Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные инструменты торговой политики ЕС



2018-07-06 918 Обсуждений (0)
Основные инструменты торговой политики ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок




Страны – члены ЕС применяют определенные инструменты регулирования экспорта и импорта с целью защиты отечественных производителей, обеспечения национальной безопасности, получения встречных уступок от партнеров в торговле и для обеспечения бюджетных поступлений

Общая торговая политика (ОТП) служит инструментом регулирования внешнеэкономических связей ЕС, действуя одновременно по двум направлениям:

- во-первых, путем принятия так называемых автономных (односторонних) мер — тарифных (в рамках единого таможенного тарифа (ЕТТ)) и нетарифных (меры экспортно-импортного регулирования, антидемпинговые меры, эмбарго и т.д.);

- во-вторых, путем заключения двусторонних и многосторонних торгово-экономических договоров с третьими странами и международными организациями.[9]

Таможенный союз(ТС) является одним из основных элементовОТП ЕС. Он представляет собой международное соглашение между двумя или несколькими странами, согласно которому эти страны обязуются:

- отменить все барьеры во взаимной торговле, т.е. таможенные пошлины и аналогичные им сборы, импортные и экспортные квоты, а также все меры, имеющие характер экспортно-импортных ограничений (в первую очередь количественных);

- обеспечить сближение или даже унификацию национального таможенного законодательства;

- ввести в отношении третьих стран единый таможенный тариф, который следует единообразно толковать и применять на всей таможенной территории ЕС.

Создание ТС ЕС было в целом завершено к 1 июля 1968 г. Тогда же был введен и единый для всех государств-членов ETT, который должен был идентично применяться в каждом из них в отношении третьих стран.

С этого момента странам-членам было запрещено вводить в одностороннем порядке новые пошлины и сборы, эквивалентные таможенным пошлинам. В результате, только ЕС, а не его государства-члены получил правоменять ставки ЕТТ и проводить переговоры по таможенно-тарифным вопросам в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) иВТО.

В ЕС огромное значение придается определению страны происхождения товаров, импортируемых из третьих стран, так как от этого во многом зависит деятельностьТС.[10]К примеру, этот показатель влияет на то, будет ли для конкретной страны установлен льготный таможенный режим либо, возможно, наоборот — введены количественные ограничения на поставки товаров. Кроме того, концепция страны происхождения товаров позволяет выявлять случаи демпинга.

Для реализации этой концепции были разработаны единые критерии того, как следует определять и доказывать, какое государство является страной происхождения товара. Так, продукция, полностью полученная или произведенная в одном государстве, считается «происходящей из этой страны».Для определения места происхождения «многонациональных товаров» предусмотрено несколько критериев. Например, товар считается происходящим из определенной страны, если на ее предприятиях осуществляются процессы, которые приводят к созданию качественно нового готового изделия или же составляют наиболее существенную часть производства данного товара. Этот общий критерий дополняется конкретизирующими его аспектами. Первый аспект подробно описывает производственные процессы, которые помогают определить происхождение товара, второй связан с определением товарной группы ЕТТ, третий определяет страну происхождения товара по наибольшему проценту добавленной стоимости, получаемой в процессе его изготовления. Все три дополнительных критерия применяются во взаимосвязи. Первые два чаще всего используются для определения происхождения товаров из развивающихся стран, а третий — из промышленно развитых. Контроль за унифицированным применением правил происхождения товаров возложен на Консультативный комитет по проверке происхождения товаров.[11]

Была введена также единообразная процедура, регулирующая транзит товаров через территорию ЕС. Эту же цель преследует и созданная еще в 1970-е годы под эгидой Европейской комиссии Служба ТС, в генеральный секретариат которой входят два отдела. Отдел тарифного законодательства занимается вопросами применения ЕТТ, взимания пошлин, тарифными аспектами торговых соглашений; отдел таможенного законодательства — правовыми проблемами свободного передвижения товаров, их происхождения, таможенного законодательства, применения санкций в случае его нарушения и т.д.

Согласно ст. 206 Договора о функционировании ЕвросоюзаЕС должен способствовать гармоничному развитию мировой торговли путем не только стимулирования товарооборота в глобальном масштабе,но и противодействия недобросовестной торговойпрактике.Основными ее видами, запрещенными еще в 1947 году при утверждении ГАТТ, считаются демпинг и субсидирование экспорта.

Следующий инструмент торговой политики ЕС – количественные ограничения. В настоящее время они представляют собой тарифныеквоты на ввоз сельскохозяйственных товаров.

Тарифная квота – это двухуровневый таможенный тариф, связанный с количеством товара, при котором заданное количество товаров может быть импортировано по "льготной" (то есть низкой) ставке пошлины в течение определенного периода. Как правило, это ставка по режиму наибольшего благоприятствования (РНБ, MFN) или генерализованной системе преференций (GSP, GSP+).

Другими словами, можно импортировать любое количество продукта, заплатив вне квоты по другому уровню тарифа.В случае свободной торговли между Украиной и ЕС, это, соответственно, 0% – в пределах квоты, и ставка пошлины в соответствии с таможенным тарифом ЕС – для объема товара, превышающего оговоренные объемы.[12]Установление беспошлинных тарифных квот ЕС предусмотрено для 36 видов товаров.При этом речь идет не об ограничении объемов импорта, а лишь о том, что импорт указанных товаров сверх определенного объем будет облагаться налогом на тех же условиях, которые действуют для Украины сегодня.

Согласно законодательству ЕС, администрирование тарифных квот осуществляется по двум принципам:

- "первый пришел – первый обслуживается";

- через систему импортных лицензий.

Экспортёр привозит товар, снабжённый необходимыми сертификатами качества на таможню, и после пересечения границы из общего объёма квоты вычитается вес поставленной продукции.Причем первым оформляется тот товар, сопроводительные документы которого поступили первыми.

Лицензирование также играет важную роль в торговой политики ЕС по сравнению с защитными мерами. Перечень товаров, подлежащих лицензированию, как и на любом другом рынке, устанавливается законодательно. В случае с Украиной система лицензирования действует для таких товаров, какмясо птицы и полуфабрикаты из мяса птицы (основная и дополнительная); молоко, сливки, сгущенное молоко и йогурты; пшеница мягкая, пшеничная мука и гранулы; говядина; сухое молоко и т.д.

На сегодняшний день ЕС активно применяет антидемпинговые меры. Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 ВТО[13], известное как Антидемпинговый Кодекс, направлено на борьбу с методами недобросовестной конкуренции, к которой прибегают экономические агенты одного из участников ВТО на рынке другого. Демпинг возникает при продаже товара «по цене нижеего нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены, устанавливаемой в рамкахобычного хода торговли на аналогичный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране».

Интерес представляет и сама антидемпинговая процедура. Еврокомиссия проводит ее по собственной инициативе или же по ходатайству физических или юридических лиц либо соответствующих объединений предпринимателей, производителей или профсоюзов, представляющих заинтересованную отрасль народного хозяйства. Ходатайство направляется в Еврокомиссию напрямую либо через государственные органы страны — члена ЕС. В этом документе должны быть указаны сведения, подтверждающие факт демпинга и потенциального или уже нанесенного им существенного ущерба для данной отрасли экономики, а также показана причинно-следственная связь между причиненным ущербом и демпингом. Еврокомиссия проверяет правильность и обоснованность доказательств, представленных заявителями. Но даже если она сочтет их убедительными, то начнет основную процедуру только при условии, что ходатайство было поддержано производителями, на чью долю приходится 25% всего объема товаров ЕС, которым был причинен ущерб в связи с демпинговым импортом из третьих стран.

Проводя основную антидемпинговую процедуру, Еврокомиссия одновременно может вводить и временные антидемпинговые пошлины на срок от 6 до 9 месяцев. За этот период она должна выявить, имеет ли место демпинг и причиняет ли он ущерб соответствующей отрасли экономики ЕС, а также не противоречит ли введение постоянных (долгосрочных) антидемпинговых пошлин интересам ЕС. Если Еврокомиссия установит факт демпинга и причиненного им ущерба, то она либо по ее предложению Совет ЕС своим Регламентом могут ввести постоянные антидемпинговые пошлины сроком на пять лет (с последующим продлением или приостановкой этого срока).[14]

Следует отметить, что антидемпинговые меры являются наиболее часто встречающимися мерами регулирования внешней торговли. Так, например, по итогам разбирательства, инициированного по жалобе европейских производителей стали на поставки импортного металла по предположительно заниженным ценам, ЕС с 7 октября 2017 года ввел антидемпинговые пошлины в диапазоне от 17,6 до 96,5 евро (от $20,6 до $112,8) на тонну. Таким образом, ЕС отказался от ранее обсуждавшейся идеи установить минимальный порог цены в 472,27 евро за тонну и адвалорных ставок — таких, которые определяются в процентах от таможенной стоимости товара. Ставка пошлины для «Северстали» определена в 17,6 евро на тонну, Новолипецкого металлургического комбината— 53,3 евро на тонну, Магнитогорского металлургического комбината— 96,5 евро на тонну.[15]

ЕСтакже занимается регулированием субсидирования экспорта из третьих стран.Факт предоставления субсидий трудно определить из-за их многообразия и значительного объема, а также сложности получения данных для расследований, тем более что в некоторых странах экспортные субсидии разрешены законом. Для борьбы с субсидированием экспорта из третьих стран, не являющимися членами ЕС, в соответствии с Регламентом 597/2009 применяются так называемые компенсационные пошлины. Эти защитные меры имеют много общего с антидемпинговыми как в материально-правовом, так и в процессуально-правовом смысле. Их применение также опирается на аналогичные критерии:

- доказанность незаконного субсидирования экспорта из третьих стран;

- наличие причинно-следственной связи между субсидированием экспорта и причиненным им ущербом соответствующим секторам экономики ЕС;

- обусловленность введения компенсационных пошлин интересами ЕС.

Под субсидией в ЕС понимают прямое или косвенное государственное финансирование производства, экспорта или транспортировки товаров, в результате чего экономике ЕС наносится ущерб. Субсидия должна быть адресной, т.е. предоставляемой конкретному предприятию, группе предприятий или даже целой отрасли экономики для экспорта товара. Понятие субсидии в смысле права ЕС мало чем отличается от понятия государственной помощи в определениях конкурентного права ЕС. Соответственно, по аналогии с конкурентным правом субсидии могут быть допустимыми и недопустимыми. К последней категории, в частности, относятся те, которые нарушают справедливую конкуренцию и способны причинить ущерб взаимной торговле между государствами-членами.[16]

Верхняя граница компенсационной пошлины определяется путем пересчета общей суммы субсидии на единицу импортируемой из третьей страны продукции. Ущерб отраслям, экономике ЕС и его заинтересованности во введении компенсационных пошлин, равно как и процедура их введения, идентичны процедурам, предусмотренным в отношении антидемпинговых мер.

Таким образом, антидемпинговые и компенсационные пошлины, направленные на защиту внутреннего рынка ЕС от недобросовестной торговой практики третьих стран, становятся в значительной мере инструментом повышения международной конкурентоспособности предприятий государств — членов ЕС.

Следующиемеры регулирования внешнеторговых связей ЕС – мерыэкспортно-импортногорегулирования. ЕС, стремясь расширить экспортные возможности входящих в него государств, осуществляет целенаправленную политику стимулирования экспорта в третьи страны на основе принципа свободы торговли и с учетом международных договорных обязательств, особенно в том, что касается его членства в ВТО.

Экспортное регулирование ЕС, как и импортное, осуществляется на основе принципа свободы вывоза и действует в отношении практически всех товаров (за небольшими исключениями). Особый интерес представляет экспорт вооружений. Он осуществляется и контролируется государствами — членами ЕС самостоятельно.Однако экспорт товаров двойного назначения подлежит компетенции самого ЕС. К таким товарам, например, относят некоторые виды электроники, лазерной техники, химического оборудования и т.д. На сегодняшний день их экспорт регулирует Регламент 428/2009, в котором предусматривается, помимо прочего, что при определенных условиях для экспорта таких товаров должны выдаваться соответствующие разрешения. В Регламенте также прописан порядок предоставления отдельных видов услуг и содержится запрет на распространение ядерных материалов.

На данный момент режим регулирования импорта в ЕС функционирует на основе Регламента 260/2009 об импорте из третьих стран. Основной принцип его действия закреплен в ст. 1 Регламента — это тотальная свобода импорта из третьих стран. Она не подлежит количественным ограничениям и применяется ко всем товарам за исключением текстиля и сельскохозяйственной продукции, в отношении которых действует специальное регулирование.

Полная либерализация торговли, во-первых, требует обмена информацией, позволяющего выявлять нарушения экономического и юридического характера, чреватые причинением ущерба интересам ЕС и нормальному функционированию внутреннего рынка.[17] Во-вторых, она подразумевает принятие контролирующих мер для устранения таких нарушений. Для эффективного обмена информацией создается особый комитет из представителей государств-членов во главе с членом Еврокомиссии, который дает консультации относительно условий и способов осуществления импорта, а также адекватности мер, которые необходимо в этой связи принимать. В рамках консультаций Еврокомиссия может проводить так называемое анкетирование, позволяющее определить, причинит ли импорт соответствующего товара из третьей страны серьезный вред производителям аналогичных товаров в ЕС. Если Еврокомиссия сочтет, что импорт из третьей страны угрожает производству и сбыту аналогичных и конкурирующих товаров, произведенных в ЕС и, самое главное, принятия контролирующих мер требуют интересы ЕС, она может согласиться на такие меры. Контроль может быть предварительным (импортер представляет документы на свой товар) и последующим (товар проходит статистический контроль после ввоза в ЕС).

К числу последних инструментов торговой политики ЕС отнесем устранение торговых барьеров. На глобальной арене ЕС, чтобы обеспечить себе более широкий и надежный доступ к дешевому сырью, добивается либо запрета на экспортные налоги, либо введения серьезных ограничений способность развивающихся стран взимать, либо повышать таковые. Между тем многие развивающиеся страны облагают налогами или другими ограничениями свой сырьевой экспорт, чтобы повысить доходы государственного бюджета, развивать местную перерабатывающую отрасль или защищать окружающую среду. С точки зрения ЕС, подобные меры являются «контрпродуктивными», а развивающимся странам следует, напротив, делать все возможное для максимизации своего экспорта.[18]

В отличие от большинства стран, ЕС ищет не только негативной интеграции в международной торговле (т.е. устранения торговых барьеров), но и позитивной интеграции (выработки общих антимонопольных правил, а также правил, регулирующих государственные закупки, инвестиционную сферу и вопросы защиты окружающей среды), которые согласовывались бы на глобальном уровне – прежде всего в ВТО. Но предложения ЕС по позитивной интеграции мирового рынка встречают стойкое сопротивление развивающихся стран и не имеют достаточной поддержки стран развитых.

 



2018-07-06 918 Обсуждений (0)
Основные инструменты торговой политики ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные инструменты торговой политики ЕС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (918)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)