Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практика обучения технике плавания кролем детей и подростков



2018-07-06 466 Обсуждений (0)
Практика обучения технике плавания кролем детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Из курса общей педагогики известно, что обучение осуществляется при взаимодействии преподавателя и ученика. Преподаватель подготавливает знания для пе­редачи обучаемому: выделяет тo, что должно быть усвоено, располагает материал в целесообразной после­довательности, облекает его в доступную для ученика форму — формирует знание в предмет преподавания. Ученик осмысливает, задание, превращая его в предметучения, и активно осваивает его.

Изучаемый материал (двигательное действие) мо­жет быть освоен на четырех уровнях. На 1-м уровне формируются умения и навыки распознавания и класси­фицирования двигательных действий. Обучаемый усва­ивает смысл и характерные признаки действия, овладе­вает умениями и навыками узнавания действия, но не пробовал выполнить его практически. На 2-м уровне обу­чаемый усваивает изучаемый вариант действия и спосо­бен выполнить действие в стандартных условиях. На 3-м уровне обучаемый способен выделить в действии закономерности решения задач данного класса, что позволяет решать двигательную задачу не только в стан­дартных, но и в вариативно изменяющихся условиях, включая экстремальные (соревнования, экзамен, жиз­ненно опасная ситуация), а также самостоятельно обна­руживать и исправлять ошибки. На 4-м уровне форми­руется способность ориентироваться в ситуациях и раз­рабатывать новые программы принятия решений и дей­ствий, т. Е. самостоятельно формулировать двигательные задачи (на предыдущих уровнях ученик решал задачи, сформулированные учителем). Владение двигательным действием на 4-м уровне — основа проявления двига­тельной сметливости, ловкости. На этой основе развива­ется двигательное творчество — способность изобретать принципиально новые классы двигательных задач и ме­тодов их решения.

Если изучаемое действие имеет сложную структуру, то его для освоения следует расчленить на части, которые изучают по отдельности.

Проблемная ситуация может быть описана языком символов (существовать символически), и в этом случае мы получаем задачу – описание, ко­торую можно представить, вообразить, но нельзя реаль­но решить до тех пор, пока она не станет существовать как ситуация предметной деятельности обучаемого. Ес­ли задача существует предметно и изложена на языке той деятельности, которая позволяет ее решить, то это – подлинная задача … итак, первое требование к формулировке двигатель­ной задачи: она должна быть подлинной. Второе требование: она должна быть правильной, т. Е. правильно сформулированной. Для выполнения вто­рого требования необходимо, чтобы все условия задачи реально существовали …»

Цели и задачи обучения становятся достижимыми, если процесс осуществляется в соответствии с законами дидактики, известными под названием «дидактические принципы» и определяющими ход обучения в целом. В педагогике принята такая система дидактических принципов: 1) научность обучения; 2) доступность обучения; 3) систематичность обучения; 4) сознательность и активность обучаемого при ведущей роли учителя; 5) наглядность обучения; 6) прочность обучения; 7) коллективность обучения в единстве с индивидуальным подходом к обучаемому; 8) связь обучения с практикой.

« …основой обучения является подражание, копирование внешней формы движения, что в итоге приводит к подчинению динамической структуры требованиям кинематики, т. Е. к искажению рациональной структуры движения.

Во время обучения « …средства, методы и формы организации обучения должны соответствовать уровню умственного развития и технологической подготовленности обучаемых» [2].

Существуют некоторые правила освоение упражнения, так, первое правило требует: « …начинать обучение с освоения основы действия, т. Е. в большинстве случаев с организации усилий» [2]. Это правило «От основы к деталям».

Второе же правило «… требует начинать обучение двигательному действию в относительно стандартных условиях, способствующих быстрому формированию знаний, представлений и умений решать двигательную задачу в ее конкретном варианте» [2]. Правило «От частного к обобщенному.»

Среди дидактических принципов есть принцип сознательности и активности, у которого есть два требования: « …первое требование реализации принципа сознательности и активности обучаемого — обеспечить осознание потребностей и формирование на этой основе мотивов и целей учебной деятельности.

Второе требование реализации принципа сознательности и активности обучаемого — ученик должен осознанно выполнять все операции и действия учебной деятельности» [2].

Так же во время освоения упражнения важно « …обеспечить доступность учебного задания для каждого обучаемого», «Обеспечить взаимную ответственность обучаемых за результаты обучения». Также «обучаемый должен не только увидеть, но и почувствовать особенности изучаемого действия, сформировать двигательное представление о нем.» и «обучаемый должен осознавать не только логику действия, но и логику деятельности, элементом которой является изучаемое двигательное действие» [2].

Когда в группе обучающихсяразноуровневая подготовка, то следует « …формировать группы из обучаемых со сходными индивидуальными особенностями физической и двигательной подготовленности.»

Очень важно, чтобы предстоящая деятельность была в центре интересов обучаемого, чтобы стремление к высоким результатам в ней было фактором доминирующей мотивации. Чтобы помочь ученику сформировать нужный спектр мотивов, следует активно привлекать его к участию в предстоящей деятельности, тем самым обеспечивая сознательное отношение к учению, а также использовать влияние учебного и других коллективов. При этом совокупно реализуются дидактические принципы активности и сознательности, индивидуального подхода в условиях коллективного обучения и связи обучения с практикой.Установить личный контакт с каждым обучаемым [2].

Рисунок 2–Формирование двигательного умения и двигательного навыка[24]

Для того, чтоб обучение было эффективным, существуют, так называемые, предпосылки:

«Первая предпосылка – физическая подготовленность обучаемого.

Вторая предпосылкадвигательная, в том числе ко­ординационная, готовность.

Третья предпосылка – психическая готовность. Ее ядром является мотивация учебной деятельности».

Что касается законов формирования навыка то давайте разберемся, что такое умение и что такой навык? Итак:

«Двигательное умение – это такой уровень вла­дения двигательным действием, который отличается не­обходимостью подробного сознательного контроля за действием во всех ООТ, невысокой быстротой, нестабиль­ностью итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания.

Двигательный навык – это такой уровень владе­ния действием, который отличается минимальным учас­тием сознания в контроле действия по большинству ООТ (действие выполняется автоматизированно), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сби­вающим воздействиям, высокой прочностью запоми­нания.

Формирование нужных реакций (обучение) подчиняется трем законам: упражняемости (чем чаще повторять нужное сочетание стимула и реакции, тем прочнее образующаяся между ними связь); эффекту (если нужная реакция сопровождается чувством удовлетворения, то вероятность ее связи со стимулом повышается); готовности (скорость образования связи между стимулом и реакцией зависит от соответствия этой связи текущему состоянию организма).

На первом этапепроисходит начальное изучение дей­ствия (в основном придерживаются традиционных фор­мул, однако в них вкладывается содержание, отличаю­щееся от традиционного), чему соответствует стадия фор­мирования предпосылок усвоения двигательного дей­ствия на уровне умения.

На втором этапеосуществляется углубленное детали­зированное разучивание, чему соответствует стадия ус­воения действия на уровне умения.

На третьем этапе происходит закрепление и дальней­шее совершенствование действия, чему соответствует ста­дия усвоения действия на уровне навыка» [2].

Что касается методов обучения спортивному плаванию, то « под этим понимают те способы и приемы, с помощью которых преподаватель добивается относительно быстрого и успешного овладения занимающимися техники плавания.

К основным методам обучения технике спортивного плавания относятся: словесные методы; наглядные методы; метод раздельного и целостного изучения техники плавания;сопряженный метод.

Рассмотрим более подробно каждый метод.

Словесные методы — рассказ, лекция, беседа, описание, объяснение, разбор, указания, оценка действий, команды и распоряжения, подсчет содержат разнообразные способы и приемы изложения, которые помогают занимающимся понять и осознать отдельные движения или их согласование и тем самым лучше их воспроизвести.

При обучении плаванию словесный метод используется при формировании теоретических и практических знаний (материал носит преимущественно теоретико-информационный характер). Педагог помогает занимающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая и образная речь педагога повышает эффективность применения этих методов. Ученики должны быть готовы к усвоению информации соответствующими словесными методами. Этому методу принадлежит ведущая роль в педагогическом процессе. Характер объяснения должен соответствовать возрастным особенностям мышления и воспитания занимающихся. Так, во время обучения технике плавания метод словесного изложения применяется в форме объяснения учебных заданий, указаний, команды для руководства уроком, методических указаний для предупреждения и исправления возможных ошибок в движениях, подведения итогов урока, оценки достигнутых результатов.

Наглядные методы (показ отдельного упражнения и техники плавания, кино- и видеоматериалов, жестикуляция, применение дополнительных ориентиров) используются для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. Использование их помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении технике плавания.

Метод наглядного обучения предполагает использование не только зрительных восприятий, но также тех восприятий и ассоциаций, которые называются образным объяснением преподавателя. Наглядность в процессе обучения плаванию обеспечивается, в первую очередь, демонстрацией отдельных упражнений или техники плавания в совершенном исполнении.

Рациональность использования наглядных методов обусловлена содержанием учебного материала и возможностью его представления в наглядном виде, а также доступностью для восприятия занимающимися.

Применение практических методов в процессе обучения предполагает активную двигательную деятельность занимающихся. Основным практическим методом является метод упражнения.

Метод упражнения характеризуется многократным повторением упражнений, способствующих освоению, закреплению и дальнейшему совершенствованию техники изучаемого способа спортивного плавания, а также развитию и совершенствованию двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости).

В плавании применяют метод раздельного и целостного изучения техники плавания, который предусматривает вслед за получением занимающимися общего представления об изучаемом способе плавания усвоение отдельных элементов этого способа (движений ног, рук, дыхания), их согласования между собой и лишь затем техники способа плавания в целом..

Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. Разнообразие упражнений развивает моторную обучаемость, стимулирует активность и интерес к занятиям.

В метод разучивания в целом входит плавание в полной координации, а также плавание с помощью ног и рук и различные варианты их сочетания. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники плавания после изучения ее элементов по частям. В начале целостное разучивание осуществляется на небольших расстояниях (поперек бассейна), с различными вариантами дыхания и др. [13].

Метод сопряженного воздействия применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтоб техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура [24].

Все перечисленные методы обучения спортивному плаванию тесно взаимосвязаны. Комплексное использование методов в процессе изучения и совершенствования техники спортивного плавания позволяет наиболее быстро и совершенно овладеть сложными плавательными движениями» [13].

На сегодняшний день достаточно разработаны методические приемы в обучении плаванию детей и подростков[].

Таблица 1 –Описание авторских методик при обучении стилю спортивного плавания « кроль на груди»

 

ФИО автора методики Средства Методы
Петрова Н.Л., Баранова В.А. Вариант 1 1. Плавание на ногах с доской (с поднятой головой). 2. Плавание на ногах с доской с выдохом в воду. 3. То же без ласт. 4. Плавание на ногах без доски до шеста (лицо в воде) с задержкой дыхания. 5. Плавание на ногах с доской с подключением рук (вдох – поднять голову). 6. Плавание без доски кролем, без дыхания. 7. Плавание кролем с доской в полной координации. 8. Плавание кролем без доски с полной координацией. 9. То же без ласт. Общепедагогические: описание, объяснение, беседа, инструктирование, комментарии и замечания, непосредственная наглядность. Специфические: игровой, метод обучения расчлененно – конструктивному упражнению.
Вариант 2 1. Плавание на ногах в ластах с доской. 2. Плавание на ногах с доской без ласт. 3. Обучение и плавание на руках с «колобашкой» в ногах. 4. Плавание кролем на груди в ластах 10 бассейнов без остановки, без учета времени. В последствие, увеличение дистанции до 20 бассейнов с учетом времени. 5. Плавание кролем на груди без ласт, начиная с одного бассейна спокойно, затем на время с увеличением дистанции. 6. Плавание на коротких отрезках (7м.) без дыхания для увеличения скорости.
А.А. Литвинов. 1.Упражнения на суше для изучения движений ногами. На счет «раз» прямая нога движется назад, на счет «два» бедро останавливается, а голень, сгибаясь в колене, продолжает движение стопой назад. Упражнения делаются сначала сидя, а потом лежа на груди. 2. Упражнения в воде для изучения движений ногами кроль на груди. Сначала упражнения выполняются с неподвижной опорой, потом с подвижной, затем с поддерживающим средством, а после без ничего. Изучение движений руками начинается на суше и продолжается в лягушатнике. Раздельно – целостный метод.
Чертов Н.В. Обучение движениям ногами и согласованию с дыханием на суше: (быстрый семенящий бег на месте;в положении лежа прогнуться – ноги кроль)   Обучение движениям ногами и согласованию с дыханием в воде: (с опорой руками о бортик и ноги кроль, скольжение и ноги кроль, с доской, ноги кроль). Обучение движениям руками и согласованию с дыханием на суше: (наклон вперед, движения руками, как при кроле, движения одной рукой, как при плавании кролем, в согласовании с дыханием). Обучение движениям руками и согласованию с дыханием в воде: (наклон вперед, движения руками, как при плавании кролем, с передвижением по дну, наклон вперед, дыхание кроль, плавание руками кролем доской между бедрами). Общее согласование движений на суше: (наклон вперед, руки кроль, с притопыванием ногами в ритме кроля. Наклон вперед, движения одной рукой кроль, с притопыванием ногами в ритме кроля). Общее согласование движений в воде:(то же самое в воде). Совершенствование: (плавание с доской. Плавание кролем с различным положениемрук. Плавание шестиударным и двухударным кролем).   Словесные методы: рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения. Наглядные методы: показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции. Практические методы: метод практических упражнений: преимущественно направленным на освоение спортивной техники и преимущественно направленным на развитие физических качеств: равномерный, переменный, интервальный. Соревновательный метод; игровой метод, метод непосредственной помощи.  

 

Анализ научной и методической литературы показывает, что в России в настоящее время насчитывается более 200 различных методик начального обучения плаванию. Однако каждая из них основывается на одной из трех систем начального обучения плаванию: одновременной, параллельной, параллельно – последовательной [26].

Кроль на груди – наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. При плавании кролем на груди спортсмен лежит на поверхности воды в горизонтальном положении (лицо опущено в воду), выполняет поочередные гребки руками. В то время, как одна рука, несколько согнутая в локте, выполняет гребок в воде спереди назад, другая рука (также несколько согнутая в локте, но расслабленная) движется над водой вперед. Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону. После вдоха голова вновь поворачивается лицом вниз; выдох пловец выполняет в воду. Гребки руками сочетаются с непрерывными попеременными движениями почти прямыми ногами верх вниз у поверхности воды. Во время одного полного цикла движений руками (гребок левой и гребок правой) пловец выполняет выполнить несколько движений (ударов) ногами. По количеству этих ударов различают двух-, четырех-, шестиударный варианты кроля.

Положение тела и движение ногами. Тело лежит у поверхности воды почти горизонтально в хорошо вытянутом обтекаемом положении. Угол атаки 6 – 8 С. Плечи пловца поворачиваются относительно продольной оси тела. Повороты плеч облегчают выход рук из воды, движению их по воздуху и дают возможность включать в работу мышцы спины во время гребка. Крен туловища во время вдоха доходит до 40 – 50 С. Непрерывные попеременные движения ногами кролем помогают пловцу придать телу горизонтальное и обтекаемое положение, продвигают его вперед. Гоги выполняют встречные движения верх – вниз с небольшим размахом, минимально сгибаясь в коленях (30 – 35С), голени и стопы расслаблены, стопы повернуты носками немного внутрь и непрерывно спенивают воду сзади пловца. Расстояние в момент разведения ног между центрами голеностопных суставов немного больше длины стопы.

Движения руками. Полный цикл движений рукой условно делят на фазы: захват, подтягивание и отталкивание являются рабочими фазами (вместе они и составляют гребок), выход руки из воды – фаза завершающих движений, а движение руки над водой и вход в воду – подготовительные движения. Во время гребка основной рабочей плоскостью, с помощью который пловец опирается о воду и продвигается вперед, является сравнительно жесткая плоскость «кисть – предплечье». Кисть во время гребка хорошо фиксированав лучезапястном суставе и большую часть гребка развернута ладонью строго назад. Гребок выполняется с небольшим сгибанием и разгибанием руки локте. Во время гребка локоть находится в более высоком положении по отношению к кисти и развернут в сторону (но не назад). Гребок выполняется по направлении спереди назад по средней линии тела. Наиболее энергична вторая половина гребка – отталкивание. Завершается гребок у бедра. Рука выходит из воды локтем вверх и расслабляется. Во время движений над водой рука несколько согнута в локте, локоть направлен вверх. Вход руки в воду происходит впереди головы и примерно на ширине одноименного плеча – как бы в одну точку в воду последовательно погружается кисть, локоть и плечо. Это движение выполняется свободно но без промедления; после погружения в воду рука вытягивается вперед, опирается ладонью о встречный поток воды, готовясь начать очередной гребок.

Согласование движений руками. В то время как одна рука выполняет гребок, другая движется над водой, погружается в воду и вытягивается вперед. Вход в воду одной руки и ее вытягивание под водой вперед совпадают с выполнением второй половины гребка другой рукой. В шестиударном варианте кроля на один полный цикл движений руками приходится шесть попеременных движений ногами – шесть ударов стопами вниз. Основу техники плавания кролем составляют непрерывно чередуемые гребки руками в сочетании правильным дыханием.

Дыхание. Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону руки, завершающей гребок. Вдох выполняется через рот во время выхода руки из воды. При повороте головы в сторону для вдоха необходимо удерживать ее на продольной оси тела и не приподнимать над водой. После вдоха спортсмен вновь поворачивает голову лицом вниз и начинает постепенный выдох в воду через рот и нос. Дыхательный цикл завершается энергичным «выталкиванием» остатков воздуха через рот в тот момент, когда голова пловца вновь поворачивается лицом в сторону для очередного вдоха и рот оказывается над водой [6].

Тарабриной И.В., 2015 была разработана и применена на практике методика обучения на основе формирования автоматизированной техники плавательных движений на суше с последующим обучением юных пловцов на воде. Занятия на суше включали общеразвивающие упражнения; специальные – для развития гибкости и подвижности в суставах; имитационные – для изучения дыхания, техники движения рук, ног способом кроль на груди, на спине, движения баттерфляй (руками). Применялись простейшие приспособления и тренажерные устройства: резиновые амортизаторы (резина), лежаки, снабженные ориентирами, указывающими траекторию движения кисти и др. В ежедневное домашнее задание входили упражнения по отработке выдоха в воду с использованием ванн, причем детям такой вид упражнений очень нравятся. Занятия проводились с учащимися четырех классов трижды в неделю в течение месяца. По завершении подготовки на суше оценивались техника плавательных движений, отсутствие чрезмерного напряжения, согласованность движения рук и головы при выполнении входа, амплитуда и частота движения ног. На первых же занятиях в бассейне учащиеся, у которых не было водобоязни, ознакомившись с водной средой, научившись лежать на воде и выполнять скольжение, как правило, проплывали «лягушатник» (8 – 10 метр), кролем на груди без дыхания или на спине. Дальнейшее обучение было направлено на совершенствование технике дыхания и общего согласования движений.

Целенаправленная подготовка на суше значительно сокращает сроки обучения в воде, увеличивая пропускную способность бассейнов, что в определенной мере компенсирует их недостаточное количество. А также уменьшает влияние таких факторов, как плохие погодные условия, холодная вода, при обучении в открытых бассейнах или на море. Во время занятия на суше открывается возможность работать с большой группой учащихся, вступать с ними в более тесный контакт в процессе изучения техники движений, а также исправления ошибок. Имитационные движения должны как можно полнее передавать форму и характер естественных плавательных движений, что достигается при использовании тренажерных устройств и указании ориентиров моментов фаз [22].

Разработанная Седых Н.В., Хан М.В. (2015)экспериментальная методика обучения плаванию детей младшего школьного возраста спортивными способами плавания в условиях глубокого бассейна с использованием нетрадиционных вспомогательных средств обеспечивает ускоренное освоение техники спортивных способов плавания, способствует достижению более высоких показателей функционирования дыхательной, сердечно – сосудистой системы, подвижности в голеностопном и плечевом суставе и создает благоприятный эмоциональный фон учебно – тренировочных занятий [18].

Лепилина Т.В., 2013 отмечает, что является актуальным комплексное педагогическое воздействие при обучении плаванию, направленное на физкультурное образование детей младшего школьного возраста по предмету. Это будет способствовать повышению интереса, мотивации к систематическим занятиямплаванием, здоровому образу жизни детей младшего школьноговозраста.

Применение игр, учебных прыжков, развлечения в воде – непременные условия обучения детей 7 – 8 лет, они повышают учебную мотивацию, и позволяют сделать занятия более разнообразными и событийно насыщенными. Специфика занятий в бассейне (водная среда, повышенный шум, шапочки на голове), а также наличие у детей младшего школьного возраста предметно – образного склада мышления предусматривают применение таких методических приемов, как образное объяснение, жестикуляция и сигналы[12].

Наглядность – важное условие успешности обучения плаванию младших школьников. Наглядное восприятие помогает понять сущность движения, позволяет выстроить динамичный образ желаемого движения, развит у ребенка навыки управления своими действиями и их контроля, точного расположения туловища и конечностей в водной среде. В процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста методы обеспечение наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий [12].

Комплексное педагогическое воздействие при обучении плаванию детей младшего школьного возраста позволяет повысит такие показатели развития младших школьников: практико – деятельностный, когнитивный и мотивационный.

Практико – деятельностный показатель развития ребенка характеризируется уровнем овладения навыком плавания. Характеристика показателя: правильность выполнения разученных подготовительных упражнений, отдельных элементов техники и способов плавания в целом на суше и в воде, владение техникой усвоенных упражнений, способов плавания. Умение придумать и выполнить упражнение самостоятельно.

Когнитивный показатель – уровень усвоения учебных знаний по предмету. Характеристика показателя: понимание цели обучения навыку плавания, представление о содержании занятий. Полнота, глубина, прочность знаний о правилах поведения, личной гигиене и основах закаливания, анатомии человека, техники и стилях плавания, о влиянии систематических занятий плаванием на укрепление организма и сохранение здоровья человека, о плавании как компоненте здорового образа жизни.

Мотивационный показатель отражает эмоционально – чувственные проявления детей младшего школьного возраста по отношению к процессу обучения плаванию, к систематическим занятиям оздоровительным и спортивным плаванием, мотивацию здоровьесберегающего поведения и деятельности, его содержательную избирательность и предпочтения. Показателем мотивационного критерия является проявление интереса, эмоций, чувств, мотивов, потребностей детей [12].

Пушкарева И.Н., Старцева Л.Ф., Тычкина К.А., 2015подчеркивая важность игрового метода, цитируют: «В.И. Кубышкин в своих работах считает, что при обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание следует уделять играм в воде. Правильно подобранные игры помогут детям, не умеющим плавать, быстрее осваиваться в воде, а плавающим – с успехом закреплять пройденное. Включая в уроки подвижные игры, эстафеты, мы повышаем интерес детей к занятиям, улучшая их эмоциональное состояние.

Л. П. Макаренко также отмечает, что наибольшая устойчивость внимания при начальном обучении наблюдается у детей при игровой форме разучивания движений. В игре, благодаря положительным эмоциям, они быстрее привыкают к воде, избавляются от скованности, напряженности, чувствуют себя смелее» [17].

Эффективность использования игровых приемов в тренировке юных пловцов обусловлена тем, что тренировочные занятия становятся более разнообразными и эмоционально окрашенными, что психологически более оправдано при работе с детьми и способствует созданию более стойкой мотивации к продолжению занятий плаванием. Кроме того, наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся более значительных физических усилий, что способствует более эффективному воспитанию физических способностей. Поскольку в процессе игры двигательные качества проявляются не изолированно друг от друга, а в тесном взаимодействии между собой, то игровой метод позволяет воспитывать двигательные качества всесторонне и комплексно. В случае необходимости с помощью игрового метода можно развивать определенные двигательные качества, используя соответствующие игры. Игры в воде составляют необычайно эффективное средство, как целенаправленный игровой элемент в системе физической подготовки.

Эффективность обучения зависит также от того, как часто повторяются занятия. Непродолжительные, но частые занятия, как правило, обеспечивают больший успех. Чем занятия проводимые реже, но дольше [17].

ПроведенноеКазызаевой А.С.(2015) исследование показало, что при выборе методов обучения применяемых на занятии плаванием в группах начального обучения, следует руководствоваться общими положениями теории и методики физического воспитания и применять в учебно – тренировочном занятии игровой метод. Однако для эффективного решения тренировочных задач количество игровых заданий не должно превышать55% от общего времени занятия [15].

Тренеры отбирают детей для занятия плаванием при помощи упражнений на проверку гибкости, также определяется умение расслабляться.

Что касается методики обучения плаванию по Бойко Н.А., и Холопкиной А.А. (2017) то здесь очень важно на начальном, подготовительном этапе проводить упражнения, приближенные к специфике плавания.

Сам процесс начальному обучению плаванию должен быть разбит на два этапа: первый – обучение навыку удержания на поверхности воды, второй–обучение передвижению в воде.

Способные дети при погружении в воду делают глубокий вдох, погружаются в воду спокойно и уверенно. Затруднений при задержке дыхания не испытывают. У них более высокие показатели функционирования дыхательной системы [25].

Шевелев А.С., 2017 отмечает, что при работе с младшими школьниками важно не препятствовать их естественному развитию и, при планировании нагрузки на тренировках,учитывать анатомо-физиологические особенности, такие как: меньшую, в сравнении со взрослыми, производительность дыхательного аппарата, слабые мышцы туловища и недостаточную способность к концентрации на изучаемом явлении [27].

Результаты исследования Нурдинова Ш.Ш.(2015)свидетельствуют о том, что необходимо учитывать половозрастные индивидуальные особенности физического развития и функционального состояния детейпри определении им достаточных объемов двигательной активности [14].

Тарабрина И.В. 2016 утверждает: «Мы считаем, что начальное обучение плаванию,следует проводить в 2 этапа: на 1 – дети должныприобрести навыки, позволяющие им увереннодержаться, на воде в результате освоения имитационных упражнений и упражнений, связанныхс тренировкой дыхания; на 2 этапе разучиваетсятехника спортивных способов плавания кролем наспине и на груди, брассом и дельфином на основеуже сформированных навыков и приобретенныхдвигательных качеств. Обучение плаванию целесообразно начинать с освоения базовых навыков,а затем параллельно изучать элементы плаваниякролем на груди, кролем на спине и брассом поускоренным мини программам [21].

Детей рекомендуется обучать также с помощьюнаглядных картинок по следующим разделам: специальные упражнения на суше; упражнения дляосвоения водной среды; погружение в воду с головой; дыхание с выходами в воду; статистическое(пассивное) плавание в воде; скольжение в воде;движение ногами кролем на груди, на спине; движение руками кролем на груди, на спине; плаваниекролем на груди без выноса рук; плавание кролем

Эффективность методики обучения плаванию на сушена спине без выноса рук; плавание кролем на грудии на спине без выноса рук; спортивные способыплавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс» [22].

Вследствие развития состояния монотонии у спортсменов – пловцов падает интерес к тренировочной работе, наступает преждевременная усталость. С ослаблением внимания и бдительности они испытывают чувство неудовлетворенности, переоценивают временные интервалы (время тянется слишком долго), впадают в излишнюю раздражительность, нервозность, аффективное беспокойство; изменения происходят и в вегетативной сфере: снижается активность деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной и других систем, уменьшается обмен веществ. С позиции современных научных знаний ослабить или предупредить развитие состояния монотонии можно путем систематического нарушения или видоизменения однообразия ощущений и впечатлений от традиционно выполняемой деятельности через включение рабочий процесс дополнительных раздражителей. Целью тренировочного процесса должно стать выявление возможностей для улучшения обучения детей плаванию путем использования в учебном процессе эффективных средств и методов физического воспитания на суше [12].

Аикиным В.А., Бакшеевым М.Д., Коричко А.В., Тарасевичем Г.А.,2014 выявлено,что динамика возрастных изменений показателей биомеханических элементов техники поворота, старта пловца с тумбочки и из воды у школьников 7–17 лет характеризуется гетерохронным проявлением сенситивных и критических периодов, несмотря на идентичный характер движений скоростно-силовойнаправленности. Определено, что возрастные изменения элементов техники различных способовплавания у школьников 7–17 лет на этапе начального обучения имеют однонаправленный характер,несмотря на различную форму и координацию движений [1].

В исследованиях Греченникова В.Н. (2014) методом физического моделирования доказано существенно преимущество такназываемого винтового гребка по сравнению с классически механизмом гребка в плавании способом кроль на груди. Ограниченность применения выявленного преимущества связано с особенностями анатомического строения тела человека [4].

Результаты исследованияГогина А.Б., Гогиной Н.В.(2015)показали, что одной из важнейших составляющих успеха в обученииплаванию в целом и обучении спортивным способам плавания в частном, является отсутствие у человека боязни перед водой. При наличии у ребенка или взрослого фобии перед водой, страха погружения в воду с головой, боязни наглотаться воды, некомфортного ощущения свободного водного пространства под ногами, может произойти так, что все идеальные для плавания пропорции и свойства тела человека, все факторы, призванные содействовать освоению плавательных упражнений, могут оказаться бессильными в деле обучения человека плаванию. Решение же проблемы видится в устранении этих фобий ранним привлечением детей к плаванию и занятиями плаванием под руководством опытного преподавателя – тренера [3].

Заключение по главе 1

Изучив литературу, можно сделать заключение, что физическая культура обучающихся среднего школьного возраста имеет свои особенности. Важно знать классификацию уроков при подготовке и проведении занятий. К данному исследованию подходит данные тип занятия: урок общего физического воспитания, узкопредметный с



2018-07-06 466 Обсуждений (0)
Практика обучения технике плавания кролем детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практика обучения технике плавания кролем детей и подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)