Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роберт Шуман «Первая утрата».



2018-07-06 6113 Обсуждений (0)
Роберт Шуман «Первая утрата». 5.00 из 5.00 10 оценок




Роберт Шуман был не только выдающимся немецким композитором, но и пианистом, дирижером, педагогом.

С 7 лет он обучался игре на фортепиано, сочинял, учился в гимназии, позже в университете. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Николо Паганини. Его игра произвела на Шумана такое яркое впечатление, что он решил навсегда посвятить себя музыке.

Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить все пережитое в звуках. Р.Шуман написал много разнообразной музыки – симфонии, концерты, вокальные произведения, фортепианные пьесы. Создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Мечтатель и выдумщик, Шуман очень любил детей и много писал для них. В своем «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки.

Давайте послушаем пьесу Шумана «Первая Утрата», и проведем беседу по характеру музыки, какое настроение передает музыка.

Переживания ребенка, выраженные в этой пьесе, так же глубоки, как и у взрослого. Первая потеря, которую испытал ребенок, вызвала в его душе столько печали, скорби! Музыка звучит то жалобно, то взволнованно, то с протестом, то очень грустно и печально.

Еще раз, прослушав всю пьесу, попробуем понять: повторяется ли первая, жалобная мелодия пьесы. Мелодия с жалобными интонациями звучит в первой части пьесы дважды. В средней части музыка становится настойчивой, напряженной. Одни и те же отрывки мелодии как бы перебивают друг друга с горечью и волнением. Ведь когда неприятная мысль тревожит человека, то она все время напоминает о себе, не дает покоя. Так и в музыке – беспокойная интонация мелодии звучит как бы на разные лады. Но вот мы опять слышим мелодию начала пьесы – жалобную, печальную.

Может быть, маленький герой этой лирической миниатюры потерял любимую игрушку? А может быть, друга? На это музыка не даст нам точного ответа. Эта пьеса — о горьких переживаниях ребёнка. Мы можем только почувствовать силу этих переживаний, и каждый из нас вспомнит что-нибудь грустное из своей жизни, и у каждого возникнет своя история. Так вот это она и есть.

 

 

Было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с Александром Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента — статный, белокурый, в очках, с «чеховской» бородкой; но более всего — той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры, истовый характер служения ей. Творческое наследие Гречанинова огромно — около 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия — хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова.

«Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовал себя равным им», — говорил Гречанинов, объясняя ту легкость, с которой создавал детскую музыку. Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых «Ай, ду-ду!», «Петушок», «Ручеек», «Ладушки» и др.; фортепианные сборники «Детский альбом», «Бусинки», «Сказочки», «Бирюльки», «На зеленом лугу». Специально для детского исполнения предназначены оперы «Елочкин сон» (1911), «Теремок», «Кот, петух и лиса» (1921). Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку.

РАЗЛУКА

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И наверно по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы. Давайте послушаем пьесу А. Гречанинова «В разлуке»

А. БартоКакое впечатление произвела на вас эта пьеса?

А теперь нам пора переходить к музыкальным пьесам, которые рисуют природные пейзажи. Давайте познакомимся с пьесой «Утро» норвежского композитора Эдварда Грига.

«Пер Гюнт» - театральная пьеса выдающегося норвежского драматурга, соотечественника Грига, Генриха Ибсена. Герой драмы, крестьянинПер Гюнт покидает родную деревню и отправляется в дальние странствия. Он переживает удивительные приключения, многие из которых Ибсен связал с эпизодами из старинных норвежских легенд и преданий. Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. Композитор воспел суровую и прекрасную природу Норвегии, фантастику и старинный быт, простые и искренние человеческие чувства. Красота музыки и ее национальное своеобразие обессмертили произведение Грига.

Нежные краски утренней зари и мягкость их переливов, картины пробуждения природы не раз привлекали внимание композиторов. Выразительные возможности музыки позволяют воспроизвести это в звуках. Пьеса Грига "Утро" - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Ее музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности.

В основе пьесы лежит небольшой мотив. На протяжении пьесы мотив неоднократно повторяется и варьируется. Композитор умело использует регистровые и тембровые краски, приемы звукоизобразительности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы - солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника. "Утро" Грига - один из лучших образцов пасторальной музыки.

 

Ребята, а как вы думаете, может ли музыка изобразить забавные картинки, игровые сценки? Конечно, может. Я хочу познакомить вас с пьесами из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.

«Детский альбом» написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева, излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны.

Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Свой цикл детских пьес Чайковский посвятил Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

«Игра в лошадки»

Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.

Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.

«Марш деревянных солдатиков»

А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.

Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.

 

Тема: « Музыкальная интонация».

Мы продолжаем раскрывать тайны музыки, которые делают её выразительной. Продолжаем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться или грустить, удивляться или восхищаться. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос “Как почувствовать музыку?”. Прежде чем мы это сделаем, я расскажу вам обычный случай из жизни обычного школьника, может быть и из вашей жизни тоже.

Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!” Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок?У нее голос строгий.

Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации. Слово “интонация” в переводе с латинского языка означает “громко произношу”. Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. Музыкальная интонация – это небольшой мелодический оборот, который создаёт музыкальный образ. Мелодия может двигаться поступенно вверх или вниз, а может скачком вверх или вниз.

Послушаем фрагменты музыкальных произведений и определим, на какой интонации основаны мелодии, и какие образы они создают.(Слушаем музыку)

Представьте, что нам нужно сочинить героическую песню, которая начинается с интонации призыва на слова “Вперёд!”. Давайте вместе попоём эту интонацию.

Хорошо. А если нам надо сочинить печальную песню, которая начинается с интонации жалобы на слова “Жалко”? Для этой интонации используется интервал «Малая секунда».

А как спеть интонацию зова кукушки на слово “ку-ку”?


Композиторы, создавая музыкальные произведения, сочетают в них разные интонации. Каждая интонация что-то обозначает.

Когда вы учились читать, то сначала учили буквы, потом соединяли их в слоги, а слоги в слова. Из слов получались предложения, которые вы тоже учились читать и понимать. Теперь для вас не составляет труда открыть книгу, прочитать и понять, о чём в ней написано. С помощью книг вы узнаёте много нового.

Так и в музыке, из интонаций получается целое музыкальное произведение, которое вы тоже научитесь “читать” как книгу, если будете понимать, что означает каждая интонация. Мы с вами уже начали “читать” эти музыкальные “книги”. Желаю вам успехов на этом пути познания.

Сергей Сергеевич Прокофьев – фигура заметная среди музыкантов двадцатого столетия. Он был самым знаменитым композитором Советского Союза и в то же время стал одним из самых значительных музыкантов для всего мира.«Прокофьев – светлый гений, веселый гений русской музыки. Любой жанр, за который брался Прокофьев, является в его руках необычным», – так писал о таланте композитора Борис Асафьев.

Наверное, именно от того, как он чувствовал детей и детское, как глубоко понимал инструмент, как постоянно трудился над формой, зная, кто есть самый честный и неподкупный критик в мире, Прокофьев и стал величайшим детским композитором XX столетия.

Искрометная песенка-скороговорка «Болтунья», вдохновленная стихами Агнии Барто. Прокофьев творил для детей, будто для себя, – с огромным удовольствием.Он услышал это стихотворение «Болтунья» в исполнении автора и решил положить его на музыку. Что из этого получилось, мы сейчас увидим и услышим! Читаем стихотворение А. Барто, слушаем музыку Прокофьева.

Виктор Сергеевич Калинников (1870 – 1927) - композитор, дирижер, хоровой деятель, педагог, профессор Московской консерватории. Большое внимание на музыкальное развитие и формирование Виктора Калинникова оказал его старший брат - Василий Калинников. В 1887 г. брат подготовил Виктора в музыкальное училище. В 1896 г. Виктор окончил училище с медалью по классу гобоя и композиции.

Виктор Каллиников - мастер хорового письма, работая с детьми в школах, создал два удивительных собрания: «10 одноголосных детских песен», и «10 двухголосных детских песен». Его произведения отличает мелодическая простота интонации, основанная на диатонике, выразительная партия фортепиано, совершенство формы. Задушевность, элегичность - основные черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова.

«Киска»

Идёт кисынька из кухни. Мяу!

У ней глазоньки опухли. Мяу!

- О чём, кисынька, ты плачешь? Мяу!

- Как мне кисыньке не плакать! Мяу!

- Повар пеночкку слизал,

Да на кисыньку сказал.

Мяу!

В этой песне, с помощью музыкальных средств выразительности представлен образ маленькой, обиженной кошечки. Какие интонации использует композитор? Подбери для неё свои музыкальные интонации.



2018-07-06 6113 Обсуждений (0)
Роберт Шуман «Первая утрата». 5.00 из 5.00 10 оценок









Обсуждение в статье: Роберт Шуман «Первая утрата».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6113)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)