Карта технологического процесса
3.1 Техническая и технологическая характеристика на восстановение герметичности в пневмосистеме
Автобус оборудован пневмосистемой, т.е. системой сжатого воздуха, получаемое от компрессора двигателя. Пневмосистема автобуса состоит из систем воздухоснабжения и пяти независимых контуров, отделенных друг от друга защитными клапанами. Каждый контур действует не зависимо от других контуров. Для отбора воздуха между компрессором и регулятором установлен разобщительный кран с клапанов контрольного вывода. При использовании клапана для отбора воздуха разобщительный кран перекрывается, и сжатый воздух от компрессора направляется к внешнему потребителю. Схема пневмотической системы представлена в соответствии с рисунком 5.
Рисунок 5-Схема пневматической системы автобуса ЛиАЗ-5256
3.2 Технологические требования по обслуживанию и ремонту системы. Организация рабочего места проведения работ по ТО-1.
Качество работы пневмоприводов напрямую зависит от чистоты сжатого воздуха, определяемой, в свою очередь, уровнем технического обслуживания устройств подготовки воздуха, состоянием внутренних поверхностей трубопроводов и другими факторами. При эксплуатации пневмоприводов необходимо исключить возможность попадания загрязнителей воздуха к потребителю, что обеспечивается своевременным удалением их из резервуаров очистных устройств. В случаях использования устройств очистки сжатого воздуха с ручным управлением и непрозрачным резервуаром (визуальный контроль невозможен) образующийся конденсат следует сливать периодически — по графику, составленному на основе опытных или расчетных данных. Если применяются автоматические устройства отвода конденсата, то процедуру его слива требуется организовать таким образом, чтобы избежать загрязнения окружающей среды. При отказе конденсатоотводчиков их необходимо демонтировать, прочистить рабочие каналы и сливные отверстия, промыть фильтрующие элементы и внутренние поверхности, высушить и установить на прежнее место. Для промывки резервуаров можно использовать теплую мыльную воду. В процессе эксплуатации фильтров поры их фильтроэлементов забиваются частицами загрязнителей, что приводит к возрастанию сопротивления потоку сжатого воздуха. Если перепад давления на фильтре превышает 0,1 МПа, то фильтроэлемент заменяют или восстанавливают его пропускную способность. Напомним, что эффективная работа очистных устройств возможна только в определенном диапазоне расходов сжатого воздуха, указываемом в технической документации. Организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава основывается на принципах моральной и материальной ответственности конкретных исполнителей за качество выполнения технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Этот способ организации хорош тем, что рабочие будут качественнее выполнять работу, которую им назначили. Будет серьезный подход даже к самой простой детали. Рабочие будут заинтересованы в своем деле.
3.3 Карта технологического процесса на восстановление герметичности пневмосистемы автобуса ЛиАЗ-5256.
Карта технологического процесса на восстановление герметичности в пневмосистеме представлена таблице 3.1.
Исполнитель-слесарь по ремонту автомобилей 1-го разряда. Общая трудоёмкость:0,34.
Таблица 3.1 -Технологическая карта восстановление герметичности в пневмосистеме автобуса ЛиАЗ-5256.
Продолжение таблицы 3.1.
Охрана труда 4.1 Условия безопасной работы по исключению опасных и вредных Факторов в зоне ТО-1
Охрана труда - это система законодательных актов, социально - экономических, организационных, технических, гигиенических, лечебно - профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда. В практической деятельности важно знать какие из факторов, присутствующих постоянно или в процессе труда, являются опасными или вредными. Выявив такие факторы, легче принять организационные и технические меры, направленные на их уменьшение или полную ликвидацию В зоне ТО-1 существуют следующие опасные факторы и вредные производственные факторы: - самопроизвольное движение автомобиля; - падение вывешенного автомобиля; - отравление работников выхлопными газами; - поражение электрическим током от оборудования; - нарушение норм расстановки оборудования и автомобиля; - недостаточное освещение рабочих мест; - пониженная или повышенная температура воздуха; - неудовлетворительно обучение и контроль за состоянием охраны труда и пожарной безопасности. Для обеспечения безопасной работы должны выполняться требования технической безопасности; При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самовольного перемещения. Запрещается техническое обслуживание и ремонт автомобиля с работающем двигателем, за исключением случаев его регулирования. Подъёмно транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. Инструктаж подразделяются на: Вводный, первичный, повторный, внеплановый,целевой.
4.2 Обеспечение требований санитарных норм в зоне
Основные требования санитарных норм содержится в санитарно-гигиеническом паспорте зоны, представленном в таблице 4.1.
Таблица 4.1-Санитарно-гигиенический паспорт.
Продолжение таблицы 4.1.
Для создания микроклимата и сохранения работоспособности в течение всего рабочего используется механическая общеобменная вентиляция, которая позволяет поддерживать в рабочих помещениях постоянную температуру, относительную влажность, вне зависимости от метеорологических условий снаружи. Воздухообмен происходит за счёт использования электроэнергии, приводящей в действие вентиляторы. В помещениях для проверки автомобилей, на которых предусмотрено проведение работ с работающим двигателем, должны устанавливаться местные вытяжки для удаления отработавших газов. Количество воздуха удалённого местной вытяжкой компенсируется приточной вентиляцией. Также необходимо применять приток воздуха при наличии осмотровых канав. Температура подаваемого воздуха в осмотровые канавы в холодный период года должен быть не ниже +16°С. Для создания теплового режима в зимнее время применяется паровое отопление. Для создания равномерного освещения рабочей зоны применяется совмещённое освещение. Количественной характеристикой естественного освещения принят коэффициент естественного освещения (КЕО), который представляет собой выраженное в процентах отношение естественной освещённости, создаваемой светом неба внутри помещения к одновременному значению наружной горизонтальной освещённости, создаваемой светом полностью открытого небосвода. КЕО зависит от характера зрительной работы, определяется общим наблюдением, нормируется при естественном освещении 0,3 и совмещённом 0,2 (естественное + искусственное). Запрещается загораживать окна и другие световые проёмы материалами и оборудованием. Искусственное освещение в помещениях должно удовлетворять требованиям СНИП. Нормы предусматривают преимущественное использование газоразрядных источников света.
4.3 Обеспечение электробезопасности в зоне ТО-1
Основные причины поражения электрическим током: -непреднамеренное прикосновение к токоведущим частям; -прикосновение к нетоковедущим частям оборудования, случайно оказавшимся под напряжением из-за пробоя изоляции или неисправности защитных устройств; -попадание под шаговое напряжение в зоне замыкания фазы на землю на расстоянии менее 10 м; -нарушение правил технической эксплуатации электроустановок и техники безопасности. Зона ТО-1 относиться к 3 классу - помещения без повышенной опасности, без перечисленных условий, дающих повышенную опасность. При нормальном режиме работы электроустановки и продолжительностью воздействия на человека сила тока и напряжение при частоте 50 Гц не должны превышать 0,3 мА и 2 В. Смертельным считается прохождение через организм тока 100 мА и больше, а также напряжение выше 42 В при воздействии на организм более 3 секунд.
Защита от электрического тока представлена в таблице 4.2
Таблица 4.2 - Защита от электрического тока
Продолжение таблицы 4.2
4.4 Пожарная безопасность в зоне ТО-1
Причины возникновения пожаров: -неисправность отопительных приборов; -нарушение изоляции в освещении; -наличие статического электричества; -использование ЛВЖ для мойки двигателей и агрегатов; -неправильное хранение ГСМ; -нарушение технологического режима при огневых работах (сварка) и при покраске. Для создания противопожарного режима необходимо (данное помещение относится к категории Д): -систематически вывозить отходы и мусор; -стены должны быть изготовлены из несгораемых материалов; -обязательно должны быть эвакуационные выходы; -подходы, подъезды должны быть свободными и в тёмное время суток освещёнными; -использовать электропожарную сигнализацию автоматического действия (тепловые извещатели: ДТЛ, АТИМ-1, АТИМ-3, АТП-3М). Ответственный за пожарную безопасность является механик зоны. При аварийной ситуации (возникновение пожара) участвует в тушении рабочий, входящий в добровольную пожарную дружину. Выбор типа и количества огнетушителей производится в зависимости от огнетушещей способности, предельной площади зоны и класса пожара в защищаемом помещении. Класс пожара Д, Е. Каждое помещение оснащается первичными средствами пожаротушения - огнетушителями. Их следует располагать на видных местах, вблизи от выходов из помещения, на высоте не более 1,5 метров. Каждый огнетушитель, установленный на объекте должен иметь порядковый номер. В зоне, на пожарном щите находится 2 огнетушителя ОПС-10 (огнетушитель порошковый, специальный, 10 литров, время действия 30 сек., длина струи 2,5 метра, широкая область применения).
4.5 Организация контроля над состоянием охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Трёхступенчатый контроль
Трёхступенчатый контроль - это действенный и эффективный метод борьбы за улучшением условий труда. Первая ступень - ежедневно, в начале рабочего дня мастер с общественным инспектором по охране труда обходит все рабочие места. При обнаружении неполадок или нарушений правил по технике безопасности необходимо принять меры по их устранению и записать в книгу мастера. При обнаружении недостатков, которые мастер не в состоянии устранить самостоятельно, он должен обратиться к начальнику цеха или главному механику предприятия. Вторая ступень - еженедельно, начальник зоны с представителем комиссии охраны труда обходят свои зоны. Все замеченные недостатки вносятся в журнал и определяются лица, ответственные за их устранение. Если то или иное мероприятие выполнить силами зоны нельзя, то в известность ставится главный инженер предприятия. Третья ступень - раз в месяц, главный инженер, инженер по технике безопасности, медицинский работник и представитель местного комитета проверяют состояние техники безопасности и промышленной санитарии на всех участках. По результатам составляется протокол, и устанавливаются сроки исполнения. После таких проверок главный инженер ежемесячно проводит совещание по технике безопасности, на котором присутствуют все инженерно-технические работники, члены комиссии охраны труда, общественные инспекторы, представитель местного комитета, составляются планы по охране труда, технике безопасности и промышленной санитарии по предприятию в целом. Создание стройной трёхступенчатой системы контроля позволит снизить до минимума производственный травматизм на предприятии.
4.6 Расчет освещенности, вентиляции, водоснабжения и отопления
4.6.1. Расчет освещенности Расчет освещенности представлен в соответствии с таблицей 4.3 Таблица 4.3 – Исходные данные.
Расчёт потребного числа светильников представлен в соответствии с таблицей 4.4.
Таблица 4.4 – Расчёт потребного числа светильников
Продолжение таблицы 4.4.
Для принятия в дальнейшем коэффициента светового потока, необходимо определить индекс помещения. Индекс помещения I, определяется по формуле
i = , (4.8)
где В - длина помещения, м; А- ширина помещения. м; Нр- высота подвеса светильника над рабочей поверхностью, м.
Тогда i =(58·15)/4(58+15) =3 Число ламп N, ед, обеспечивающих требуемую освещённость помещения определяется по формуле
N = , (4.9)
где Е - минимальная освещённость по норме, лк. Значение норм освещённости помещений и производственных зон АТП; К - коэффициент запаса лампы, необходимый для компенсации потерь освещения из-за её запылённости. Коэффициент запаса принимается равным 1,2 - для галогеновых ламп и ламп накаливания, 1,4 - для разрядных ламп; Sn - площадь помещения, м2; Ф – Световой поток лампы F - коэффициент использования светового потока. Определяется в % и зависит от типа лампы, и светильника, коэффициента отражения потолка - Rпот, стен Rст и пола RП - которые принимаются экспертным путём от световой гаммы окраски (покрытия) и чистоты пола, потолка и стен, а также и индекса помещения.
Тогда N = (200 х 1,3 х 870) /(0,47х8999)=53,48
Количество светильников Nсв, шт, определяется по формуле
Nсв = , (4.10)
где n - количество ламп в одном светильнике, шт.
Тогда Nсв =53,48/2=26,7 шт. Принимаем 26,7. Исходя из расчётов можно использовать светильники УСП, с люминесцентными лампами в количестве 66 штук мощностью 40 Вт (в светильнике 2 лампы мощностью 40 Вт каждая). Для экономии электроэнергии можно использовать энергосберегающие или диодные лампы.
4.6.2 Расчёт обще обменной вентиляции в зонах ТО-1
Основой расчёта служат данные о внутри гаражном расходе топлива, содержание оксида углерода (СО) и альдегида, выделяемые работающим двигателем автомобиля, предельно допустимые концентрации этих вредностей в отработавших газах и продолжительности работы автомобилей при различных режимах. Определение воздухообмена и подбор вентилятора при принудительной приточно-вытяжной обще обменной вентиляции производится в следующей последовательности с учётом наибольших вредностей для бензинового двигателя это окись углерода, для дизельного двигателя – акролеин. Определение количества выделяемых в помещение вредных газов производится по каждой заданной в проекте марке автомобиля. Расход топлива двигателем работающем на Дизеле Д, при скорости
Д= 0,6 + 0,8 Vо, (4.6)
где Vо – рабочий объём цилиндров двигателя, л.
Количество оксида углерода, выделяющегося в помещение при работе бензинового двигателя, Gоу, кг/ч , вычисляют по формуле
Gоу = 15 · Д · Рб /100, (4.7)
где Рб – содержание оксида углерода в отработавших газах от их
Количество альдегидов (акролеина), выделяющихся в помещении при работе дизельного двигателя, Gа, кг/ч, вычисляют по формуле
Gа = (160+13,5 · Vо) · Рд /100 , (4.8)
где Рд – содержание альдегидов в отработавших газах от их Объём воздуха, необходимый для растворения газов, выделившихся в помещении, с постоянным пребыванием рабочих (ТО и ремонта) V, м3/ч, вычисляют по формуле
V = 1000[(SGiо · τiо · niо /60do+ S(SGiА · τiА · niА /60dА)] , (4.9)
где Giо - количество оксида углерода, выделяемого бензиновым τiо - продолжительность работы бензинового автомобиля конкретной марки, мин; niо - число работающих в течении часа бензиновых автомобилей dо – предельно-допустимая концентрация оксида углерода GiА - количество акролеина, выделяемого дизельным τiА - продолжительность работы дизельного автомобиля niА - число работающих в течении часа дизельных автомобилей dА – предельно-допустимая концентрация акролеина Расчётная кратность воздухообмена К, вычисляется по формуле
(4.10) Производительность вентилятора Vрв, м3/ч, вычисляют по Vрв = V · ɳ , (4.11)
где - КПД привода вентилятора. Для осевых ɳ = 1,01 – 1,03
Исходные данные для расчетов приведены в таблице 8.
Таблица 4.5 – Исходные данные
Расход топлива двигателя, работающего на дизеле Д кг/ч, вычисляют по формуле
ЛиАЗ-5256 Д=0,6+0,8·VO = 0,6+0,8 · 11 = 5.28 кг/ч (4.12) Количество оксида углерода GО, кг/ч, вычисляют по формуле
ЛиАЗ-5256 GО = 15 · Д · Рб /100 = 15 · 5.28 · 4 /100 = 3.17 кг/ч (4.13)
Количество альдегидов GА, кг/ч, вычисляют по формуле ЛиАЗ-5256 GА = (160 + 13,5·VO) Рд /100 = (160 + 13,5·11) · 0,037 /100 =0,114 кг/ч (4.14)
Объём воздуха, необходимый для растворения газов, выделившихся при заезде и выезде автомобилей зоны ТО-1 V, м3/ч. вычисляют по формуле
V = 1000[SGiо · τiо · niо /60do+ S(SGiА · τiА · niА /60dА] = =1000[(1,75·0.5·0,37)/60·0,02+(0,114·2·0,25)/ /60·0,0002] = 5020 м3/ч (4.15)
При площади зоны ТО-1S=8702, высоте h=6 м (принято условно). Кратность воздухообмена К, вычисляют по формуле (4.16)
Производительность вентилятора Vв , м3/ч, вычисляют по формуле (4.17) Vв = V · ɳ = 5020 · 1,01 = 5070,2 м3/ч
Для зоны ТО-1 лучше установить 2 вентилятора марки ВКРО-4, мощностью 250Вт и общей производительностью ~ 5100 м3/ч. Такое решение позволит варьировать режимы вытяжки в зависимости от фактического числа въезжающих и выезжающих автомобилей.
4.6.3. Расчет отопления
Расчёт отопления сводится к определению количества тепла, затрачиваемого на нагрев помещения до требуемой температуры в холодный период года в помещениях АТП. Исходные данные для расчёта отопления представлены в соответствии с таблицей 4.6
Таблица 4.6 – Исходные данные
Количество тепла, требующееся для нагревания помещения Qm , Вт, вычисляют по формуле
Qm = Суд х S · К1 · К2 · К3 · К4 · К5 · К6 · К7, (4.18) где Суд - удельная величина тепловых потерь которая состоит из теплового потока через материалы окон, стен, потолка, вентиляции, Вт/м2. Для расчётов можно принять 100 т/м2; S - площадь помещения, м2; К1 - коэффициент, учитывающий потери через окна. Тройной стеклопакет К1 = 0,85, двойной стеклопакет К1 = 1,0, обычное (двойное) остекление К1 = 1,27; К2 - коэффициент, учитывающий теплоизоляцию стен. Хорошая изоляция К2 = 0,85, стена в 2 кирпича или утеплитель (150 мм), К2 = 1,0, плохая изоляция К2 = 1,27; К3 - коэффициент, учитывающий соотношение площади окна и пола. 10% К3 = 0,8, 20% К3 = 0,9, 30% К3 = 1,0, 40% К3 = 1,1, 50% К3 = 1,2; К4 - коэффициент, учитывающий температуру с наружи помещения. -10 0С К4 = 0,7, -15 0С К4 = 0,9, -20 0С К4 = 1,1, -25 0С К4 = 1,3, -35 0С К4 = 1,5; К5 - коэффициент, учитывающий число стен выходящих наружу. Одна стена К5 =1,1 , две К5 =1,2 , три К5 =1,3 , четыре К5 =1,4; К6 - коэффициент, учитывающий тип помещения над рассчитываемым. Обогревание помещения К6 = 0,8 , тёплый чердак К6 = 0,9, холодный чердак К6 = 1,0 К7 - коэффициент, учитывающий высоту помещения. Высота 2,5 м К7 = 1,0 , 3 м К7 = 1,05 , 3,5 м К7 = 1,1 , 4 м К7 = 1,15 , 4,5 м К7 = 1,2 . Тогда Qm = 100 · 870 · 1,27 · 1,0 · 0,8 · 1,3 · 1,3 · 0,8·1,2 = 143407,18 Вт.
Расчёт отопления показывает, что для отопления данного помещения потребуется источник тепла мощностью 99 кВт. Можно использовать алюминиевые радиаторы 495 секций (мощность 1 секции = 0,2 кВт).
4.6.4 Расчёт водоснабжения Годовой расход воды на хозяйственно-бытовые нужды , л вычисляют по формуле
Рвбг = (Нрр · Ряв + Нрs · Sуч) · Др · 1,2 (4.19)
где - норма расхода воды на одного рабочего за смену, л/чел. Принимаем 40 л/чел; - явочное число рабочих, чел; - норма расхода воды на 1 м2 площади участка за смену л/м2; - площадь участка, м2; - дни работы; - коэффициент учитывающий расход воды на прочие нужды
Рвбг = (40 · 22 + 8 · 870) · 252 · 1,2 = 2370816 Годовой расход воды на хозяйственно-бытовые нужды составляет 2370816 л.
Экономическая часть
5.1 Расчет фонда оплаты труда ремонтных рабочих зоны
Таблица 5.1 – Расчет фонда оплаты труда ремонтных рабочих зоны
5.1.2 Распределение ремонтных рабочих по разрядам. Квалификация ремонтных рабочих определяется в соответствии с методическим указанием и представлено в таблице 5.5
Таблица 5.2 - Распределение рабочих по разрядам
5.1.3 Расчет общего фонда оплаты труда ремонтных рабочих зоны. Общий фонд оплаты труда ремонтных рабочих зоны ТО-1 состоит из заработной платы по тарифу, доплат, премии и дополнительной заработной платы. Расчёт среднего разряда ремонтного рабочего зоны RCP осуществляется по формуле , (5,1)
где Ri - номер разряда соответствующего вида работ; Ni - количество рабочих соответствующего разряда, чел
Расчёт среднечасовой тарифной ставки ремонтного рабочего зоны ТО-1 Ср.час, руб, осуществляется по формуле
, (5,2)
где - часовая тарифная ставка ремонтного рабочего соответствующего разряда, руб.; К – коэффициент, учитывающий наличие вредных условий Принимаем: = 79,55 руб.; = 107,38 руб.; = 86,76 руб.; = 121,65 руб.; = 95,51 руб.; R= 1,12. Расчёт тарифной заработной платы ремонтных рабочих зоны ЗПТАР, руб., осуществляется по формуле ЗПТАР = Ср.час · Тз (5,3)
Расчёт доплаты за руководство бригадой, ДБР, руб., осуществляется по формуле
, (5,4)
где - часовая тарифная ставка бригадира, руб; - нормативный фонд рабочего времени автослесаря за - количество бригад (бригадиров); %ДБР - процент доплаты за руководство бригадой; Принимаем: =165,5 ч; %ДБР =10 %. Расчёт доплаты ремонтным рабочим за работу в вечернее и ночное время Допл В(Н), руб, осуществляется по формуле
, (5,5)
где - человеко-часы работы в вечернюю (ночную) смену; %Д оплВ (Н) - процент доплаты за работу в вечернюю (ночную) смену. Принимаем: %Д В=20%; %Д Н=40%. 18.00-22.00 - вечернее время; 22.00-06.00 - ночное время.
Расчёт премии ремонтным рабочим, выплачиваемой из фонда оплаты труда Прем, руб., осуществляется по формуле
, (5,6)
где %Прем - процент премиальных; Принимаем %Прем = 35 %.
Расчёт основного фонда оплаты труда ремонтных рабочих зоны ФОТОСН, руб., осуществляется по формуле
. (5,7)
Расчёт процента дополнительной заработной платы %ДЗП, %, осуществляется по формуле
, (5,8)
где 1% - процент дополнительной заработной платы за период выполнения государственных обязанностей.
Расчёт дополнительного фонда оплаты труда ремонтных рабочих зоны ФОТДОП, руб., осуществляется по формуле
(5,9)
Расчёт общего фонда оплаты труда ремонтных рабочих зоны ФОТОБЩ, руб., осуществляется по формуле
. (5,10)
Расчет этих показателей представлен в таблице 5.3.
Таблица 5.3. – Расчет общего фонда оплаты труда ремонтных рабочих зоны В рублях
(0.01 сек.) |