Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История социально-культурной деятельности



2018-06-29 368 Обсуждений (0)
История социально-культурной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Изменение при Петре I социокультурных ориентаций российского общества, секуляризация и европеизация русской культуры. Масштабность петровских реформ, охватывающих разные стороны социокультурного пространства. Создание новых социокультурных институтов. Утверждение образования как общественно значимой ценности. Установление зависимости социального статуса человека от личных качеств, а не от родословной. Специализация образования, появление первых школ-политехникумов. Единство академической науки и образования. Академия наук и университет с гимназией в её составе. Досуг как область государственного регулирования. Ассамблеи («Вольные собрания для забавы и дела») – школа галантного общения и светского поведения. Петровский мир смеховой культуры («Сумасбродный, всешутейший и всепьянейший собор»).

Идеология Просвещения как мировоззренческая основа просветительской деятельности в России XVIII в. Екатерина Великая – проводник либеральных европейских ценностей. Новый правовой и имущественный статус дворян. Нравственный кодекс дворянина. Журналистика как механизм просвещения. Просветительская деятельность Н.И. Новикова. Опыт создания «новой породы людей». Система учебных заведений. Женское образование. Смольный институт благородных девиц. Воспитательные дома. Развитие музеев, театров, библиотек, клубов. Эрмитажные собрания и забота Екатерины Великой об имидже России.

Мировоззренческие истоки декабристского движения. Декабристы – участники тайных обществ, сторонники кардинальных преобразований общественного уклада. Приоритет гражданских ценностей и служения Отчизне. Влияние на декабристов романтизма как доминирующего направления искусства начала XIX в. – идеал свободы и вольности. Поведенческая модель декабристов. Ранние преддекабристские организации: офицерские артели, Орден русских рыцарей, кружки. Просвещённое общественное мнение – движущая сила прогресса и революционных преобразований. Агитационная работа декабристов среди солдат. Школы взаимного обучения (ланкастерские школы). Просветительская деятельность декабристов в Сибири. Каторжная академия. Библиотеки. Распространение естественнонаучных и ремесленных знаний среди местного населения. Хозяйственное освоение Сибири. Нравственный подвиг жён декабристов. Роль декабристов в становлении гражданского самосознания.

Николай I и официальная идеология православия, самодержавия и народности. Западничество и славянофильство как реакция на новую правительственную идеологию. Влияние Московского университета на формирование независимой мысли. Западничество – движение, отстаивающее необходимость европеизации России, начатой Петром (конституционно-монархическая форма правления, отмена крепостного права, свобода слова, печати). Кружки Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, кружок редакции «Современника».

Славянофилы – оппоненты западников. Концепция особого характера русского исторического процесса, критика европейского рационализма, индивидуализма. Программные положения славянофилов: православие, соборность; культ общины и семьи. Изучение и собирание русского народного творчества. Субботы С.Т. Аксакова, студенческий кружок П.Н. Рыбникова (будущего собирателя фольклора), кружок молодой редакции «Москвитянина». Совместные заседания западников и славянофилов.

Либеральные реформы «сверху» и активизация социокультурных инициатив. Отмена крепостного права. Положение о земствах как органах местного самоуправления. Реформы в сфере образования. Особый статус вузов. Концепция школьного классицизма. Ограниченность круга внешкольных мероприятий. Особая социокультурная миссия литературы и искусства. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и коммуны 1860-х гг., возникновение артелей (ремесленных, технических, художественных). Товарищество передвижных художественных выставок. Теория «неоплатного долга» интеллигенции перед народом. Пропагандистское движение народничества. Теория «малых дел». Хождение в народ (бродячие пропагандисты и оседлая жизнь в деревне). «Деревенщики» и политические организации заговорщиков («Чёрный передел», «Народная воля»). Крах народнической просветительской утопии.

Эпоха русского культурного ренессанса. Возникновение элитарных культурных движений в области религиозной философии, искусства, литературы. «Башня» Вяч. Иванова, салон Д.С. Мережковского и З.Н. Гиппиус. Художественное объединение и журнал «Мир искусства». Продвижение отечественного искусства за рубежом – «Русские сезоны» С.П.Дягилева. Появление новых культурно-досуговых форм: кабаре, ресторан «Вена» – творческая лаборатория петербургской богемы. Просветительство в системе внешкольных учреждений и внешкольного образования. Система народного образования. Развитие художественной самодеятельности. Формирование массовой культуры как характерная социокультурная тенденция Серебряного века.

Благотворительность, меценатство, спонсорство. Общие и отличительные черты. Социальное призрение. Благотворительность и милосердие как проявление российского менталитета. Субъекты благотворительной деятельности – заводчики, промышленники, купцы. Знаковые имена. Князья Тенишевы. Мотивы благотворительности в дореволюционной и современной России. Виды благотворительной деятельности. Непрерывность традиции коллекционирования в России. Проблема правовой основы благотворительности.



2018-06-29 368 Обсуждений (0)
История социально-культурной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История социально-культурной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)