Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: «Содружество муз. Музыка и слово. Музыка и живопись».



2018-07-06 1235 Обсуждений (0)
Тема: «Содружество муз. Музыка и слово. Музыка и живопись». 0.00 из 5.00 0 оценок




«Откройся мысль! Стань музыкою слово! Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал. (Н. Заболоцкий)

Прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку. Эти слова Николая Заболоцкого отражают вечное стремление запечатлеть в музыкальных звуках всю звонкость стиха, соединить мысли и звук в неразрывное целое.Все жанры вокальной музыки, от песни до оперы, учились искать вдохновение у поэзии для того, чтобы передать в музыке все оттенки смысла и чувств, что приводило иногда к созданию произведений, необыкновенных по силе музыкальной выразительности.

Одним из таких сочинений является вокальный цикл «Детская» великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Стихи к этому циклу написаны самим композитором. Что означает слово «вокальный»? («Вокал» означает пение, наверное, этот цикл состоит из песен.)

Совершенно верно, цикл состоит из семи вокальных пьес, которые рассказывают о детских размышлениях и проказах, чувствах и настроениях. Модест Петрович всегда говорил о том, что «Искусство есть средство для беседы с людьми» и «самое главное в музыке – говорить правду». Его музыку - образную, говорящую - сравнивали с картинами великих русских живописцев.

Рассмотрим с вами одну из песен цикла, которая называется «Кот Матрос». Итак, слушаем, обращаем внимание на характер звучания пьесы, на речь, темп, и другие особенности музыкального произведения. (Слушание музыки).

- Поделитесь своими впечатлениями. (Пьеса звучала необычно: в ней не чувствуется рифмы в словах, музыка звучит не по фразам, сбивчиво - то громко, то тихо.)

Полный текст этого произведения:

Ай, ай, ай, ай, мама,
Милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама,
Очень ведь жарко,
Шарила в комоде и в столе
Искала - нет, как нарочно!
Я второпях к окну подбежала,
Может быть, зонтик там позабыла...
Вдруг вижу: на окне-то кот наш Матрос,
Забравшись на клетку, скребёт!
Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.
Зло меня взяло!
Э, брат, до птичек ты лаком!
Нет! Постой, попался!
Вишь ты, кот!
Как ни в чем не бывало, стою я,
Смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю
Странно что-то!
Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит,
Только что думал схватить снегиря...
А я его хлоп!
Мама! Какая твёрдая клетка,
Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут,
Так ноет, ноет так...
Нет! Каков кот-то, мама, а?

Этим интересна и необычна эта песня - она как будто рисует картинку жизни. В сопровождении слышно много изобразительных моментов, речь девочки похожа на настоящую. Мы можем сказать, что композитору удалось очень точно передать интонации девочки, на которую большое впечатление произвело то, что кот Матрос хотел схватить снегиря, находящегося в клетке. Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка с яркой убедительностью передаёт и волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность.

Своеобразен и текст песни: он не похож на обычное стихотворение с его равномерно чередующимися рифмованными строчками. Здесь все направлено на точную и убедительную художественную характеристику: естественна речь девочки, мелодия точно фиксирует все ее обороты - восклицания, вопросы, торопливую скороговорку.

В музыкальном сопровождении слышно даже то, как кот скребёт клетку и как кричит испуганная птица.

Что вы можете сказать о темпе произведения?

Мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительную трактовку самого необычного текста, любого литературного жанра. В музыке, созданной в разные времена, представлен весь огромный литературный мир, его древние памятники и эпические сказания, романы и повести, поэмы и стихотворения - от древнейших до самых современных, только вышедших из-под пера писателей.

Попробуйте нарисовать картинку к этой пьесе:

 

Среди первых литературных источников, которые дали жизнь значимой части музыкального наследия, продолжающих и в наши дни вдохновлять многих музыкантов - тексты священных писаний - Библии и Евангелия. Музыка, созданная на основе христианских текстов, называется духовной музыкой. Это один из самых возвышенных пластов музыки, недаром огромное количество великих композиторов писали музыку к духовным текстам: Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен. В России - Дмитрий Степанович Бортнянский, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Родион Константинович Щедрин и т.д.

 

(Рафаэль.Сикстинская мадонна)

Поразительно то, что, несмотря на необыкновенную сдержанность, собранность духовной музыки, отсутствие внешних эффектов и эмоциональности, она способна воздействовать на человеческую душу с такой силой, на какую не способна самая страстная и порывистая музыка.

Сегодня мы с вами послушаем одно из самых светлых и лирических вокальных произведений «Ave, Maria» Ф. Шуберта. Латинское «Ave» означает «Радуйся», то есть «Радуйся, Мария». Эта молитва, обращение к Деве Марии. Произведение исполняется очень часто, и его называют классическим шлягером. (Слушание музыки).

- Что вы можете сказать о прослушанном произведении?

Да, действительно, слушаешь эту музыку, она настолько прекрасна, что иногда не можешь передать словами, всё, что хотел сказать. Но самое главное в музыке - это почувствовать её, слиться с ней душой и мыслями, как при молитве.

«Ave, Maria» Ф. Шуберта - одно из самых светлых и лирических вокальных произведений композитора. Музыка буквально дышит благородным спокойствием. Возвышенное достоинство образа девы Марии передаётся строгими и лаконичными музыкальными средствами. Плавность линий мелодии и аккомпанемента, неторопливый темп в сочетании с мерным движением фортепианного сопровождения, долгое, вдумчиво-отрешённое распевание каждого слога - и при этом никаких ярких, выразительных эффектов. И все же течение этой музыки воспринимается как непрерывно струящийся свет, как нечто бесконечно высокое и милосердное, что невозможно передать словами, что подвластно только музыке.

Простота, ясность, гармоническая уравновешенность образа этой песни духовно близки изображениям Мадонны на полотнах великих живописцев - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Боттичелли.

 

 

Все вы, наверно, знаете сказку о царе СалтанеА.С.Пушкина. Истоки замысла оперы по пушкинской «Сказке о царе Салтане» точно не установлены, но есть основания полагать, что эту мысль подал Н.А. Римскому-Корсакову В.В.Стасов. Постановка оперы предполагалась к столетию со дня рождения А.С.Пушкина. Солнечная, полная легкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане» - одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы, музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно.

В сказке А.С.Пушкина царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех сестер, ту, которая пообещала родить для батюшки – царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не они стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса родила сына Гвидона. Сестры подменили письмо гонцу и царь Салтан получил такое известие:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь:

Не мышонка, не лягушку,

А неведомузверюшку».

И прочитав письмо, последовал ответ царя Салтана. Он был подменен ткачихой, поварихой и сватьей бабой Бабарихой. Все в недоумении.

«Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу, и приплод,

В бочке бросить в бездну вод».

Милитриса в отчаянии, сестры и Бабариха злобно радуются. Бояре выполняют приказ царя Салтана.

«Царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там не по дням, а по часам».

Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается. Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбивает дно, «Мать и сын теперь на воле». Они радуются спасению, но царица озабочена, ведь «остров пуст и дик». Гвидон успокаивает мать и принимается за дело – мастерит лук и стрелу. Вдруг раздается шум борьбы и стон: это на море «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней». Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумленные царица и царевич видят Лебедь – птицу, выходившую из моря. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает «отплатить ему добром» и открывает свою тайну: «Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил». Лебедь – птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать поет сыну колыбельную песню. Оба засыпают. Наступает рассвет. Из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.

Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь – птица, она превращает Гвидона в шмеля. Звучит знаменитый оркестровый «Полет шмеля» – это Гвидон улетает догонять корабль. Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах – на скрипке, на кларнете, на баяне и на ксилофоне. Музыка гудящая, «шмелиная». Но это не назойливое гудение. Вспомните, сколько в нем радости, ликования. А почему? Ведь скоро царевич Гвидон увидит своего отца – царя Салтана.

Учащиеся слушают «Полет шмеля».

После прослушивания высказывают свое мнение о прослушанной музыке.

А теперь познакомимся с целой оркестровой картиной, которая называется «Три чуда». Это программное произведение. Его можно услышать не только в опере, но и в концертном исполнении. В ней композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки, но вначале послушайте, как этих персонажей описал А.С.Пушкин:

«Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

В городе житье не худо.

Вот какие там три чуда:

Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе –

«Во саду ли, в огороде».

А второе в граде диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И останутся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Третье: там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит».

А теперь сравним как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказали нам о чудесах острова Буяна.

Учащиеся слушают симфоническую картину «Три чуда». Высказывают мнение о прослушанной музыке.

В симфонической картине «Три чуда» сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами темы. Радостно звонкая и затейливая тема города Леденца. Затем звучит изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», которую «высвистывает» флейта пикколо (тема белочки). Ее «оттесняют» фанфары, приглашающие полюбоваться следующим чудом: на фоне грозного, сначала отдаленного, потом все более нарастающего рокота, возникает тяжеловесная тема шествия тридцати трех богатырей. Как бы удаляясь, она стихает, а фанфары возвещают о появлении царевны – Лебедь. Мелодия с прихотливыми изломами, постепенно «теплеет» и выливается в широкую кантилену, рисуя волшебное превращение в прекрасную Царевну. Все темы сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор.

Премьера «Сказки о царе Салтане» с успехом состоялась 21 октября 1900 года на сцене Московской частной оперы. Опера Н.А.Римского-Корсакова является одной из популярных опер композитора.



2018-07-06 1235 Обсуждений (0)
Тема: «Содружество муз. Музыка и слово. Музыка и живопись». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: «Содружество муз. Музыка и слово. Музыка и живопись».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)