Тема: «Сказки о музыкальных инструментах»
Мышонок вылез из футляра и сообщил: – Там прячется какой-то зверь. Туловище у него закругленное, с выемками по бокам. Шея длинная и узкая, а головка изогнутая, и с каждой стороны по два ушка. - Так много ушей? Наверное, слух у этого зверя лучше мышиного, – заметил папа мышь. - Я забыл сказать, что на шее у зверя натянуты железные жилки. А рядом с ним лежит палочка с волосками, – добавил мышонок. -Ой, неужели он будет драться своей палочкой?! – воскликнула мама мышка. - Пусть попробует, я его… – запищал папа мышь, но его перебили старые часы. - Глупые, мыши. Это же скрипка, музыкальный инструмент. Тут вдруг раздался щелчок, футляр открылся, и все увидели скрипку. Она огляделась и тихо прозвенела: – Здравствуйте, как долго я спала. Надеюсь, вы любите музыку? -А что такое музыка? – спросил любопытный мышонок. - Как, вы не знаете, что такое музыка? – застонала скрипка. -Нет, не знаю, у нас на чердаке нет музыки, – ответил мышонок. -Музыка – это, когда я пою, а мои струны звенят. В общем, музыку надо слушать, а не рассказывать о ней, – взволнованно объяснила скрипка. - Дорогая скрипка, исполните нам что-нибудь. Пусть мышки хотя бы раз в жизни услышат настоящую музыку, – попросили часы. - Хорошо, – прозвенела скрипка и напряглась, но кроме тихого звона ничего не получилось. Она снова напряглась, и снова раздался еле слышный звон струн. - Ничего особенного нет в этой музыке, – сказала мама мышка, и все согласились с ней. На скрипку перестали обращать внимание, и она лежала несчастная и молчаливая. Через некоторое время смычок тихо прошелестел: – Струны, почему вы разучились петь? Может, вы заболели или потеряли музыку? - Мы не заболели, – обиженно прозвенела первая струна. - И не разучились петь, – откликнулась вторая струна. - Между прочим, струна была первым музыкальным инструментом. Когда охотник отпускал натянутую тетиву, она звенела. Так человек впервые понял, что в струне живет музыка, – обстоятельно объяснила третья струна. - Это ты, смычок, заболел, ослаб и потерял музыку, – колко заметила четвертая струна. - Вовсе нет. Пусть я маленький и хрупкий, но внутри у меня огромная сила музыки. Конский волос, натянутый на меня, даже вибрирует от нетерпения и желания извлечь чудесные звуки музыки, – обиженно просипел смычок. -Вы зря спорите. Я думаю, вам не хватает самого главного – человека, – скрипнули часы. – Только человек может оживить вас и заставить звучать. - Меня, впрочем, тоже может завести только человек, – вздохнули часы. - Дорогие часы, давайте позовем человека, – попросила скрипка. - Бесполезно, сюда уже давно никто не приходит, – ответили часы. - Я не могу жить без музыки, давайте попробуем, – взмолилась скрипка и тихо зазвенела. Часы попытались качнуть маятником, их шестеренки повернулись, и раздалось одиночное «бом». Шкаф заскрипел дверцей, а мыши запищали. Вдруг все услышали громкие голоса людей и смолкли. Пожилой голос ворчал: – Куда ты меня тащишь, внучка? В моем возрасте тяжело по чердакам лазить. - Бабушка, там кто-то живет. Я слышала шум, но боюсь одна идти, – ответил голосок девочки. Дверца в полу заскрипела, и бабушка с внучкой поднялись на пыльный чердак. -Ой, бабушка, смотри, скрипочка! Неужели она может играть? Какой маленький смычок, – щебетала девочка. - Это же моя первая детская скрипка, – с улыбкой ответила старушка. Она взяла скрипку в руки, ласково протерла ее и подкрутила колки. Положив скрипку на плечо, старушка прижалась к ней подбородком и взмахнула рукой со смычком. Нежные хрустальные звоны рассыпались по чердаку. - Бабушка, это настоящая музыка, – восхищенно прошептала девочка. - Да, это настоящая музыка, – откликнулись часы. -Так вот, что такое музыка, – пропищали мышки под старым диваном. С тех пор струны и смычок снова трудятся вместе. Они учат маленькую девочку играть на скрипке. Иногда скрипку берет в руки бабушка, и весь дом наполняется щемящими сердце нежными звуками музыки. Тогда мышки спускаются с чердака послушать пение скрипки. А часы, которые теперь переселились в комнату, назидательно тикают: – Тик-так, вы слышите, тик-так, это музыка! Она живет не только в струнах, смычке или скрипке. Настоящая музыка живет в человеке. Знакомьтесь ребята. Инструмент по имени Фортепиано. У этого инструмента очень интересная история. Давайте послушаем, что расскажет фортепиано. - Все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы. — О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано? — Смотрите же! Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом. Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно. Кажется, будто они хотят застать струны врасплох, появляясь в самых неожиданных местах — то поодиночке, то группами. И струны рокочут от бешеных наскоков молоточков, и плачут, будто задетые за живое, и нежно поют под ласковыми прикосновениями. И смеются, и ликуют, и негодуют, и печалятся, и вздыхают. . . Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано? — Имя мое, — объяснил инструмент, — от двух итальянских слов: форте и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо. — До обидного простое имя у такого замечательного инструмента! Да вы достойны самого звучного имени на свете! — Что ж, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский. — Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей королевской родословной! Извольте. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:род Струнных, род Клавишных и род Ударных.Мой прямой предшественник, можно сказать, отец родной — благородный Клавесин. Он царил в музыкальном мире в XVII— XVIII веках.От Клавесина я унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Правда, сердце Клавесина билось иначе, чем мое: более бесстрастно и сдержанно — от щипка струн перышками.
«Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка. Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени. Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка. Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ. Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. «Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». «А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» - отозвались трещотка и рубель. Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим». «Ой!» - воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить. - С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит. Тема: «Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк» С болота, поросшего ряской, С полей, из лесного дупла, Певучая, добрая сказка По нотным тропинкам сошла. К тесовому дому под ели, Тропинка тебя приведет, Расскажут о Пете и Волке, Флейта, валторна, кларнет, и фагот. Запрятаны в нотных страницах, Поляны, луга и леса. Для каждого зверя и птицы у сказки свои голоса: Пичугою флейта просвищет, Закрякает уткой фагот, А злого презлого волчищу, Валторны заменят собой, Однако к чему торопиться? Твоя эта сказка, бери, Волшебные двери - страницы, В нее поскорей отвори. В 1936 году С. Прокофьев сочинил сказку, которая призвана помочь детям познакомиться с тембрами симфонического оркестра. Симфонические сказки уже встречались в русской классической музыке. Но сказка Прокофьева кардинально отличалась. Во-первых, композитор не стал обращаться к фольклорным истокам, а сочинил сюжет сказки сам. И её главный герой – вполне современный мальчик Петя. Во-вторых – это непросто музыка для симфонического оркестра. Это музыка с текстом. Музыка и декламация здесь действуют переменно: сначала артист читает текст, а потом звучит музыка. Сказка Прокофьева - это своего рода увлекательный путеводитель по симфоническому оркестру. Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом: Птичка - флейтой, утка - гобоем, кошка - кларнетом стаккато в низком регистре, дедушка - фаготом, Волк - тремя валторнами, Петя - струнным квартетом, выстрелы охотников - литаврами и большим барабаном. Музыка С. Прокофьева живописно изображает беззаботное щебетание птички, неуклюжие движения переваливающейся с боку на бок утки и её кряканье, вкрадчивую походку и жеманные движения кошки, мрачный образ голодного Волка. Первое исполнение этой сказки состоялось на праздничном дневном концерте для детей, устроенным Московской филармонией 2 мая 1936 года, оркестром дирижировал автор. Симфоническая сказка "Петя и волк" стала необыкновенно популярной во всём мире. Тема: «Сказочные сюжеты в музыке» У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет налево, песнь заводит, Направо, сказку говорит… Как вы думаете, о чем пойдет у нас сегодня речь? А какие ваши самые любимые сказки и сказочные герои? Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего, заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других - добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает - музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: ''Алёнушка’ ‘Богатыри'', «Иван - Царевич на сером волке». А Михаил Александрович Врубель многие свои картины писал под непосредственным воздействием музыки сказок Римского-Корсакова. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же - Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, русалку, лешего, колдуна, серого волка и т.д. Обратимся конкретно к какому-нибудь образу, например - Бабе - Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных. Её образ запечатлел П.И.Чайковский в фортепианной пьесе, которая так и называется "Баба - Яга". В этой пьесе изображается ворчливая Баба - Яга, она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым "колючим" взглядом. С пьесой П.И.Чайковского интересно сравнить музыкальный образ Бабы - Яги, созданный М.П.Мусоргским. Пьеса, в которой Мусоргский изображает Бабу - Ягу называется "Избушка на курьих ножках", эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие "Картинки с выставки". Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает старинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках. Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба - Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный, сказочный лес, избушка Бабы - Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы - Яги. Действительно, многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Известного композитора Н.А.Римского–Корсакова, сказка А.С.Пушкина вдохновила на создание оперы «Сказка о царе Салтане …» Есть в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского–Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним их? (Чудо Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трех богатырей, выходящих из моря, чтобы беречь столицу царя Гвидона.И - самое наиглавнейшее - чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди).У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а музыкальными звуками и с помощью музыкальных инструментов. А теперь, проявите свою творческую фантазию. Представьте, что вы – композиторы! Вам нужно изобразить полет шмеля, какие музыкальные инструменты и средства музыкальной выразительности вы бы использовали? Молодцы! Настоящие композиторы! А сейчас послушайте, как замечательный русский композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков нарисовал «полет шмеля» в своем музыкальном произведении. Тема: «Животные, птицы и рыбы в музыке. Музыкальный зоопарк». Сегодня я предлагаю вам отправиться в зоопарк. Хотите? Кого вы там можете увидеть? Спешу вас обрадовать тем, что сегодня в зоопарке будет настоящий карнавал. Давайте вспомним, что карнавал-это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали. Карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный, потому что многое расскажет нам музыка, которую создал французский композитор Камиль Сен-Санс. Как водится, любой праздник обычно открывают самые знатные гости. Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив. Даже хвост совсем не прост-с кисточкою длинный хвост Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи. Ведь не зря он - царь зверей В жаркой Африке своей. Конечно, это Лев.Он величествен, грозен и прекрасен. Мы слышим это в великолепной музыке, которая называется «Королевский марш Льва». Её в один голос («унисон») мощным звуком исполняют струнные инструменты. И хотя музыка звучит грозно и устрашающе, в ней проскальзывает улыбка. Каждая фраза заканчивается фанфарами, которые подчеркивают торжественность момента. Поступь льва важная, неторопливая. Время от времени в марш неожиданно вторгаются резкие звуки - это Лев подает свой голос, он рычит. А вот «Черепахи». Как вы думаете, в каком темпе эта пьеса? Конечно, в очень медленном. Причем за основу взята мелодия… канкана из оперы «Орфей в аду» Оффенбаха, только в несколько раз медленнее. А «Слон» на карнавале танцует вальс…. Вот «Кенгуру». Кто бы мог подумать, что фортепиано может так «прыгать»! А в «Аквариуме» в звуках флейты, струнных слышатся переливы воды, изящные движения рыбок. «Персонаж с длинными ушами» — это именно тот, о ком вы подумали: крики «иа» забавно переданы «взвизгивающими» скрипка. И наконец, «Лебедь». Единственная часть, лишенная иронии. Песнь виолончели как мгновение ностальгии по сияющей синеве неба, по полету белоснежных крыльев, по самой Красоте.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4994)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |