Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеологический конфликт в романе.



2018-07-06 1665 Обсуждений (0)
Идеологический конфликт в романе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ романа.

Проблематика романа.

Роман многопроблемный. Конкретно-исторические проблемы сочетаются с «вечными». Тургенев показал столкновение двух общественных сил – дворянства и разночинцев-нигилистов, смену общественной идеологии поколений. Он писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». Он обратился к лучшим представителям этого класса и сделал вывод: «Если сливки плохи, что же молоко?» Они лучшие, потому что образованны, стремятся вести хозяйство по науке, способны на большие человеческие чувства. Но они неспособны управлять страной, изменить жизнь, которая нуждается в переменах.

Кто же способен изменить жизнь? Может быть, новое поколение нигилистов? Автора интересовал вопрос, что приносит нигилизм обществу и что даёт самим нигилистам, не имеющим позитивной программы. Нигилисты отрицали всё, в том числе и опыт предшествующих поколений. И Тургенев, подвергая героя жизненным испытаниям, даёт ему возможность вернуться к вечным человеческим ценностям. Так конкретно-историческая тема взаимоотношений поколений выливается в вечную проблему взаимоотношений отцов и детей уже в прямом смысле.

Проблема “отцов и детей” — проблема вечная. Природа конфликтов в романе: социальный («И если он называется нигилистом…»), психологический, философский (конфликт догмы и жизни).Перед нами вечный аспект проблемы, актуальной во все времена: «сыновья», выбирающие дорогу, не соглашаются с идеалами «родителей», как с устаревшими, а «старики теряют с ними контакт, постепенно переставая понимать, но не переставая горячо любить. Самобытное отношение Тургенева к этой теме проявляется в области проблематики – в области постановки вопросов. Тургенев показывает: какими бы ни были отдельные люди, проблема по своей сути остаётся одной и той же: это горячая любовь к детям, для которых, собственно, старшее поколение и живёт, это неизбежное непонимание и стремление детей доказать свою «взрослость» и превосходство, драматические внутренние коллизии вследствие этого, и всё-таки в конце концов неизбежное духовное единение поколений. Переоценка ценностей жизни молодым поколением должна, по убеждению Тургенева, строиться на основе уважения к опыту предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка происходит более жестко, чем это необходимо. И результаты, как правило, бывают трагичны: слишком многое утрачивается.

Какие «вечные» проблемы поднимает Тургенев?

Его волнуют вопросы нравственного и идейного самоопределения личности. Человек в поисках истины, поиск личностной истины, то есть такой, которая основана не на авторитете, а на собственном, глубоко прочувствованном и эмоционально пережитом жизненном опыте. Только выстраданная истина имеет для человека ценность.

Поэтому искания героя у Тургенева связаны с душевными драмами, страданием, трагизмом.

Достоевский назвал Базарова человеком» беспокойным и тоскующим (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм».

Почему «беспокойство» и «тоска» - признак «великого сердца»?

В сцене беседы с Аркадием под стогом сена Базаров размышляет о вечности, о назначении человека, о смысле человеческой жизни: «А я вот думаю: я вот лежу здесь под стогом…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего –то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!»

К каждому из нас в своё время приходит вопрос: зачем я здесь?

Поиск героя происходит в столкновении своей «правды» с жизнью и с другими «правдами». И главное у Тургенева не столько столкновение с другими героями, сколько внутренняя работа души и мысли, внутренний конфликт, борьба с собою. «Каждый человек сам себя воспитывать должен»,- убеждён Базаров.

Из всего сказанного можно сформулировать проблему, заключённую в заглавии романа: проблема необходимости взаимодействия между поколениями людей с целью сохранения духовных, нравственных непреходящих человеческих ценностей.

Композиция системы персонажей и романа в целом.

Основной композиционный приёмантитеза. Этим объясняется и наличие двух циклов глав (сопоставление героя с самим собою).

Система персонажей организована вокруг главного героя, в центре романа – Базаров. Он противопоставлен всем остальным действующим лицам

Сопоставлены по сходству две группы персонажей, воплощающих основную проблему романа: Аркадий и Николай Петрович Кирсановы , Базаров и родители.

 

 

Идеологический конфликт в романе.

Базаров обвиняет дворян, живущих за чужой счёт, в ничегонеделании («сидят сложа руки»), в пустой болтовне. П.П. Кирсанов в аристократах видит основную общественную силу, ценит за чувство собственного достоинства, самоуважения. Истина ускользает от спорящих сторон, так как ими движет не стремление к истине, а взаимная социальная нетерпимость.

Нигилисты отрицают современное общественное устройство, то есть самодержавие, религию, готовящуюся реформу («свободу, о которой хлопочет правительство»). Отрицание воспринимается ими как деятельность, а не болтовня. Это революционные взгляды, которых Тургенев не разделял. У нигилистов нет положительной программы переустройства общества («сперва нужно место расчистить»). П.П. стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сохранении основ существующего строя, на приспособление к новым условиям, как это делает его брат. Они не реакционеры, они либералы.

«Мой дед землю пахал»,- с гордостью говорит Базаров. Положение народа вызывает гнев у него. Он видит необразованность и суеверие народа, эти недостатки он презирает. Находит общий язык с народом («свой человек, не барин»). Сам близок к народу происхождением, речью, манерами, привычкой к труду. О П.П.: «Вы и говорить-то с ним не умеете». Для его речи характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок. Павел Петрович : «Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры». Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества. Не умеет разговаривать с крестьянами, и сам признаёт это. Дворовые люди боятся его. В речи использует много иностранных слов, искажает слова (« эфто»).

Базаров видит в природе источник и поле человеческой деятельности. У него хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, он обедняет человеческую жизнь. Авторская позиция выражена в пейзажных зарисовках, особенно ярко – в 11 главе. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты.

Базаров труженик науки, практик («лягушек режет»), признаёт науку, основанную на опыте.

Базаров отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его», « Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Противником Базарова в этом споре является Н.П., хотя в спор и не вступает. За него это делает Тургенев, показывая, как влияют на Н.П. стихи Пушкина, весенняя природа, сладостная мелодия игры на виолончели.

Идеологическая позиция Базарова определена в первых десяти главах романа. Выдержит ли его теория испытание жизнью? Поворот в ходе романа начинается с 13 главы. Если до этого момента главным был конфликт внешний (противопоставление Базарова и П.П.Кирсанова), то после встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе героя.



2018-07-06 1665 Обсуждений (0)
Идеологический конфликт в романе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеологический конфликт в романе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1665)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)