Стандартизация как процесс преобразования
Стандартизация, как любая преобразующая деятельность, характеризуется объектом и результатом преобразования, алгоритмом и принципами реализации (рис. 1).
Рис. 1. Схема стандартизации как процесса преобразования. Стандартизации подвергаются все виды многократно повторяющихся взаимосвязей (социальные, политические, производственные, экономические, культурные, личностные и другие), которые влияют на функциональное состояние компонентов СО, материальные объекты, участвующие в этих связях, а также труд человека, результаты и средства его труда. Объектом стандартизации является совокупность любых однородных материальных элементов, имеющих одно функциональное назначение в многократно повторяющихся связях между компонентами СО. Это так называемое исходное множество стандартизации (х-множествo). Элементы этого множества обладают неограниченными по разнообразию и случайными по проявлению качественными и количественными характеристиками. Однако процессу стандартизации подвергаются не сами материальные элементы связей, а информация о них, отображающая их существенные признаки и свойства, то есть их абстрактные модели P(x). Результатом стандартизации является детерминированное ограниченное множество, так называемое стандартизованное множество (St-множество) моделей Po(xo) элементов связей, которое выдается в виде нормативно-технической документации. Модели St-множества представляют собой совокупность требований, устанавливаемых к элементам объекта стандартизации и их характеристикам: терминологии, параметрам, сортаментам, методам и средствам контроля, испытаний, хранения и др. Элементы этого множества обладают новым свойством – обязательностью для применения в тех взаимосвязях, на которые распространяется стандарт. Алгоритм стандартизации представляет собой поэтапное преобразование моделей исходного x-множества в меньшее по числу и упорядоченное по структуре стандартизованное множество. Аналитически этот процесс может быть записан в виде St[P(x1, x2, …, xn)]®Pst(xst1, xst2, …, xstm) при n >> m, где St[ ] – обозначение преобразующего действия стандартизации; xi (i = 1, 2,…, n) и xstj (j = 1, 2,…, m) – исходное и стандартизованное множества моделей соответственно. Алгоритм процесса стандартизации включает пять этапов многомерного преобразования информации: 1) систематизация – формирование объекта стандартизации, то есть выявление исходного множества однородных по функциональному назначению элементов какой-либо связи в СО, определение их классификационных признаков, параметров, характеристик и требований к ним; 2) унификация – выявление закономерностей в организации St-множества и разработка моделей этих закономерностей; 3) оптимизация – определение минимально допустимой номенклатуры элементов St-множества, удовлетворяющей потребностям всех заинтересованных участников связи, выбор параметров для контроля их соответствия требованиям стандарта, а также рациональных методов, средств и условий измерения этих параметров; 4) нормирование – разработка содержания, форм и количественных характеристик St-множества, закрепление результатов стандартизации в соответствующих нормативно-технических документах; 5) внедрение – проверка соответствия разработанных моделей St-множества реальным условиям применения, согласование с заинтересованными участниками связи и утверждение стандарта компетентным органом, после чего он приобретает силу закона. Стандартизация как процесс преобразования во многом идентичен процессу обучения живого организма. Действительно, в процессе обучения нейрон среди множества поступающих в него случайных сигналов выявляет систематические связи между ними и фиксирует обнаруженные закономерности путем изменения своих параметров и структуры. Суть стандартизации также заключается в том, чтобы в бесконечно большом и хаотичном множестве случайных взаимосвязей между компонентами СО выявить систематические составляющие и преобразовать их в организованную, упорядоченную и ограниченную по числу систему связей (St-модели), которая при минимальных затратах (временных, материальных и энергетических) обеспечит максимум определенности в состоянии СО, исключит неоднозначность, непонимание, искажения и помехи, полностью удовлетворит потребности пользователей и учтет их возможности. Нейроны в процессе обучения обрабатывают измерительные сигналы, характеризующие свойства познаваемых объектов, при этом алгоритм их обработки сигналов не зависит от их содержания. Отдел стандартизации также оперирует не материальными объектами, а их характеристиками, и преобразование исходного множества связей в стандартизованное также осуществляется в определенной последовательности независимо от вида связи: сначала выделяется группа однородных по назначению связей и выявляются их закономерности, обусловленные общностью выполняемых функций; определяются признаки, необходимые для их однозначного распознавания и воспроизведения; минимальное количество возможных альтернатив реализации данного вида связей, достаточное для удовлетворения потребностей пользователей, и числовые значения их характеристик. В результате обучения живого организма в нем образуются детерминированные нейронные связи (условные рефлексы), которые в соответствующих условиях обязательно используются животным. В стандартизации также разработанные St-модели после проверки их правильности на практике и согласования с заинтересованными компонентами утверждаются и приобретают силу закона, то есть становятся обязательными к использованию. Также как и живые существа, социальные объединения непрерывно эволюционируют: научно-технический прогресс изменяет условия жизни, потребности и оценки людей, природные ресурсы, экологическую обстановку, экономические и политические отношения. Поэтому St-модели связей, как и их реальные аналоги должны развиваться, отражая процесс развития общества, его адаптацию к происходящим в нем переменам. Изменение St-моделей связей социальных структур требует трудоемких мероприятий и существенных материальных затрат, причем чем больше сфера применения St-модели, тем выше инерционность процесса её внедрения или обновления. В то же время, если узаконенная St-модель не адекватна реально существующей связи, то такой стандарт не может выполнять свою главную целевую функцию – обеспечивать управляемость взаимосвязи. Он будет дезорганизовывать процесс управления и тормозить развитие всех функциональных компонентов, объединенных этой связью.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |