При выполнении заданий C1 – C2 напишите развернутый ответ.
C1Почему поединок героев в романе Тургенева выглядит пародийно? Ответ обоснуйте. C2В каких еще произведениях русской литературы вы встречались с изображением дуэли и что эти эпизоды давали для понимания произведения в целом? Дуэль – традиционная ситуация русского романа 19 века. Стреляются Онегин и Ленский, Печорин и Грушницкий, Пьер Безухов и Долохов. И каждый раз дуэль высвечивает что-то важное и доселе неизвестное или не до конца проявленное в герое. Так, Онегин окажется лишь внешне свободным от «общественного мнения» -- до подлинной свободы и настоящей жизни ему еще далеко, и его выстрел станет поворотным моментом на этом пути. Печорин после дуэли многое теряет в глазах читателя: да, он рискует жизнью, да, он психологически силен – но при этом жесток и безжалостен. Поединок с Грушницким выглядит как убийство слабого – не случайно отвернется от Печорина его друг доктор Вернер. (Эту линию рассуждений можно продолжить, приводя в пример остальных героев). Дуэль же в романе Тургенева выглядит пародийной, поданной иронично. Почему автору понадобился такой угол изображения? Возможна такая трактовка: Базаров впервые оказывается втянут в смешное событие, становится участником комедии. Жизнь постепенно по ходу романа начинает играть с ним – а ведь он был так уверен в том, что игру ведет он. Герою предстоит оказаться в проигрыше – но победить в последнем столкновении со смертью: даже умирая, он не теряет своей силы, борется до конца. В рассказе об этой последней, смертельной дуэли зазвучат совсем другие ноты.
Задания части С. С1. Как воспринимают искусство, природу представители двух поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»? Взгляды представителей разных поколений на природу и искусство в романе отличаются друг от друга. В этом отношении антиподами являются Николай Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров. Первый — человек, тонко чувствующий красоту природы, “сочувствующий” ей, поэтизирующий её; человек, способный мечтать, имеющий свои пристрастия в художественной литературе, получающий удовольствие от поэзии, цитирующий Пушкина. Он не может понять, как можно “отвергать поэзию”, “не сочувствовать художеству, природе”. Близок к нему его сын Аркадий. Напротив, Базаров рассматривает природу, как “мастерскую”, а человека в ней — как “работника”, то есть считает, что природе не нужно “сочувствовать”, её нужно “использовать” с максимальной пользой для человека. Будучи нигилистом, он отвергает искусство, опять-таки из-за того, что от него якобы нет никакой практической пользы; он разрушает устоявшееся мнение о великих достоинствах русских классиков. (7 предл.) Комментарий эксперта Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, аргументированно отвечает на вопрос, подкрепляя свои суждения цитатами из текста романа. Выпускнику удалось показать, что в романе противопоставлены именно взгляды Базарова и Николая Петровича на природу и искусство. В работе есть одна фактическая неточность — “он разрушает устоявшееся мнение о великих достоинствах русских классиков”. Базаров не разрушает, а только пытается разрушить преклонение Кирсановых перед поэзией, искусством, а из русских классиков в романе упоминается только Пушкин. Оценка — 2 балла. С5.2 В чём вы видите причины одиночества Базарова: в реальных общественных условиях жизни или в нём самом? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) Евгений Базаров — представитель нового времени, новой эпохи разночинцев, пришедшей на смену эпохе дворян. Он одинок, но объяснить причины его одиночества довольно трудно, так как невозможно однозначно ответить, что повлияло на одиночество (речь) в большей степени: общественные условия жизни или его менталитет. Базаров — материалист и нигилист. Он утверждает, что отрицает всё: поэзию, музыку, живопись, любовь. Для него научные статьи по естествознанию гораздо важнее изящной поэзии. Женскую красоту Базаров рассматривает лишь с точки зрения физиологии. Евгений считает, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Это свидетельствует о потребительском отношении героя к природе. В общественной среде Базаров не находит понимания. Его друг Аркадий Кирсанов обнаруживает стремление к миру “отцов”, потом полностью переходит на их сторону. За жалкими пародиями на Базарова, Ситниковым и Кукшиной, нет будущего, так как они погрязли в пороках. В идеях Базарова, безусловно, есть рациональное зерно. Если принять во внимание общественно-политические взгляды самого И.С. Тургенева, то известно, что он не поддерживал ни одну из соперничающих сторон: революционеров-демократов и либералов-консерваторов. Отсюда, возможно, и истоки одиночества Базарова. Условия среды также играют немаловажную роль, так как на рубеже 60–70-х годов ХIХ века в государстве произошли важнейшие преобразования, происходил процесс отмирания “дворянских гнёзд”. В обществе веяло чем-то новым, ранее неизвестным. Для того чтобы проверить состоятельность теории Базарова, Тургенев испытывает его любовью. У Евгения был выбор. У него была возможность жить счастливо вместе со своей любимой женщиной, единомышленницей, но Базаров вынужден отступить под напором обстоятельств и собственных амбиций. В итоге он не выдерживает испытания любовью, обнаруживая тем самым некоторую идейную несостоятельность. По мнению Тургенева, такие люди как Базаров, готовые разрушить всё и на пепелище создать что-то новое и светлое, не всегда найдут понимание в обществе. Хотя известно, что талантливые люди всегда одиноки, Евгения поймут потомки. Базаров своим образом дополняет галерею “лишних людей”, людей, шагнувших далеко вперёд в будущее, непонятых своими современниками, разочаровавшихся в жизни, в политическом строе, оттого и одиноких. Одиноких в своём собственном неповторимом одиночестве… Тест. Вот, - начал наконец Павел Петрович, - вот вам нынешняя молодежь! Вот они - наши наследники! - Наследники, - повторил с унылым вздохом Николай Петрович. Он в течение всего спора сидел как на угольях и только украдкой болезненно взглядывал на Аркадия. - Знаешь, что я вспомнил, брат? Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать... Я наконец сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька - а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю. - Ты уже чересчур благодушен и скромен, - возразил Павел Петрович, - я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее этих господчиков, хотя выражаемся, может быть, несколько устарелым языком, vieilh, и не имеем той дерзкой самонадеянности... И такая надутая эта нынешняя молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? "Я имею привычку предпочитать красное!" - отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновение... - Вам больше чаю не угодно? - промолвила Фенечка, просунув голову в дверь: она не решалась войти в гостиную, пока в ней раздавались голоса споривших. - Нет, ты можешь велеть самовар принять, - отвечал Николай Петрович и поднялся к ней навстречу. Павел Петрович отрывисто сказал ему: bon soir*, и ушел к себе в кабинет. ______________ * добрый вечер (франц.). (И.С. Тургенев «Отцы и дети») В1.Приведённый разговор братьев Кирсановых является одним из немаловажных событий романа. Каким термином обозначают совокупность таких событий. Повороты и перипетии действия в произведении?
В2.Слова Павла Петровича о молодом поколении свидетельствуют о несовпадении его позиции с позицией «детей». Как называется противостояние героев, имеющих противоположные мнения? В3.Тема «отцов и детей» относится к традиционным общечеловеческим темам в литературе. Как называются такие темы?
В4.В приведённом фрагменте герои обмениваются репликами, размышляя на определённую тему. Как принято называть речевое общение героев?
В5.В высказываниях Павла Петровича звучит насмешка над молодым поколением. Укажите эту форму иносказания.
В6.Как называется приём, к которому прибегает И.С.Тургенев, описывая психологическое состояние Николая Петровича ( «Он в течение всего спора сидел как на угольях…»)?
В7.Речь павла Петровича богата эмоциональными восклицаниями и вопросами, обращёнными к реальному и вымышленному собеседнику. Как называются такие фигуры речи?
С1.Раскройте сущность позиции братьев Кирсановых по отношению к «наследникам».
С2.В каких произведениях русской литературы 19 века ставилась проблема поколений и чем решение этой проблемы отличается от тургеневского?
Ответы:
Демонстрационный вариант по литературе 2012 Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.
Часть С С1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения? С2. В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»? Тест. Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной... (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
В1.В какой части романа И.С.Тургенева находится данное описание? В2.Как называется описание природы, имеющее в произведении важное художественное значение? В3.Какой приём использует автор в описании: «Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде…»? В4.Как называется чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой? К примеру, в отрывке: «Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле» - такое чередование создают паузы ( в предложении обозначены точкой с запятой и двоеточием). В5.Как называется вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа? В6.Выпишите из текста приведённого отрывка словосочетание, представляющее собой скрытую цитату из стихотворения А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». В7.Какой знак препинания в приведённом отрывке из романа «Отцы и дети» помогает передать раздумье, то, что невозможно с нужной глубиной высказать словами? С1.Как вы понимаете тему приведённого отрывка и как различные средства художественной выразительности помогают её раскрытию? С2.Приведённый отрывок из финала романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» в жанровом отношении близок к его «Стихотворениям в прозе», В чём проявляется эта близость? В каких произведениях русской литературы имеются лирические отступления, передающие авторские чувства, отношение к происходящему, размышления о мире? Каким именно вопросам эти отступления посвящены? В1. Последняя глава, финал В2. Пейзаж В3. Инверсия В4. Ритмизация В5. Риторический вопрос В6. Равнодушная природа В7. Многоточие ЕЩЁ ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ К ДАННОМУ ОТРЫВКУ В1.Как называлось направление философской мысли, приверженце которого был Евгений Базаров? В2.Назовите имя друга Базарова, впоследствии не разделившего убеждений своего идейного наставника. В3.Как называется средство художественной выразительности, использованное Тургеневым («два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень»)? В4.Назовите изобразительно-выразительное средство, которым И.С.Тургенев воспользовался при описании заброшенного кладбища: «каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу». В5.Укажите термин, которым в литературе называется художественный приём, позволивший автору создать образ одушевлённой, живущей собственной жизнью природы: «цветы… безмятежно глядят… невинными глазами», «немой камень» и др. В6.Прочитайте отрывок со слов «Неужели их молитвы..» до конца фрагмента. Какой приём, усиливающий эмоциональное звучание текста, дважды встретился в нём? В7.Как называется изобразительное средство, которое представляет собой цепь понятий или определений с постепенным нарастанием значимости: «…страстное, грешное, бунтующее сердце..»? В1. Нигилизм В2. Аркадий В3. Эпитет В4. Сравнение В5. Олицетворение В6. Риторический вопрос В7. Градация
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8253)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |