Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: «Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации».



2018-07-06 4515 Обсуждений (0)
Тема: «Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации». 4.50 из 5.00 4 оценки




Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку.

Прелюдия (рге - ludus - перед игрой). Раньше прелюдией называли вступительную часть к фуге. Прелюдии и фуги Баха - двух частный цикл. Обе части равноправны и одинаково важны. По характеру и темпу они немного различаются. Позже прелюдия стала самостоятельным жанром. Польский композитор Ф.Шопен утвердил прелюдию самостоятельным произведением. После Шопена прелюдии пишут многие композиторы. Прелюдии Шопена (24) - во всех мажорных и минорных тональностях. В прелюдиях видно мастерство Шопена – умение в маленькой (порой 8-12 тактовой) миниатюре выразить глубокую мысль. Каждая прелюдия выражает одно настроение.

Элегия (греческ. Elegos - жалоба). Название "элегия" вначале обозначало поэтическое произведение, содержанием которого была именно жалоба на неразделенную любовь. Позднее слово элегия приобрело более широкое значение. Так стали называть поэтические, затем и музыкальные произведения печального, задумчивого характера. Очень популярна элегия Ж.Массне, также и С.Рахманинова.

Этюд(франц. etude - изучение) - упражнение для развития техники музыканта. Жанр этюда возник в начале 19 века, когда расцвела концертная жизнь в Европе. Произведения становились все виртуознее. Поэтому были необходимы упражнения для развития техники игры. Так возникли этюды Черни, Клементи, Мошелеса, Крамера. Каждый этюд рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техника двойных терций, трелей и т.д. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов. В творчестве Шопена этюд стал глубоко содержательным, настоящим художественным произведением, предназначенным для концертного исполнения. В основе каждого этюда Шопена лежит какой-то технический прием - арпеджио, хроматические пассажи, движение терциями, секстами, мелодия - в левой руке и т.д. Концертные этюды писал и Ф.Лист, С.Рахманинов, а для скрипки - Н.Паганини.

Экспромт (латинский expromtus- готовый, быстрый). В музыке это пьеса, сочиненная сразу без подготовки, импровизационно созданная и затем сразу записанная, без предварительного обдумывания.

Ноктюрн (итальянок. Notturno - ночной). В музыке этот термин появился в 18 веке. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Состояли они из нескольких частей. В 19 веке сложился совершенно другой ноктюрн - мечтательная, певучая фортепьянная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишины, ночными думами. Впервые лирические ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Фильд. Писали ноктюрны: Чайковский, Григ, Шопен, Лист. Особенно известны ноктюрны Шопена. Они очень разнообразны - то мечтательные, поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные.

 

Форма рондо в музыке

Теперь можно перейти к описанию рондо в музыке. Впервые оно появилось во Франции времен Средневековья. Название формы ведет свое начало от слова rondeau – "круг". Так называли хороводные песни. При их исполнении солисты-запевалы исполняли свои фрагменты произведения, а хор повторял припев, в котором и текст, и мелодия оставались неизменными. Эти песни и оказались прообразом музыкальной формы рондо. Это специфический способ создания произведения, при котором основная тема – ее обычно называют рефреном – постоянно повторяется (как минимум трижды), чередуясь при этом с другими музыкальными эпизодами. Если мы обозначим рефрен латинской буквой A, а иные фрагменты – прочими буквами, то упрощенная схема произведения будет выглядеть так: AB-AC-AD и так далее. Однако рондо не должно становиться и слишком длинным. Как правило, в него входят от пяти до девяти частей. Интересно, что самое длительное рондо включало в себя 17 фрагментов. Это пассакалия французского клавесиниста Франсуа Куперена.

Сегодня мы с вами окажемся в … сказке, но не в простой сказке, а в музыкальной. Мы с вами превратимся в героев сказки, сами ее расскажем, но не простым языком, а с помощью музыки.

Ребята, вам интересно? Хотите отправиться в сказку?

Чтобы совершить это сказочное превращение, нам надо с вами подготовиться – узнать, что такое вариации. Слушайте!

Представьте себе, вы посмотрели интересный мультфильм и решили рассказать о нем другу. Друг рассказал сестре, а сестра об этом интересном мультфильме рассказала родителям. Ведь рассказывать одно и тоже совершенно одинаковыми слова невозможно. Поэтому каждый подбирал слова, которые ему больше нравились, о чем-то забывал рассказывать, а может быть, даже придумывал что-то новенькое. И ничего в этом удивительного нет, ведь люди не роботы, они не могут рассказывать историю слово в слово, без изменений.

Вот и получается, что история мультфильма одна и та же, то есть тема истории одна и та же, но рассказывали ее друг и сестра по – разному. Вот и получился рассказ мультфильма с вариациями. Вариация означает изменение.

 

Давайте и мы с вами, ребята, придумаем вариации. Но для начала надо выбрать тему. Предлагаю взять стихотворение про двух котов, слушайте!

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.

Вопрос: что же здесь можно изменить?

Возможные варианты ответов:

Окрас шерсти котов.

Количество котов.

Действие котов.

Другое животное.

И что же у нас может получиться?

Первый вариант – изменить окрас шерсти котов.

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кот полез в подвал и мышонка там поймал.

Второй вариант – изменить количество животных. У нас будет не два кота, а три. И вот, что может получиться:

Та – та, три кота, три ободранных хвоста.
Белый кот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий котенька у печки сладко спит и видит сны.
Черный кот полез в подвал и мышонка там поймал.

Третий вариант – изменение действий котов. Например:

Та – та, два кота, два ободранных хвоста.
Белыйкотенька гуляет на полянке во дворе.
Черный кот в окошко смотрит и мурлыкает в ответ.

Четвертый вариант – можно заменить кота другим животным. К слову кот надо подобрать рифму. Например: ерш, морж, крот, еж, уж, кит. Ребята, какого животного мы с вами выберем?

И какие же небылицы могут получиться:

Та – та, два крота, два ободранных хвоста.
Серый крот в чулане, все усы в сметане,
Рыжий крот полез в подвал и мышонка там поймал.

Или, например:

Та – та, два кита, два ободранных хвоста.
Серый кит в чулане, все усы в сметане,
Рыжий кит полез в подвал и мышонка там поймал.

Здорово получилось! Ребята, вам понравилось придумывать вариации?



2018-07-06 4515 Обсуждений (0)
Тема: «Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации». 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Тема: «Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы. Рондо. Вариации».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)