Социальная диагностика и социальная профилактика ка технологии социальной работы
«Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, совокупность операций, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» [16, с. 128]. Диагностика (греч. «diagnostikos» - способный распознавать) - это способ получения более полной информации об объекте, процессе или явлении, который мы изучаем. Этот термин пришел в социологию из медицины, где необходимо правильное распознание болезни для дальнейшего назначения эффективного лечения, когда в социальной работе необходимость заключается в выявлении социальной «болезни» (проблемы) и поиске методов ее решения [20, с. 44]. Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20--начале 30-х гг. XX века. Сейчас «социальная диагностика» - одно из самых важных направлений в социальной работе, она является начальной ступенью анализа. Социальная диагностика является одной из прикладных задач социологии [19, с. 116]. Социальная диагностика является одной из технологий социальной работы. Социальная диагностика является началом работы с любым типом социальных проблем и с любой категорией клиентов. Она является процессом, в ходе которого определяется сущность различных социальных явлений; методологическим инструментом, который дает необходимую информацию, на основе которой выбираются дальнейшие методы работы. Объектами социальной диагностики могут являться не только отдельные личности, но и социальные слои, большие и малые социальные группы, различные общности и организации и даже социальные отношения и явления. Социальная диагностика используется при создании различных социальных прогнозов, так как она является условием выбора действенных и адекватных методов для эффективной практической деятельности. Технология социальной диагностики широко и успешно используется в различных областях социологии; в социальных учреждениях при работе с семьей, с группой риска и другими различными категориями граждан. Можно провести аналогию между диагностикой в социальной работе и диагностированием заболевания в медицине, чем раньше и точнее поставлен диагноз заболевания и причины его возникновения, тем больше можно надеяться на благоприятный исход событий [20, с. 41]. Неправильный диагноз аннулирует все старания и усилия специалиста, а так же уменьшает возможность решения проблемы, поэтому социальная диагностика - это важнейшая составляющая социальной работы в целом, требующая высокой компетентности. В процессе социальной диагностики социальный работник становится не специалистом, который предоставляет клиенту объяснение его проблемы с точки зрения «эксперт всегда прав», а партнером, изучающим вместе с клиентом проблему, ее причины, допущенные ошибки и разрабатывает возможные решения. Так же, социальная диагностика достаточно тесно связана с профилактикой. Профилактика - это предупреждение причин, которые могут повлиять на возникновение каких - либо социальных отклонений. Она направлена на защиту и поддержание нормальной жизни людей, предотвращение появления различных, как физических, так и психических и социальных отклонений у групп риска и отдельных индивидов [16, с. 130]. Технологию социальной работы по профилактике правонарушений подростковой молодежи можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект – система теоретических знаний и практика, представляющую собой алгоритм, организацию, и всю совокупность средств, приемов и способов воздействия на объекты социальной работы. Такой подход используется, прежде всего, управленческими органами и организаторами для реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Второй аспект – совокупность частных технологий, специфика которых определена конкретным объектом и субъектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы, как правило, присущ непосредственным организаторам социальной работы с различными категориями населения. Д. Эванс отмечает: «Как на Западе, так и в современной России разработка социальных технологий по профилактике правонарушений молодежи включает три основных этапа: методический, теоретический и процедурный» [31, с. 27]. Мировой и отечественный опыт по профилактике правонарушений показывает, что главным звеном в решении данной проблемы должна стать массовая сеть консультативных или стационарных учреждений, где возможно было бы оказывать все виды помощи молодым людям, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая их диагностику индивидуальных особенностей, условий жизни, а также воспитания. Социальные работники, педагогики, медики, психологи и юристы должны обеспечить адресную помощь нуждающимся, организуя коррекцию поведения, профилактическую работу, адаптацию к сложным условиям жизни дезадаптивных подростков, а также их реабилитацию [19, с. 117]. На примере Германии рассмотрим опыт социальной работы с молодежью, в которой имеется широко разветвленная и развитая система помощи молодежи. «В сферу социальной работы входит содействие в развитии несовершеннолетней молодежи вне школы. Большинство социальных услуг предоставляется негосударственными организациями в дневное время. По мнению Е. Слуцкого, общество в лице государства не только идейно признает негосударственные организации, но также активно оказывает им финансовую поддержку» [22, с. 55]. «Государственная система помощи молодежи в Германии осуществляется на четырех уровнях. Первый уровень реализует Федеральное министерство по делам женщин и молодежи. В функции данного министерства входят подготовка законодательства, финансирование мероприятий общегосударственных значений и мероприятий, имеющих характер проектов-моделей. На уровне федеральных земель деятельность осуществляют компетентные министерства. В их сфере деятельности входят подготовка местного земельного законодательства, поддержка социальных проектов и развитие молодежной политики на уровне земель. На уровне областных организаций свою деятельность выполняют ведомства земель по делам молодежи. Данные ведомства реализуют координирующие, консультирующие и регионально-планирующие функции. На заключительном, уровне местных организаций помощи несовершеннолетней молодежи деятельность реализуют ведомства по делам молодежи округов и городов не окружного подчинения. На эти ведомства возлагается главная задача помощи молодежи». «Одной из основных задач социальной работы с молодежью в Германии является консультирование данной группы населения по вопросам профессионального самоопределения». Кроме того, направления социальной работы с молодежью поддерживают и стимулируют молодых людей к адаптации и обучению в профессиональном развитии. Одним из главных нормативно-правовых актов, который отражает социальную работу с подростковой молодежью в Германии, является «Закон о помощи детям и молодежи». Данный нормативно-правовой акт определяет широкий круг задач социального работника: от работы с молодежью до помощи молодым совершеннолетним. Помимо этого, данный правовой акт содержит пункт об участии учреждений по делам молодежи, например, в судебном производстве [19, с. 118]. Э. Манукян отмечает: «Социальная работа с трудными детьми и подростками в Голландии осуществляется по нескольким проектам (социальным технологиям): - проект ThuislozenTeam (TT) – работа с бездомной молодежью; - проект YoorkomingThuisloosheid (VT) – работа по предотвращению побегов из интернатов, а также предотвращение конфликтных ситуаций, возникающих между сотрудниками интерната и его воспитанниками; - проект Halt – работа с подростками, которые допустили мелкие кражи или совершили акты вандализма; - проект HomeVideoTraining (HVT) – работа по улучшению взаимоотношений между ее членами, помощь в решении ряда проблем, в том числе, связанных с воспитанием детей; - проект NieuwePerspectieven (NP) – работа с условно осужденными подростками» [21, с. 40]. Проведя анализ технологий социальной работы по профилактике правонарушений молодежи в Голландии, можно выделить некоторые особенности, на которых базируются данные социальные технологии. 1. Особенности организации работы по профилактике правонарушений молодежи. Министерство и местная администрация лишь только формулируют проблему и на конкурсной основе рассматривают социальные проекты, а также определяют исполнителя. Кроме того, роль министерств, а также местных органов власти заключается в поиске, выделении, контроле средств и результатов применения выбранной технологии социальной работы. Негосударственные организации непосредственно ведут работу по каждому социальному проекту. 2. Этапы социальной работы с подростковой молодежью. Социальную работу по каждому проекту условно можно разделить на два этапа. Первый этап связан с социальной диагностикой. Данный вид деятельности включает в себя изучение сложившейся ситуации вокруг подростка (его положение в семье, школе, а также среде свободного времени) и изучение его мотивационной сферы (как правило, он сам определяет значимые для него проблемы, например, трудности профессионального самоопределения или взаимоотношений). Этот этап завершается составлением совместно с молодым человеком, а также его семьей плана решения возникшей проблемы. Бюро и клиент заключают контракт. Данный контракт предусматривает лишь моральную ответственность, так как он не имеет юридической силы. Второй этап представляет собой движение по выработанному плану. Данный этап включает в себя, прежде всего, психосоциальную помощь путем регулирования ситуации вокруг молодого человека. Кроме того, ведется работа по развитию умений и навыков подростка. 3. Роль социальных работников в профилактике правонарушений молодых людей. Специалисты по социальной работе являются ключевой фигурой всех проектов. Необходимо отметить, что они работают одновременно с небольшим количеством клиентов. Это позволяет сделать работу адресной. Насколько хватает средств и специалистов по социальной работе, столько клиентов и задействовано в работе. Существует конкурс на участие в работе по каждому проекту. Можно сказать, что данный факт усиливает желание несовершеннолетних работать в нем [30, с. 72]. Подросток, который принимает участие в социальном проекте, в любое время суток имеет возможность связаться со специалистом по социальной работе. В целом, основными обязанностями социального работника в рассмотренных выше проектах являются установление доверительных отношений, тщательное изучение ситуации и личностных особенностей молодого человека, составление индивидуального плана работы, установление и координация контактов с работниками различных учреждений, обеспечение прогресса в работе и помощи со стороны социального окружения. «Исследование мировых тенденций констатирует появление новых процессов в теории и практике социальной работы. Наблюдается усиление гуманистической ориентации социальной деятельности, ориентирующейся на целостный подход к человеку, а не на решение конкретной проблемы отдельного индивида». Позицию автора отражает утверждение, что социальная работа с клиентом должна основываться на наиболее эффективных методах предоставления поддержки и помощи, поставившая своей задачей обеспечение наилучшего взаимодействия с клиентом. Трансформация возникающих изменений ситуации проведения социальной работы предполагает необходимость перехода к использованию новых методов и принципов в условиях изменившейся обстановки. В условиях неустойчивости социальной обстановки на социальную работу возложена задача предотвращения роста социальной дезадаптации в российском обществе [30, с. 73]. В Российской Федерации в зависимости от того, с какими категориями подростков, а также семей социального риска приходится работать специалистам, технология социальной работы строится по определенной системе, которая включает в себя меры первичной, вторичной, а также третичной профилактики. Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения подростка осуществляются, как правило, социально-психологическими центрами, досуговыми учреждениями, центрами психологической консультации и педагогической реабилитации. Объектами первичной работы являются молодые люди, которые не были замечены в проявлении асоциальных поступков, но пребываютдолгое время в трудной жизненной ситуации и имеют проблемы в школьном обучении, интеллектуальном развитии, общении, а также имеют неустойчивые социальные связи с семьей, родственниками, которые в дальнейшем могут привести к побегам подростка из семьи или воспитательного учреждения. Объектами вторичной профилактикиявляются беспризорные дети и подростки. Они еще не приобщились к преступной деятельности, но их социальное развитие протекает неблагоприятно и характеризуется различными поведенческими проблемами асоциального характера[16, с. 131]. Целью социальной работы в отношении такого контингента молодежи является развитие форм общественного и государственного воздействии в целях коррекции поведения и социальной адаптации детей, которые находятся в зоне социального риска. Субъекты, принимающие участие в решении проблем безнадзорности и правонарушений на третьем уровне, реализуют свою деятельность в системе стационарных учреждений. В России функционируют территориальные центры помощи семье и детям в целях улучшения и оптимизации социальных отношений в ближайшем окружении подростка и его семьи. Деятельность специалистов данного центра направлена на поддержание воспитательных функций семьи в отношении подростка. Г.И. Климантова отмечает: «Главной задачей центра является индивидуальная, конкретная работа с молодым человеком в условиях сохранения его межличностных связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения курса реабилитации несовершеннолетнегов специализированных учреждениях» [18, с. 76]. Технология социальной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений территориальных центров помощи семье и детям состоит из следующих мероприятий: - Традиционная форма патронажа и социального контроля семей социального риска в целях создания условий для более плотного взаимодействия. - Проведение тематических бесед и лекций для подростковой молодежи. -Работа по индивидуальной карте социальной адаптации подростков. - Реализация программ социальной реабилитации дезадаптированных подростков, склонных к противоправному поведению. - Клубная и кружковая работа, задачами которой является социальная адаптация и реабилитация детей с отклоняющимся от нормы поведением, иными словами, профилактика дальнейшего отклонения в поведении подростка. - Организационная работа по улучшению уровня взаимодействия различных служб в целях профилактики девиантного поведения молодежи [18, с. 79]. Таким образом, необходимо создать в российском обществе механизмы и условия оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1817)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |