ПОТЕМКИН, Петр Петрович
(1886—1926), поэт-сатирик
В «Вене» две девицы – / Veni, vidi, vici.
Двустишие (1913) Известный пример панторифмы. «Вена» – петербургский ресторан; вторая строка – изречение Юлия Цезаря («Пришел, увидел, победил»). «ПРАВДА[6]
* Критики-космополиты.
«Об одной антипатриотической группе критиков», редакц. статья «Правды» от 28 янв. 1949 г. «Эти критики <…> являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма»; «Безродные космополиты подвергают атакам искусство Художественного театра и Малого театра – нашей национальной гордости». Выражение «cosmopolitan critics» встречалось у Бенджамина Дизраэли: «Критиканы-космополиты, друзья любой страны, кроме своей собственной» (речь в лондонской ратуше 9 нояб. 1877 г.). Ё Knowles E. The Oxford Dictionary of Quotations. – Oxford, 2001, p. 269. О «безродных космополитах» годом раньше говорил А. А. Жданов на совещании деятелей советской музыки (янв. 1948). Ё Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б). – М., 1948, с. 20.
Теория бесконфликтности.
«Преодолеть отставание драматургии», редакц. статья «Правды» от 7 апр. 1952 г. «В последние годы распространение получила вульгарная “теория” затухания конфликтов»; «ошибочная “теория” бесконфликтности драматургии». Формулировка восходит к высказываниям Сталина 26 фев. 1952 г. при обсуждении в Политбюро кандидатур на Сталинские премии: «Вот Софронов высказывал такую теорию, что нельзя писать хороших пьес: конфликтов нет. Как пьесы без конфликтов писать. Но у нас есть такие конфликты <…>. Эти конфликты должны получить свое отражение в драматургии – иначе драматургии не будет» (в записи К. Симонова). Ё Симонов К. Глазами человека моего поколения. – М., 1990, с. 229. Также: «Ложная “теория бесконфликтности” <…> означает отход от принципов реализма». Ё «Большевик», 1952, № 15 (авг.), с. 6 (передовая статья).
Конфликт хорошего с лучшим.
«Преодолеть отставание драматургии» Согласно «Правде», в комиссии по драматургии Союза писателей «утверждалось <…>, что у нас все дело свелось только к одному конфликту между “хорошим” и “лучшим”». Вероятно, восходит к изречению «Лучшее – враг хорошего» (из статьи «Драматическое искусство» в «Философском словаре» Вольтера). Оборот «конфликт хорошего с отличным» встречается в стихотворении Эммануила Казакевича «Сонет», которое входило в репертуар интеллигентского фольклора 1950-х гг.: «Но, следуя традициям привычным, / Лишь как конфликт хорошего с отличным / Решает это дело партбюро». Ё «Вопросы литературы», 1996, вып. V, с. 363.
Лакировка действительности.
«Преодолеть отставание драматургии» «Это приводило к смазыванию, затушевыванию имеющихся в нашей жизни противоречий, к лакировке действительности».
ПРАСОЛОВ, Алексей Тимофеевич
(1930—1972), поэт
Забудь про Светлова с Багрицким. / Постигнув значенье креста, Романтику боя и риска / В себе задуши навсегда!
«Тревога военного лета…» (1963) Прасолов А. Стихотворения. – М., 1989, с. 14
ПРИГОВ, Дмитрий Александрович
(р. 1940), поэт
Отвсюду виден Милиционер / С Востока виден Милиционер И с моря виден Милиционер / И с неба виден Милиционер И с-под земли… / Да он и не скрывается.
«Когда здесь на посту стоит милицанер…» Пригов Д. А. Написанное с 1975 по 1989. – М., 1997, с. 188
ПРИШВИН, Михаил Михайлович
(1873—1954), писатель
В краю непуганых птиц.
Загл. книги: «В краю непуганых птиц: Очерки Выговского края» (1907)
Весна света. Весна воды.
«Весна света и воды» (1925); затем – «Весна» из книги «Времена года»
Кладовая солнца.
Загл. «сказки-были» о торфяниках (1945)
ПРУТКОВ, Козьма
(коллективный псевд. Алексея Константиновича Толстого (1817—1875) и братьев Жемчужниковых: Алексея Михайловича (1821—1908), Владимира Михайловича (1830—1884) и Александра Михайловича (1826—1896)[7] Прутков, Козьма. Полн. собр. соч. – Л., 1965.
Не для какой-нибудь Анюты / Из пушек делаются салюты.
«Военные афоризмы», 3 (1850-е – начало 1860-х?; опубл. 1922) Прутков, с. 101
Государи мои! кто две кильки взял?
«Выдержки из записок моего деда. Лучше побольше, чем поменьше» (1860) Прутков, с. 162
Древний пластический грек.
Загл. стихотворения (опубл. 1854) Прутков, с. 72
И долго стояли в раздумьи / Студьоузы Вагнер и Кох.
«Доблестные студьоузы» (опубл. 1854) Прутков, с. 77
Желание быть испанцем.
Загл. стихотворения (опубл. 1854) Прутков, с. 86
Смотри в корень!
«Мысли и афоризмы» (опубл. 1854, 1860 и 1884), 2 [8] Прутков, с. 121
Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
«Мысли и афоризмы», 16 Прутков, с. 122
Если у тебя есть фонтан, заткни его, – дай отдохнуть и фонтану.
«Мысли и афоризмы», 22 Прутков, с. 123
Пояснительные выражения объясняют темные мысли.
«Мысли и афоризмы», 40 Прутков, с. 125
Бди!
«Мысли и афоризмы», 42 Прутков, с. 125
Никто не обнимет необъятного.
«Мысли и афоризмы», 44 Прутков, с. 125 Также: «Никто не обнимет необъятного!»; «Опять скажу: никто не обнимет необъятного!» («Мысли и афоризмы», 67; 160); «Никто необъятного обнять не может» («Гисторические материалы Федота Кузьмича Пруткова (деда)», 81) (опубл. 1860). Ё Прутков, с. 128, 138, 169.
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? – ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц – ночью.
«Мысли и афоризмы», 51 Прутков, с. 126
И терпентин на что-нибудь полезен!
«Мысли и афоризмы», 60 Прутков, с. 127 «Терпентин» – скипидар.
Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза.
«Мысли и афоризмы», 73 Прутков, с. 129
Единожды солгавши, кто тебе поверит?
«Мысли и афоризмы», 74 Прутков, с. 129
Где начало того конца, которым оканчивается начало?
«Мысли и афоризмы», 78 Прутков, с. 129
Если хочешь быть счастливым, будь им.
«Мысли и афоризмы», 80 Прутков, с. 129
Усердие всё превозмогает!
«Мысли и афоризмы», 84 Прутков, с. 130 Надпись на золотой медали, выбитой по приказу Николая I в честь графа П. А. Клейнмихеля, за быстрое окончание в 1838 г. перестройки Зимнего дворца после пожара. В «Мыслях и афоризмах» Пруткова, не вошедших в издание 1884 г.: «Бывает, что усердие превозмогает и рассудок». Ё Прутков, с. 142.
И устрица имеет врагов.
«Мысли и афоризмы», 86 Прутков, с. 130
Только в государственной службе познаёшь истину.
«Мысли и афоризмы», 89 Прутков, с. 130
Не шути с женщинами: эти шутки глупы и неприличны.
«Мысли и афоризмы», 91 Прутков, с. 130
Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння.
«Мысли и афоризмы», 101 Прутков, с. 132
Если на клетке слона прочтешь надпись: «буйвол», – не верь глазам своим.
«Мысли и афоризмы», 106 Прутков, с. 132
Глядя на мир, нельзя не удивляться!
«Мысли и афоризмы», 110 Прутков, с. 133
Философ легко торжествует над скорбью будущей и минувшей, и он же легко побежден скорбью настоящей.
«Мысли и афоризмы», 112 Прутков, с. 133
Не ходи по косогору – сапоги стопчешь!
«Мысли и афоризмы», 131 Прутков, с. 135
Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
«Мысли и афоризмы», 133 Прутков, с. 135
Козыряй!
«Мысли и афоризмы», 150 Прутков, с. 137
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; – иначе такое бросание будет пустою забавою.
«Мысли и афоризмы», 156 Прутков, с. 138
Одного яйца два раза не высидишь!
«Мысли и афоризмы» (не вошедшие в изд. 1884 г.), 3 [9] Прутков, с. 142
Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
«Мысли и афоризмы» (не вошедшие в изд. 1884 г.), 44 Прутков, с. 144 п «Гони природу в дверь: она влетит в окно!» (К-25).
У всякого портного свой взгляд на искусство.
«Мысли и афоризмы» (не вошедшие в изд. 1884 г.), 45 Прутков, с. 144
И в самых пустых головах любовь нередко преострые выдумки рождает.
«Мысли и афоризмы» (не вошедшие в изд. 1884 г.), 88 Прутков, с. 149
Барон фон Гринвальдус, / Сей доблестный рыцарь, Все в той же позицьи / На камне сидит.
«Немецкая баллада» (опубл. 1854) Прутков, с. 81
Подарить ему барана: / Он изрядно пошутил.
«Осада Памбы» (опубл. 1854) Прутков, с. 76
Читатель! он тебе не попадался?
«Пастух, молоко и читатель» (опубл. 1854) Прутков, с. 89
«Красота! красота!» – все твержу я.
«Письмо из Коринфа» (опубл. 1854) Прутков, с. 70 У Н. Ф. Щербины было: «Красота, красота, красота! – / Я одно лишь твержу с умиленьем» («Письмо», опубл. 1850). Ё Щербина, с. 101.
Антонов есть огонь, но нет того закону, Чтобы огонь всегда принадлежал Антону.
«Помещик и трава. Басня» (опубл. 1860) Прутков, с. 78 «Антонов огонь» – гангрена.
Я – враг всех так называемых вопросов!
«Предуведомление» к публикации стихотворений Пруткова в «Свистке» – сатирическом приложении к журналу «Современник» (1860) Прутков, с. 349
Введение единомыслия в России.
«Проект: О введении единомыслия в России» (опубл. 1863) Прутков, с. 151
Тебе и горький хрен малина, / А мне и бланманже полынь!
«Разница вкусов» (опубл. 1854) Прутков, с. 70
И так друг друга, с криком вящим, / Язвят в колене восходящем.
«Родное» (1850-е гг.?; опубл. 1884) Прутков, с. 89
Он не только не родственник мне, но даже и не однофамилец.
«С того света», 4 («С. – Петербургские ведомости», 8 апр. 1876) Прутков, с. 365 «Он» – К. Прутков-младший, один из псевдонимов Д. Д. Минаева. Впоследствии эта фраза приписывалась однофамильцам различных знаменитостей.
…Нет ничего слюнявее и плюгавее Русского безбожия и православия.
«Церемониал погребения <…> поручика и кавалера Фаддея Козьмича П…….», 30 (начало 1870-х?; полностью опубл. в 1922 г.) Прутков, с. 113
«Вы любите ли сыр?» – спросили раз ханжу. «Люблю, – он отвечал, – я вкус в нем нахожу».
«Эпиграмма № 1» (опубл. 1854) Прутков, с. 66
Вянет лист. Проходит лето, / Иней серебрится… Юнкер Шмидт из пистолета / Хочет застрелиться.
«Юнкер Шмидт» (опубл. 1854) Прутков, с. 64
Юнкер Шмидт! честное слово, / Лето возвратится!
«Юнкер Шмидт» Прутков, с. 64
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |