Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка торговых взаимосвязей ЕС и США



2018-07-06 995 Обсуждений (0)
Оценка торговых взаимосвязей ЕС и США 0.00 из 5.00 0 оценок




Современное состояние взаимоотношений США-ЕС продиктовано несколькими факторами:

Во-первых - трансформаций тенденций глобализации в международных отношениях, формирование двух парадигм к системе миропорядка. Здесь, с одной стороны – США с их системой нового двуполярного мира, формирующегося в системе США – Китай, в которой Евросоюзу отведена роль малого партнёра, что проявляется в смене позиционирования системы НАТО: Штаты уже не готовы финансировать безопасность евроконтинента за свой счёт и настаивают на перераспределении обязательств, одновременно ЕС, в лице Германии и Франции, готовы к формированию независимого «Европейского договора о безопасности», подрывающего позиции НАТО.С другой – концепция многополярного мира Китая, в котором отдельные страны и локальные группировки – США, ЕС, Япония, БРИКС - выступают как равноправные партнёры, но прослеживается доминирующая роль Китая с распространением его влияния, в частности – амбициозный проект ЭПШП (Экономический пояс Шелкового пути), одной из основных задач которого является наращение поставок китайских товаров в Европу.

Во-вторых – новый внутри- и внешнеполитический курс США, объявленный Д.Трампом, направленный на воссоздание «великой Америки». Здесь основными проблемами становятся: потенциальное увеличение конкурентоспособности США на фоне реиндустриализации, сужение американского рынка для европейских товаров, и при этом – рост импорта в ЕС, борьба за рынки третьих стран. Одновременно же – нарастание мощи штатов как энергетической державы: на фоне сланцевой революции – наращивание экспорта лёгкой нефти, и это – на фоне сужения возможностей диверсификации рынка поставщиков: антироссийская риторика, воплощённая в санкционной политике, сужает возможности получения энергоносителей с востока.

В-третьих - общемировое замедление темпов роста экономик, снижающее возможности экстенсивного роста и сужающее экспортные возможности, в частности – протекционистские настроения в Китае.

В-четвертых - внутренние проблемы самого ЕС, обозначенные в тенденции «Brexit»: выход Великобритании из ЕС значительно снижает потенциал союза. Помимо этого, назрел кризис единства Испании, с обозначенным курсом Каталонии на отделение. Для стран Южной Европы по-прежнему актуален вопрос госдолга и секвестра бюджета: Маастрихсткие критерии выполняются только 13 странами из 28, преимущественно северной и восточной Европы, Прибалтики. Данные явления смогут, возможно, спровоцировать новый виток Еврокризиса в будущем, если политика ЕС в отношении регионов не сменится. На данном фоне развиваются современные торгово-экономические отношения ЕС и США.

США традиционно являлись основным торговым партнером Европейского союза, однако в кризисный период 2009 г., и затем – в кризис Еврозоны 2011 г., их относительная значимость несколько снизилась (падение с 16,2% торгового баланса до 13,95%), что в целом связано с падением ВВП в данных регионах и финансовыми проблемами. Однако, по мере восстановления экономики ЕС, к 2017 г. роль США вновь возросла.Тенденция объясняется ослаблением курса евро с 2014 года, что позволило перейти к наращиванию экспорта на американский рынок, а также – падением цен на энергоносители.Товарный торговый баланс США к ЕС в 2017 году остаётся пассивным (119,7млрд. евро), он увеличился на 6,5 млрд. евро по сравнению с 2016 годом.

На рисунке 2.3.1 представлена динамика торговли ЕС с США за период с 2012 по 2017 гг.

Рис.2.3.1 – Торговля США с ЕС в 2012 – 2017 гг., млрд. евро

Источник: составлено по: DatabasebyInternationalTradeStatistics, Eurostat, 2017[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database/ (дата обращения: 18.04.2018)

Как мы видим из рисунка 2.3.1, падение товарооборота наблюдалось в 2013 и 2016 годах. Падение показателя в 2016 году не связано с экономическим кризисом, так как оба блока неуклонно растут, но является частью более широкого снижения объемов мировой торговли. В остальные годы рассматриваемого периода прослеживается положительная динамика данного показателя. В эти же годы (2013 и 2016 гг.) видно падение объема импорта из ЕС, однако в 2017 году по сравнению с предшествующим годом ситуация заметно стабилизировалось, прирост импорта составил +3,35 %. Также мы видим положительную тенденцию объема экспорта в ЕС, из года в год происходит увеличение данного показателя (исключение – 2013 год). Так, например, в 2017 году по сравнению с 2016 годом прирост экспорта составил +2,28 %.

Товарная структура импорта и экспорта США со странами ЕС приведена в Приложении 4.

В структуре торговли услугами торговый баланс так же отрицателен на 2017 год (баланс – 13 млрд. долл.), что связано во многом, с членством Великобритании в ЕС. Структура экспорта-импорта приблизительно одинакова: это порядка 35% - различные бизнес-услуги, телекоммуникационные, транспортные и финансовые услуги – порядка 10%. Однако отдельно стоит выделить платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности. Здесь США выступает нетто-партнером (баланс – 8,7 млрд. долл.).

Тарифное регулирование в странах – партнерах отличается достаточно либеральным режимом: средняя величина тарифа в торговле ЕС – США – одна из самых низких в мире. Однако по ряду групп товаров отмечается протекционистский режим: в США тариф по минеральной продукции: - 6,61% (в ЕС – 1,09%), в ЕС по продукции АПК – 6,4%, транспортного машиностроения – 3,51%.

Основным соглашением, с использованием которого предполагалось функционирование ЕС – США в будущем было Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство (ТТИП). Заинтересованность в создании ТТИП выразила Германия в 2006 году. Как было заявлено канцлером ФРГ А. Меркель, создание такой зоны является условием для будущего процветания Германии. Тем не менее длительное время данный вопрос предметно не обсуждался. Интерес сторон к нему подтолкнул глобальный кризис.

В ноябре 2011 года на саммите ЕС-США была создана комиссия HighLevelWorkingGroup (HLWG), нацеленная на определение необходимых мер для увеличения товаропотоков, инвестиций, создания новых рабочих мест, общего экономического роста и повышения международной конкурентоспособности промышленности США и ЕС. 13 февраля 2013 года было принято решение о начале переговоров по созданию ТТИП. Основной целью данного соглашения выступает устранение торговых барьеров между США и Евросоюзом.

Следует отметить, что это соглашение является не просто устранением тарифов. На данный момент они уже достаточно низкие и их средняя величина составляет около 3-4 %. Следовательно, рост объема торговли за счет их обнуления будет также небольшим. Оценки показывают, что около 80% потенциала роста приходится на эффекты устранения административных барьеров и либерализации торгового законодательства. Поэтому важнейшей задачей является устранение именно нетарифных, т.е. технических барьеров. Например, может идти речь о сближении стандартов качества и безопасности в США и ЕС. Тогда компаниям достаточно будет пройти соответствующие процедуры только в своей стране и не тратить время и деньги на аналогичные процедуры в другой стране, что позволит снизить конечную стоимость товаров.

Рассмотримосновные проблемымежду США и ЕС на переговорах по ТТИП.

- Аграрный сектор.Европейские фермеры (особенно производители во Франции и Италии) опасаются, что рынки ЕС заполнит более дешевая продукция американских конкурентов. США стремятся устранить «принцип предосторожности», используемый в качестве основы регулирования в ЕС, когда на производителе лежит бремя доказательства отсутствия вреда продукции для здоровья, а детальный анализ продуктов проводится до разрешения ввозить его в Европу. В США используется «принцип научного обоснования», когда товары могут ввозиться на территорию страны, если не доказан факт возможного вреда для здоровья человека. США также давят на ЕС, чтобы разрешить ввоз в Европу генно-модифицированной продукции и мяса, выращенного с применением гормонов и антибиотиков. Также возникли споры между странами по поводу субсидий для сельхозпроизводителей. ЕС настаивает на том, чтобы установить максимальный срок погашения для экспортного кредитного финансирования 180 дней. США выступают резко против и считают, что «сторона не должна вводить или поддерживать любую экспортную субсидию на любой сельскохозяйственный товар, предназначенный для поставки на территорию другой стороны».

- Доступ к госзакупкам.Американцы не согласны допускать европейские компании на рынок железных дорог и городского транзитного движения, к контрактам в сфере авиационной безопасности, а также к закупкам Федерального управления гражданской авиации. Кроме того, европейцы стремятся получить расширенный доступ к закупкам в ряде штатов США, не включенных в приложение к Соглашению о государственных закупках ВТО, а также закупкам крупных американских городов.

- Либерализация взаимного доступа к рынку услуг.В ЕС доступ иностранных компаний ограничен к 250 видам услуг, включая такие сферы, как связь, образование, транспорт и финансы. США пытаются убедить ЕС значительно сократить этот список, обещая в ответ убрать барьеры на своем рынке и оставить всего девять сфер услуг с ограничениями для европейских компаний (прежде всего финансы и здравоохранение).

- Энергетический сектор.Стремление ЕС наладить поставки сжиженного природного газа (СПГ) из США и тем самым снизить зависимость Европы от «Газпрома» – разбивается о юридические барьеры, ограничивающие экспорт американского СПГ с Восточного побережья. ЕС рассчитывает решить эту проблему с помощью ТТИП: в аналитической записке к главе по энергетике чиновники Еврокомиссии пишут, что ЕС и США «должны договориться о юридически обязывающих положениях по устранению всех существующих ограничений на экспорт природного газа в торговле между ними». Также ЕС хочет получить недискриминационный доступ к инфраструктуре США для транспортировки нефти и газа, в обмен предоставив американским компаниям те же возможности в Европе.

В настоящее время для численного моделирования экономики тех или иных стран используется метод CGE (ComputableGeneralEquilibriummodel - «расчетная (вычислимая) модель общего равновесия»).Необходимо отметить, что при моделировании не учитываются факторы, связанные с ценообразованием, денежной массой, механизмами инфляции. Их совокупное воздействие может давать существенное отклонение от значений, полученных с помощью CGE-моделей.

Оценка экономического эффекта от создания ТТИП была проведена по решению Совета Европы в Центре исследований экономической политики (CentreforEconomicPolicyResearch - CEPR). В данной работе было выполнено математическое моделирование мировой экономики с применением CGE-метода, при этом учитывалось несколько вариантов сокращения барьеров в будущем соглашении. Эффект от подписания соглашения оценивался по прогнозу состояния экономики на 2027 г.

Приведем результаты моделирования для двух вариантов либерализации торговли (табл. 2.3.1):

- менее амбициозный: сокращение 98% тарифов и 10% нетарифных барьеров;

- амбициозный: сокращение 100% тарифов и 25% нетарифных барьеров.

Таблица 2.3.1



2018-07-06 995 Обсуждений (0)
Оценка торговых взаимосвязей ЕС и США 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка торговых взаимосвязей ЕС и США

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (995)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)