Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути совершенствования технологий социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков



2018-07-06 817 Обсуждений (0)
Пути совершенствования технологий социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ОПДН УМВД по г. Кызылу занимается вопросами патриотического, гражданского и нравственного воспитания молодежи. Профилактика правонарушений среди подростковой молодежи также входит в сферу деятельности данного учреждения. Конечно, ОПДН УМВД по г. Кызылу осуществляет ряд социальных проектов, направленных на развитие молодежи. Например, проект по профилактике девиантного поведения, проект «Алгоритмы здоровья», проект по развитию толерантности и т.д. Однако, для того, чтобы снизить показатели правонарушений среди подростковой молодежи следует усовершенствовать и реализовывать социальный проект (технологию социальной работы по профилактике правонарушений молодежи), направленный на профилактику правонарушений подростков.

Цель проекта – выработать и применить эффективные формы социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи проекта:

а) Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

б) Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи.

в) Создание условий для психолого-педагогической и правовой поддержки молодежи.

г) Осуществление индивидуального подхода к подросткам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья.

д) Осуществление консультативно-профилактической работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и родителей.

Социальный проект предполагается реализовать в тринадцать этапов, взаимосвязанный между собой. Периодичность проекта составляет 1 год. Проект предполагается осуществлять 5 лет (Приложение 1).

Система основных мероприятий:

1. Организационная работа.

Направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, осуществление систематической работы с картотекой «группы риска». Данный вид деятельности должен осуществляться социальными работниками ОПДН УМВД по г. Кызылу.Место проведения мероприятия – ОПДН УМВД по г. Кызылу.

Организационная работа включает в себя:

а) разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике противоправных деяний подростков;

б) планирование мероприятий, направленных на профилактику правонарушений подростковой молодежи;

в) составление программ, направленных на предотвращение правонарушений подростков;

г) осуществление систематической работы с картотекой «группы риска»;

д) обсуждение социальными работниками вопросов, связанные с улучшением их деятельности.

2. Диагностическая работа.

Предполагает создание банка данных об образе жизни семей асоциальных подростков, об их положении в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков. Данный вид деятельности должен осуществляться социальными работниками ОПДН УМВД по г. Кызылу совместно с инспектором по делам несовершеннолетних.Место проведения мероприятия – ОПДН УМВД по г. Кызылу или на территории комиссии по делам несовершеннолетних.

Диагностическая работа включает в себя:

а) планирование и коррекция работы по предотвращению правонарушений совместно с комиссией по делам несовершеннолетних;

б) анкетирование трудных подростков;

в) проведение диагностических методик изучения личности молодых людей «группы риска»;

г) оформление карты сопровождения молодых людей «группы «риска».

3. Профилактическая работа.

Включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками. Данный вид деятельности способствует формированию у молодого поколения представлений об адекватном поведении, не склонной к правонарушениям личности. Данный вид деятельности следует осуществлять социальным работникам ОПДН УМВД по г. Кызылу.Место проведения мероприятия – учреждения среднего профессионального образования.

Профилактическая работа с подростками включает в себя:

а) проведение различных творческих мероприятий, касаемых профилактики правонарушений;

б) психологические тренинги;

в) организацию правового обучения молодежи;

г) профориентационную работу;

д) проведение бесед на тему «Профилактике правонарушений».

4. Индивидуальная работа с подростками, склонными к девиантному поведению.

Данный вид деятельности заключается в содействии осознанному выбору девиантным подростком своего жизненного пути. Индивидуальную работу с трудным подростком следует осуществлять социальному работнику и психологу ОПДН УМВД по г. Кызылу. Место проведения мероприятия – ОПДН УМВД по г. Кызылу.

При работе с подростками «группы риска» социальным работникам и психологам необходимо:

а) выявлять трудности, которые испытывает молодой человек, систематически оказывать ему социально-психологическую и иную помощь в процессе индивидуальной работы;

б) при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из трудных подростков и формировать у него это чувство. Социальный работник и психолог должен видеть в подростке творческую, развивающуюся личность, а также поддерживать его стремление к самосовершенствованию

в) привлекекать подростков «группы риска» к общественной работе;

г) выявлять у подростка качества, способности, умения, которые могут получить положительную оценку в обществе, а также всячески их развивать;

д) формировать гуманистические отношения, способности и навыки самодисциплины и самоорганизации у каждого подростка «группы риска»;

е) разъяснять подростку законодательство, его права и обязанности;

ж) оказывать молодому человеку «группы риска» помощь в разработке программы самовоспитания, а также в ее реализации.

5. Профилактическая работа с родителями трудного подростка.

Профилактическая работа с родителями трудного подростка заключается в установлении неиспользованного резерва семейного воспитания. Данный вид деятельности следует осуществлять социальному работнику и психологу ОПДН УМВД по г. Кызылу.Место проведения мероприятия – ОПДН УМВД по г. Кызылу или место жительства семьи подростка (рейд по семьям трудных подростков).

Данный вид деятельности включает в себя:

а) организацию тематических встреч родителей с социальными работниками, психологом.

б) организацию консультаций родителям трудного подростка на тему воспитания своего ребенка;

в) обучение родителей подростка «группы риска» приемам педагогического контроля за ребенком;

г) использование разнообразных форм для оказания помощи родителям подростка «группы риска» в пределах компетенции социальных работников и психолога.

Ожидаемые результаты технологии социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

а) Развитие социальной инфраструктуры, которая обеспечит предоставление помощи и услуги семье и детям.

б) Обеспечение доступности реабилитационных и иных социальных услуг для несовершеннолетних граждан и их семей.

в) Сокращение динамики роста детской безнадзорности и снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних.

г) Оказание своевременной психологической, педагогической и других видов помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

д) Сокращение правонарушений среди несовершеннолетних граждан на территории района.

е) Складывание целостной системы профилактической работы по предотвращению правонарушений и преступлений, безнадзорности детей.

ж) Создание условий для полезной занятости молодых людей.

з) Укрепление механизма социального партнерства по разрешению социальных проблем семьи и ее членов.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Следует отметить, что организация деятельности социального работника по профилактике правонарушений подростков за рубежом и в РФ имеет свои сходства и различия. Анализ трудов ученых по данной проблематике показывает, что в России и ряде европейских стран организация работы с подростками по предотвращению их противоправных деяний является межведомственной.

Социальная диагностика является одной из технологий социальной работы.

Социальная диагностика используется при создании различных социальных прогнозов, так как она является условием выбора действенных и адекватных методов для эффективной практической деятельности. Технология социальной диагностики широко и успешно используется в различных областях социологии; в социальных учреждениях при работе с семьей, с группой риска и другими различными категориями граждан. Можно провести аналогию между диагностикой в социальной работе и диагностированием заболевания в медицине, чем раньше и точнее поставлен диагноз заболевания и причины его возникновения, тем больше можно надеяться на благоприятный исход событий.

Деятельность юриста и социального работника по профилактике правонарушений за рубежом носят более адресный характер, в отличие от отечественного опыта социальной работы. Это связано с тем, что социальные работники в ряде европейских стран работают одновременно с небольшим количеством подростков. Зарубежная технология социальной работы по предотвращению правонарушений молодежи условно включает в себя два этапа. Первый этап связан с социальной диагностикой, включающей в себя изучение сложившейся ситуации вокруг подростка (его положение в семье, школе, а также среде свободного времени) и изучение его мотивационной сферы (как правило, он сам определяет значимые для него проблемы, например, трудности профессионального самоопределения или взаимоотношений). Этот этап завершается составлением совместно с молодым человеком, а также его семьей плана решения возникшей проблемы. Заключается контракт между бюро и клиентом. Данный контракт предусматривает лишь моральную ответственность, так как он не имеет юридической силы. Второй этап представляет собой движение по выработанному плану, включающий в себя, прежде всего, психосоциальную помощь путем регулирования ситуации вокруг молодого человека. Кроме того, ведется работа по развитию умений и навыков подростка.

В Российской Федерации в зависимости от того, с какими категориями подростков, а также семей социального риска приходится работать специалистам, технология социальной работы строится по определенной системе, которая включает в себя меры первичной, вторичной, а также третичной профилактики.

Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения подростка осуществляются, как правило, социально-психологическими центрами досуговыми учреждениями, центрами психологической консультации и педагогической реабилитации.

Объектами вторичной профилактикиявляются беспризорные дети и подростки. Они еще не приобщились к преступной деятельности, но их социальное развитие протекает неблагоприятно и характеризуется различными поведенческими проблемами асоциального характера, например, приобщением к алкоголю, наркотикам, склонностью к агрессии, к бродяжничеству.

Субъекты, принимающие участие в решении проблем безнадзорности и правонарушений на третьем уровне, реализуют свою деятельность в системе стационарных учреждений.В этих учреждениях принимаются меры, которые направлены на оказание помощи, реабилитацию, коррекцию поведения, защиту прав и законных интересов несовершеннолетней молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.

Тем самым, необходимо отметить, что главным отличием реализации технологии социальной работы за рубежом, по сравнению с отечественным опытом, является то, что социальные работники работают одновременно с небольшим количеством клиентов. Это позволяет сделать работу адресной.

Можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике правонарушений и борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, занимающие решением данных проблем. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для успешной реализации законов федерального и регионального уровня.

Главным недостатком законодательной базы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений подростков можно считать отсутствие четкой роли социальных работников в данном виде деятельности.

Например, в ФЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в РФ» и в Законе Волгоградской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений в Волгоградской области» необходимо создать отдельный пункт статьи, который бы регламентировал деятельность социальных работников. Социальные работники вносят весомый вклад в данный вид деятельности, поэтому возникает необходимость прописать основные компетенции социальных работников учреждений социально-психологической психологической помощи.

Для того чтобы снизить показатели правонарушений среди подростковой молодежи, следует усовершенствовать и реализовывать социальный проект (технологию социальной работы по профилактике правонарушений молодежи), направленный на профилактику правонарушений подростков, который будет содержать комплекс взаимосвязанных мероприятий.

Технология социальной работы по предотвращению правонарушений включает в себя 5 основных этапов.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, осуществление систематической работы с картотекой «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей асоциальных подростков, об их положении в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков.

Профилактическая работа включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками. Она способствует формированию у молодежи представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору трудным подростком своего жизненного пути.

Профилактическая работа с родителями трудного подростка предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания.

Таким образом, комплексное планирование и реализация всех этапов технологии социальной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетней молодежи позволит социальным работникам улучшить результаты своей деятельности в данной сфере.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст по состоянию на 21.07.2014 г. // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (в ред. от 23 мая 2018 г. № 120-ФЗ) // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ принят ГД ФС РФ 22.12.1995 (в ред. от 23 мая 2018 г. № 120-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ принят ГД ФС РФ 01.11.2001 (в ред. от 23 мая 2018 г. № 120-ФЗ) // «Российская газета», № 233, 28.11.2001

5. Гражданский кодекс Российской Федерации часть четвертая» от 18.12.2006 № 230-ФЗ принят ГД ФС РФ 24.11.2006 (в ред. от 23 мая 2018 г. № 120-ФЗ) // «Российская газета», № 289, 22.12.2006.

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2017 г. № 438-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 23 апреля 2018 г. № 103-ФЗ) // «Российская газета» от 31.12.2001г. – № 256

8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( в ред. от 7 июня 2017 г. № 109-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №26. Ст. 3177.

9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 18 апреля 2018 г. № 85-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3802.

10. Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1165 ВХ-I «О системе профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних в Республике Тыва» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

Научная и учебная литература:

11. Беличева, С.А. Служба социальной защиты семьи и детства / С.А. Беличева // Педагогика. – 2014. – №8. – С. 23–27.

12. Гембаренко, В.И. Управление процессами реформирования социальной сферы современной России / В.И. Гембаренко. – М.: РГСУ, 2016. – 229 с.

13. Демина, В.С. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ / В.С. Демина. – 2014. – № 14. – С. 207.

14. Ермаков В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания / В.Д. Ермаков. – М., 2015. – 126 с.

15. Жундубаев, М.К. Профилактика девиантного поведения подростков в инновационной деятельности учреждений дополнительного образования / М.К. Жундубаев // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – №2. – С.192-194.

16. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 240 с.

17. Камаева, Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей / Г.И. Камаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2015. – №. 1. – С. 75.

18. Климантова, Г. И. Духовно-нравственное воспитание молодежи – приоритет государственной семейной политики России / Г.И. Климатова. М.: Союз, 2015. – 176 с.

19. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2015. – 416 с.

20. Коповая, О.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Наука, 2014. – 80 с.

21. Манукян, Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы / Э.А. Манукян // Российский журнал социальной работы. – 2016. – № 2/4. – С. 40.

22. Слуцкий, Е.Г. Социальная работа с молодёжью / Е.Г. Слуцкий, Р.А. Костин, Н.И. Сапова. – СПб.:СПбГИСЭ, 2014. – 122 с.

23. Социальная психология [текст]: учеб. пособие/ под ред. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ. – 2016. - 543 с.

24. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие/ Под ред. д.п.н., проф. И.Ф. Басова. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. – 328 с.

25. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России // Гуманитарные и социально- экономические науки. 2016. №3 – 140 с.

26. Харичкин, Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства / Е.А. Харичкин // Работник социальной службы. – 2015. – № 2. – С. 55.

27. Холостова, Е. И. Зарубежный опыт социальной работы / Е. И. Холостова, А. Н. Дашкина, И. В. Малофеев. – М.: Дашков и К, 2016. – 368 с.

28. Холостова, Е.И. Технология социальной работы / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова. – М.: Юрайт, 2015. – 503 с.

29. Хохлова М.М. Роль профориентационной работы среди молодежи в изменении ситуации на рынке труда// Отечественный журнал социальной работы – 2016. - №4 – С. 25-31.

30. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.В. Шакурова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.

31. Эванс, Д. Обучение социальной работе / Д. Эванс. – Ростов-н/Д., 2014. – 112 с.

32. Официальный сайт МВД России Республике Тыва. Режим доступа: https://17.мвд.рф

 

 


Приложение 1

 

Социальныйпроектпредполагаетсяреализоватьвтринадцатьэтапов,взаимосвязанныймеждусобой.Периодичностьпроектасоставляет1год

 

Системамероприятийпроекта(посрокамреализации)

Наименованиемероприятий Местопроведения Срок
Сборданныхонесовершеннолетних,состоящихнаучетеКДН,ПДНи«группахриска»пообразовательнымучреждениям Натерриториикомиссииподеламнесовершеннолетних Регулярно
Участиесоциальныхработниковвсозданиибанкаданныхобезнадзорныхдетейсовместноскомиссиейподеламнесовершеннолетних Натерриториикомиссииподеламнесовершеннолетних Регулярно
Индивидуальныеигрупповыеконсультацииподросткампоправовымвопросам,попрофориентации. ОПДН УМВД по г. Кызылу»,учреждениясреднегопрофессиональногообразования Регулярно
Оформлениестендапоправовомуобучениюподростков ОПДН УМВД по г. Кызылу» Регулярно
Анкетированиеподростковиихродителей ОПДН УМВД по г. Кызылу»,учреждениясреднегопрофесиональногообразования,местожительствасемьиподростка«группыриска» Регулярно
Организацияэкстреннойпомощидетям,оказавшимсявтруднойжизненнойситуации ОПДН УМВД по г. Кызылу» Регулярно
Психолого-педагогическое сопровождение (индивидуальные беседы, консультации для подростков) ОПДН УМВД по г. Кызылу» Регулярно
Организация волонтерского движения из числа подростков «группы риска». Содействие в трудоустройстве подростков ОПДН УМВД по г. Кызылу» Июнь – август
ПланированиесовместнойработысКДН(социальныерейды,патронажпроблемныхсемей) Натерриториикомиссииподеламнесовершеннолетних Вначалесентября
Организациязанятостидетей«группыриска»вовнеурочноевремя(охватсекционной,клубной,кружковой,работыцентрасоциально-психологическойпомощимолодежи) ОПДН УМВД по г. Кызылу» Сентябрь–май
Набор подростков, проживающих в проблемной семье, нуждающихся в социальной, психологической, социально-педагогической поддержке ОПДН УМВД по г. Кызылу» Сентябрь – декабрь
Организация и проведение тематических недель, декад по профилактике правонарушений ОПДН УМВД по г. Кызылу» Ежеквартально
Составление и реализация коррекционных занятий для подростков по самовоспитанию и самопознанию ОПДН УМВД по г. Кызылу» По графику

Размещено на Allbest.ur



2018-07-06 817 Обсуждений (0)
Пути совершенствования технологий социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути совершенствования технологий социальной работы по профилактике правонарушений среди подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (817)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)