Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика плавания как вида программы урочных занятий физического воспитания школьников



2018-07-06 473 Обсуждений (0)
Характеристика плавания как вида программы урочных занятий физического воспитания школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из видов физических упражнений, имеющих широкое воздействие на организм человека благодаря необычной внешней среде – воде, является плавание. Во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновременно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлекаются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мышечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных органов человека и обменные процессы в его организме. Плавание снимает физическое и нервное напряжение, способствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии, является замечательным средством развития системы дыхания.

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и зарубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательнойактивностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически – оздоровительная, прикладная и спортивная ценность [27].

Вода обычно имеет боле низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм [24].

Навык плавания для человека имеет жизненно необходимое значение. Он выражается в умении свободно плавать, не уделяя внимания движениям, с помощью которых человек держится в воде и продвигается вперед [25].

Первая особенность состоит в том, что пловец выполняет движения в условиях водной среды, где тело находится в взвешенном состоянии, то есть не имеет твердой опоры. Такое положение тела в воде увеличивает двигательные возможности человека и способствует их дальнейшему развитию. Это происходит за счет увеличения подвижных частей тела в условиях водной среды, что, в свою очередь, содействует развитию отдельных органов и систем организма.

Второй особенностью является относительная невесомость тела в условиях водной среды. Вес тела человека уравновешивается подъемной силой воды. Невесомость тела в воде разгружает опорную систему и способствует правильному физическому развитию человека. Во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, поэтому позвоночник временно освобождается от обычных гравитационных нагрузок. При погружении тела в воду сила гравитации и сила выталкивания уравновешиваются.

Третей характерной особенностью плавания является горизонтальное положение тела. Работа ряда внутренних органов (сердца, печени, почек) при таком положении тела во время циклических движений значительно облегчается [26].

Работа дыхательного аппарата у пловца происходит в своебразных условиях. Так, при вдохе пловцу приходится преодолевать давление воды, которое сжимает грудную клетку и препятствует поднятию ребер и опусканию диафрагмы (давление воды на верхнюю часть туловища приблизительно 30 кг/см2). А при выдохе пловец испытывает сопротивление воды, причем, чем больше скорость, тем больше сопротивление. Все это способствует тому, что плавание особенно хорошо развивает дыхательную мускулатуру, подвижность грудной клетки и жизненную емкость легких [22].

Расход энергии при плавании 3 – 4 раза больше, чем при ходьбе с той же скоростью. Энергетические затраты организма пловца зависят не только от скорости и его тренированности, но и от температуры воды. В силу повышенной отдачи тепла организмом в холодной воде уже одно пребывание в ней, без совершения активных движений, приводит к значительному усилению обмена веществ. Потребления кислорода возрастает при этом в\на 30 – 55%. Это объясняется прежде всего тем, при одной и той же температуре воздуха и воды организм человека отдает в воде тепла в 4 раза больше, чем в воздухе.

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы (ЦНС): устраняет излишнюю возбудимость и раздражительность, воспитывается уверенность в своих силах. Постоянная температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействия на нервную систему человека. Занятие плаванием делает человека более спокойным, обеспечивает крепкий сон.

Доказано, что занятия плаванием закаляют организм человека. Частая смена температуры воды и воздуха вырабатывает защитную реакцию организма. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Плавание обеспечивает хорошее гармоничное развитие мышечной системы и увеличение силовых показателей мышц. Это происходит, как правило, лишь тогда, когда занятия в воде чередуется с занятиями на суше. Считается, что пловцы физически наиболее гармонично развиты по сравнению с представителями других видов спорта, так как у них происходит симметричное развитие обеих половин тела [26].

Занятия плаванием благотворно влияют на организм человека, содействуют физическому развитию, стимулируют деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, расширяют возможности опорно – двигательного аппарата. Плавание – одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Умение плавать дает чувство безопасности на водных просторах морей, озер, рек. Эти знания, по нашему мнению, важно сформировать на этапе овладения навыком плавания [23].

Систематические занятия плаванием ведут к закаливанию организма, к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких [25].

Для того чтобы эффективно плавать и достигать высоких результатов, пловцы тренируются не только в бассейне, но и за пределами водной чаши. Упражнения, которые пловцы делают на суше, обычно называют «сухим плаванием». Дело в том, что для плавания характерна совокупность особенностей деятельности опорно-двигательного аппарата, с которой спортсмены, занимающиеся другими видами спорта, не сталкиваются. К таким особенностям плавания относятся:

- одновременная вовлеченность для продвижения в воде всех мышц тела, корпуса, верхних и нижних конечностей. Именно поэтому важна скоординированность работы всех мышц, чтобы каждая часть скелетно-мышечной системы вносила максимальный вклад в эффективное продвижение тела пловца;

- пловцы лишены опоры для движений, и вынуждены создавать такую опору сами. Поэтому для пловца важно развитие мышц туловища для поддержания необходимого баланса в воде;

- в результате повторяемости одних и тех же движений может возникнуть мышечный дисбаланс, когда, например, одна из крупных мышц, задействованных в гребке, может стать чрезмерно сильной и развитой по сравнению с некоторыми более мелкими мышцами стабилизаторами. Такой дисбаланс способен привести к нарушению осанки, травмам, ухудшению результатов;

- для пловца важна хорошая гибкость. Недостаточная гибкость приводит к ошибкам в технике и даже травмам;

- при плавании постоянную нагрузку, связанную с работой рук, испытывает плечевой сустав. Всочетании с неправильной техникой и недостаточной гибкостью, это может привести к его травме [11].

Плавательные упражнения оказывают на организмвсесторонне воздействие: оздоравливают организм; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; формируют правильную осанку; тренируют и развивают терморегуляцию организма; развивают физические качества человека [20].

Спортивное плавание гармонически развивает все большие и маленькие группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие физические качества, как выносливость, силу, быстроту,ловкость, гибкость, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, дыхательные мышцы, что особенно важно для формирования правильной осанки у детей и подростков [20].

Современная система тренировок по плаванию обеспечивает пловцам хорошее гармоническое развитие мышечной системы и увеличение силовых показателей мышц. Этому способствует разносторонняя подготовка как в воде так и на суше. Процесс повышения уровня физической подготовленности станет более быстрым и эффективным, если использовать на занятиях плаванием комплексы упражнений, направленные на его повышение с учетом индивидуальной физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста [20].

Гибкость и подвижность в суставах у детей позволяют им быстрее овладеть плаванием. Тело ребенка имеет меньшую обтекаемость и создает меньшее сопротивление при движении в воде. Дети 7 – 10 лет сами по себе обладают большей плавучестью, чем взрослые, так как их удельный вес гораздо меньше [25].

Различные упражнения позволяют улучшать физическое развитие пловцов, способствуют уменьшению и устранению физических недостатков (сколиоз, слабая подвижность в суставах, слабая мускулатура и др.), укрепляют организм детей, прививают необходимые гигиенические навыки [20].

 

Виды и стили плавания

 

Спортивное плавание это пластичное скольжение пловца по поверхности воды при наименьшей ее сопротивляемости телу на основе рациональной техники движений рук и ног.

В настоящее время сформировалось и практикуется 4 разновидности спортивных способов плавания: кроль на груди (вольный стиль), кроль на спине, баттерфляй (дельфин) и брасс.

Самый быстрый из четырех способов плавания кроль на груди. В основе техники лежат попеременные гребковые движения то одной, то другой рукой. Каждая рука возвращается в исходное положение в тот момент, когда другая выполняет гребок. Ноги непрерывно совершают вертикальные движения вверх – вниз. Вдох выполняется при повороте голову в сторону.

Кроль на спине также осуществляется попеременными движениями рук из – за головы до бедер с проносом их над водой из положения лежа на спине (обратный кроль). Ноги также выполняют вертикальные движения вверх – вниз. Основное отличие его от других способов плавания состоит в положении тела и дыхании (выдох выполняется над водой).

Баттерфляй (дельфин) – второй по скорости способ плавания после кроля на груди, требующий самых больших энергетических затрат организма. Плавание этим способом характеризируется одновременными, симметричными движениями ног и рук, которые перед гребком выполняют пронос над водой, а туловище волнообразно прогибается. Гребки руками, в этом случае, сходны с движениями рук в кроле на груди. Только руки и ноги работают одновременно. На каждый гребок руками выполняется два движения ногами.

Брасс по скоростным показателям занимает последнее место среди спортивных способов плавания, но требует наименьших физических усилий. Характеризуется одновременными симметричными движениями ног и рук. Гребки руками выполняются движениями от себя в стороны – вниз до тех пор, пока локти и плечи не составят одну линию. Затем руки выводятся вперед, в исходное положение. Работа ног осуществляется одновременным сгибанием их в сторону ягодиц. Колени незначительно раздвинуты, а носки до отказа растянуты в стороны, и подтягиваются к голени, с последующим толчком назад, и выходом в исходное положение. Начало гребка чуть опережает движение ногами, а конец гребка руками и ногами совпадают. То есть руки и ноги выпрямляются одновременно и происходит скольжение в воде [1?].

Основу техники плавания кролем на спине составляют попеременные гребковые движения руками. В то время как одна рука выполняет гребок, несколько сгибаясь и разгибаясь в локтевом суставе, другая движется над водой, выпрямленная и расслабленная. Движения руками сочетаются с попеременными движениями ногами кролем. На всем протяжении полного цикла движений пловец сохраняет вытянутое и хорошо обтекаемое положение тела.

Брасс – один из четырех спортивных способов плавания, имеющий также большое прикладное значение. При плавании брассом пловец лежит на груди у поверхности воды, продвигаясь вперед при помощи последовательных, симметричных гребков руками, ногами.

Баттерфляй возник из разновидности техники плавания брассом. Брассисты удлинили гребок руками до бедер и стали проносить руки над водой. С 1953 г. Баттерфляй выделен как самостоятельный способ плавания. Одновременно правилами соревнований разрешалось выполнять симметричные движения ногами в вертикальной плоскости. Это привело к появлению способа дельфин. Дельфин характеризуется одновременным симметричным движением рук и ног и волнообразным движением туловища, которую помогают движению рук и усиливают работу ног. Отдельные элементы почти не отличаются от техники кроля на груди. Каждый цикл движения состоит из одного движения рук, двух ударов ногами, одного вдоха и одного выдоха.

Сегодня в каждом способе плавания существует несколько вариантов техники. Большое разнообразие которых мы находим в индивидуальной манере выполнения отдельных элементов техники. Истоки разнообразия – в постоянной творческой работе тренера и спортсмена по совершенствованию техники с учетом: 1) индивидуальных особенностей спортсмена, 2) закономерностей биомеханики, 3) богатейшего опыта отечественной школы плавания и новых тенденций в развитии мирового плавания, 4) правил соревнований.

Под техникой спортивного плавания понимают систему движений, позволяющему пловцу преодолевать соревновательную дистанцию с возможно более высокой скоростью, оптимальной затратой сил в соответствии с правилами соревнований. Сюда входят выполнение старта, передвижение по дистанции, выполнение поворота, касание стенки бассейна во время финиша.

Техника плавания – это рациональная система движений, направленная на решение определенной двигательной задачи [6].

Рисунок 1 – Спортивные стили плавания

Самый быстрый из четырех способов плавания кроль на груди. В основе техники лежат попеременные гребковые движения то одной, то другой рукой. Каждая рука возвращается в исходное положение в тот момент, когда другая выполняет гребок. Ноги непрерывно совершают вертикальные движения вверх вниз. Вдох выполняется при повороте головы в сторону [1?].

Кроль на груди, или вольный стиль, - самый быстрый способ спортивного плавания. Один цикл гребка включает по одному гребку правой и левой рукой, а также различное количество движений ногами/

Что касается взаимосвязи между гребковыми движениями руками и движениями ногами, то она может быть различной, поскольку пловцы в цикле гребка используют разные ритмы (т.е. – количество ударов ногами). Наиболее распространенным является шестиударный ритм – как вариант техники плавания. При таком ритме пловец выполняет при каждом цикле гребка шесть полных ударов ногами. Полный удар ногой включает движение вверх и вниз. В число других распространенных ритмов входят двухударный, двухударный с перекрестным движением ногами, четырехударный и четырехударный с перекрестными движением ногами/

Что касается взаимосвязи между гребковыми движениями руками и движениями ногами, то она может быть различной, поскольку пловцы в цикле гребка используют разные ритмы (т.е. – количество ударов ногами). Наиболее распространенным является шестиударный ритм – как вариант техники плавания. При таком ритме пловец выполняет при каждом цикле гребка шесть полных ударов ногами. Полный удар ногой включает движение вверх и вниз. В число других распространенных ритмов входят двухударный, двухударный с перекрестным движением ногами, четырехударный и четырехударный с перекрестными движением ногами [16].

В настоящее время кроль на груди – самый быстрый способ плавания.Его с успехом применяют как на коротких, так и на длинных дистанциях.Все современные рекорды в плавании вольным стилем, т.е. когда пловецвыбирает любой способ плавания, установлены способом кроль. Обучение плаванию начинают чаще всего с кроля на груди [10?]

 



2018-07-06 473 Обсуждений (0)
Характеристика плавания как вида программы урочных занятий физического воспитания школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика плавания как вида программы урочных занятий физического воспитания школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)