьесах существуют сцены, когда актёр должен широко раскрыть рот и высунуть свой язык). Женский грим отличается от европейского лишь большей утрированностью черт (аналогично красятся гейши).В целом женские персонажи, несмотря на то, что их играют мужчины, выглядят на сцене гораздо реалистичнее, чем мужские, поскольку не используют в гриме цветных линий.

По цвету кумадори разделяется на три большие группы: красный оттенок символизирует справедливость, смелость и сверхчеловеческую силу, а фиолетово-синий — страх и скрытую злобу. Также существуют специальные расцветки грима фудукома и кумадори для отображения животных. В некоторых случаях грим актёра меняется прямо на сцене во время пьесы: актёр может незаметно для зрителя нанести на себя линии кумадори.

 



2018-07-06 462 Обсуждений (0)
Элементы сцены и жест актеров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элементы сцены и жест актеров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)